Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 20:59, реферат
Тренер должен не только сам уметь общаться со спортсменами, но и требовать во время игры внутригруппового общения от своих спортсменов. Если тренер видит, что в процессе игры спортсмены не побуждают, не поддерживают друг друга, необходимо указать на этот недостаток и попытаться устранить его в процессе тренировочных занятий. При этом особая роль должна отводиться лидерам команды, которых следует персонально проинструктировать о необходимости ободрения спортсменов, особо чувствительных к замечаниям партнеров.
Роль общения тренера со спортсменами …………………………….……..…3
Факторы, эффективности общения тренера со спортсменами…………...….4
Внешние факторы общения…………………………………………….……....4
Личностные особенности спортсменов, значимые для общения…………....5
Поведение тренера……………………………………… …………….……….9
Психологический такт …………………..…………………………………….11
Культура речи тренера ………………….……………….……….…………...13
Стили общения тренеров ………………..……………...………..…..……….18
Список используемой литературы………….………………………..……….21
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
кафедра
«Физического воспитания»
По
дисциплине: «Физическая
культура»
На тему:
Общение
тренера со спортсменами
Выполнил:
Научный
руководитель:
Москва 2009 г.
Содержание
Роль общения тренера со спортсменами …………………………….……..…3
Факторы, эффективности общения тренера со спортсменами…………...….4
Внешние факторы
общения…………………………………………….……...
Личностные особенности спортсменов, значимые для общения…………....5
Поведение тренера……………………………………… …………….……….9
Психологический такт …………………..…………………………………….11
Культура речи тренера ………………….……………….……….…………...13
Стили общения тренеров ………………..……………...………..…..……….18
Список используемой
литературы………….………………………..……….
Роль
общения тренера
со спортсменами
По времени общения тренера со спортсменами уступает только общению спортсменов с членами семьи (а иногда и превосходит). Именно через него происходят обучение, передача знаний, воспитание учеников. Поэтому процессу общения тренер должен уделять большое внимание.
Особо важное значение имеет общение тренера с командой в игровых видах спорта. Оно должно быть непрерывным, обращаться нужно по возможности к каждому игроку, поскольку в противном случае одни спортсмены будут думать, что тренер их игнорирует ("Почему он не говорит мне ничего?"), а другие – что он к ним придирается ("Почему он делает замечания только мне одному?"). Нарушение внутригруппового общения приводит, как правило, к нарушению игрового взаимодействия, а порой и конфликтам между игроками.
Общение тренера с командой протекает в форме подсказок в ходе игры, указаний при заменах игроков, разъяснений и убеждений во время тайм-аутов. Однако при этом важно правильно выбрать момент для той или иной формы своего вмешательства.
Тренер должен не только сам уметь общаться со спортсменами, но и требовать во время игры внутригруппового общения от своих спортсменов. Если тренер видит, что в процессе игры спортсмены не побуждают, не поддерживают друг друга, необходимо указать на этот недостаток и попытаться устранить его в процессе тренировочных занятий. При этом особая роль должна отводиться лидерам команды, которых следует персонально проинструктировать о необходимости ободрения спортсменов, особо чувствительных к замечаниям партнеров.
Факторы, эффективности
общения тренера со
спортсменами
Эффективность
общения определяется многими факторами:
одни из них управляемы и поэтому
могут специально организовываться
для того, чтобы цель общения была
достигнута с наибольшей вероятностью;
другие неуправляемы, по крайней мере,
в момент общения, и поэтому должны
лишь учитываться тренером при построении
стратегии и тактики общения (Рис.
1).
Рис.
1. Факторы, обуславливающие эффективность
педагогического общения
Внешние факторы общения
К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность спортсмена и социально-психологические особенности спортивного коллектива, отношение учеников к тренеру.
Ситуация
общения во многом определяет и характер,
и эффективность общения. Одно дело
общаться в спокойной ситуации, другое
дело – в напряженной
Обстановка общения. Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. При этом в зависимости от целей общения тренера со спортсменами обстановка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки. Для проведения деловых совещаний, обсуждения проведения ученика и т.д. необходима строго официальная обстановка.
Особенности
спортивной команды тоже влияют на
эффективность общения. Если команда
является зрелой в социальном отношении,
то внушающие воздействия тренера
оказываются более
Отношение
спортсменов к тренеру может
выступать как своеобразный психологический
барьер. Например, в одном случае
спортсмен желает обсуждать предмет
разговора, в другом – нет, с одним
тренером будет откровенным, с другим
– скрытным, лживым, по одним вопросам
спортсмен высказывается прямо,
по другим – отмалчивается, по третьим
может солгать.
Личностные особенности спортсменов, значимые для общения
Эффективность общения тренера со спортсменами зависит от личностных качеств последних, важнейшими из которых являются: социальный статус в спортивной команде, психологические установки спортсменов, их возрастные и половые характеристики, моральный облик (убеждения, мировоззрение, идеалы, мотивы занятий спортом), уровень интеллектуального развития, интересы, склонности, степень внушаемости, коммуникабельность (то есть легкость установления контактов с другими людьми). Рассмотрим наиболее важные из них.
Социальный
статус спортсмена по отношению к
тренеру ниже, что придает процессу
их общения субординационную окраску.
Тренер обладает правом не только убеждения,
но и приказа, распоряжения, принуждения.
Однако это не может служить основанием
для проявления им высокомерия. Общение
свысока создает
Особое
значение имеет учет социального
статуса спортсмена в спортивном
коллективе. Лидер будет реагировать
на педагогические воздействия тренера
иначе, чем новичок команды или
спортсмен, занимающий низкое положение
в коллективе. Лидеры могут оказывать
большое противодействие
Возрастные
особенности спортсменов часто
затрудняют общение, поскольку ребенок
убежден, что его все равно
не поймут. Для более успешного
общения тренера с детьми необходима
некоторая трансформация его
позиции в сторону позиции
ребенка. Иногда удается преодолеть
психологический барьер, рассказав
о своем собственном поведении
в детстве в аналогичных
Подростковый
возраст характеризуется
В периоды "открытости" подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если эту потребность младших подростков могут удовлетворить и сверстники, и взрослые, то старшие подростки остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь тренер, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.
Гендерные особенности спортсменов тоже влияют на эффективность общения. Девочки более коммуникабельны, более чутки к состоянию собеседника и отношению к ним, более доверчивы к хорошим словам. Логика их рассуждений более скрыта из-за склонности опускать очевидные для них (но не очевидные для мальчиков и мужчин-тренеров) связи и предпосылки. Прямолинейная излишне рациональная логика рассуждений мужчин-тренеров им не импонирует, поэтому лица женского пола легче контактируют друг с другом и нередко обижаются на мужчин-тренеров за их грубоватость, прямолинейность, непонятливость. Вследствие этого разговор по душам с девочками лучше получится у женщины-тренера. Тренеру-мужчине следует иметь в виду, что при разговоре с девочками должны незримо присутствовать элементы рыцарского отношения к женщине. В то же время лица женского пола предпочитают, чтобы при занятиях спортом ими руководил мужчина, и часто принимают авторитарный стиль руководства как должный.
Психологические установки, как тренеров, так и спортсменов играют большую роль в общении. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Предубежденность спортсменов против тренера, не обладающего в их глазах авторитетом, может быть временной (из-за первого неблагоприятного впечатления о нем, из-за усталости) и устойчивой, вызываемой всей системой взглядов и установок спортсмена (например, на тактику игры команды, на систему тренировочного процесса). В первом случае от тренера требуется мягкость, во втором – твердость позиции. Иногда полезно временно скрыть цель беседы и начать разговор издалека (например, выявить общность интересов, увлечений), а затем, преодолев ситуативную предубежденность, начать разговор в соответствии с целью общения.
При
неприятностях в школе, институте,
спортивной команде, в отношениях с
товарищами любое упоминание о "больном"
вопросе, даже нечаянный намек на
неприятные события, может вызвать
у спортсмена либо замкнутость, либо
вспышку отрицательных эмоций. В
таких случаях надо дать ему возможность
успокоиться или излить душу собеседнику.
Без понимания состояния
Устойчивые психологические характеристики спортсменов, такие как свойства темперамента и характера, эмоциональная возбудимость, общительность или замкнутость, конформность, также влияют на эффективность общения. Высокая эмоциональная возбудимость или недостаточная развитость некоторых волевых качеств у юных спортсменов могут препятствовать общению с ними тренера. Если ученик обладает нерешительностью, высокой эмоциональной возбудимостью, тренер должен прежде всего подумать о том, как в общении с ним воздействовать на его волю, как предупредить эмоциональные вспышки, чтобы сохранить содержание беседы. Если же ученик с твердым характером, эмоционально сдержанный, то на первый план тренер должен поставить содержание беседы, а эмоциональные тонкости можно заранее не учитывать.
Общительные
спортсмены в отличие от замкнутых
стремятся к межличностным
Легкость и трудность оказания влияния на спортсменов зависит от конформности последних. Конформность – это свойство человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения. Легкая смена своей точки зрения характеризует высокую конформность, что облегчает возникновение психологического контакта при общении. Когда же, несмотря на групповое давление или давление авторитета, человек остается при своем мнении, говорят о его низкой конформности, и это часто затрудняет общение.
От
конформности следует отличать конформизм,
когда ученик лишь на словах разделяет
мнение тренера или коллектива, а на самом
деле остается при своем мнении и руководствуется
ним в поступках. По существу, человек
ведет двойную игру, призывая на словах
нормы поведения и жизни данного коллектива
лишь для того, чтобы его не ругали.