Общение тренера со спортсменами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 20:59, реферат

Краткое описание

Тренер должен не только сам уметь общаться со спортсменами, но и требовать во время игры внутригруппового общения от своих спортсменов. Если тренер видит, что в процессе игры спортсмены не побуждают, не поддерживают друг друга, необходимо указать на этот недостаток и попытаться устранить его в процессе тренировочных занятий. При этом особая роль должна отводиться лидерам команды, которых следует персонально проинструктировать о необходимости ободрения спортсменов, особо чувствительных к замечаниям партнеров.

Содержание

Роль общения тренера со спортсменами …………………………….……..…3
Факторы, эффективности общения тренера со спортсменами…………...….4
Внешние факторы общения…………………………………………….……....4
Личностные особенности спортсменов, значимые для общения…………....5
Поведение тренера……………………………………… …………….……….9
Психологический такт …………………..…………………………………….11
Культура речи тренера ………………….……………….……….…………...13
Стили общения тренеров ………………..……………...………..…..……….18
Список используемой литературы………….………………………..……….21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физ-ра.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

     Примерами употребления режущих слух устойчивых выражений могут служить: "выпрямить  заднюю ногу", "выпрямит нижнюю руку", "выбросить ноги", "нагнуть  туловище" (вместо "наклонить") и т.п.

     Примерами использования лишних слов являются: "на месте стой" вместо "стой", "по порядку номеров рассчитайсь" вместо "по порядку рассчитайсь", "вперед шагом марш" вместо "шагом  марш", "в обход по залу шагом марш" вместо "в обход шагом марш", "от середины направо и налево разомкнись" вместо "от середины разомкнись" и т.д.

     Недопустимы в речи тренера, как бы он ни был  раздражен, оскорбительные слова.

     Шестой  составляющей культуры речи тренера  является немногословие. Некоторые тренеры, вместо того, чтобы четко назвать упражнение, подробнейшим образом описывают положение головы, туловища, плеч, кистей рук, забывая, что вначале нужно акцентировать внимание учеников лишь на главных элементах. Многословие проявляется и тогда, когда тренер, указывая на ошибки ученика, подвергает подробному анализу все допущенные им отклонения от образца. Наконец, многословие выражается в частых повторениях.

     Конечно, краткость не является самоцелью. Чрезмерно  сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов команды и распоряжения тренера становятся двусмысленными.

     Культуры  речи тренера связана с речедвигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять упражнение, не нарушая при этом ни качества исполнения упражнения, ни плавности и выразительности речи. Это умение особенно слабо развито у тренеров с небольшим стажем работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Стили общения тренеров 

     Выделяется  несколько стилей общения. Один из них  основывается на привязке стиля общения  к стилю руководства: авторитарному  стилю руководства соответствует  авторитарный (императивный) стиль  общения, демократическому стилю руководства  – демократический стиль общения. При этом речь не идет об их отождествлении, так как стиль руководства  характеризуется не только стилем общения, но и способом принятия решения (единоличным  или коллегиальным), ориентацией  на инициативность подчиненных или  же на жесткую регламентацию их активности и т.д. Поэтому стиль общения  относится к стилю руководства  как часть к целому.

     Авторитарный  и демократический стили общения  различаются по форме выражения  воздействий, частоте использования  тех или иных форм воздействия  на спортсменов и широте общения (Таблица 1).

     Приведенные в таблице данные не следует толковать  так, будто тренеры с авторитарным стилем общения используют только инструктаж, команды и т.п., а тренеры демократического стиля – только предложения, советы и обсуждение. Все эти формы  передачи информации могут использоваться тренерами с различным стилем общения, однако, при этом частота  их использования разная.

     Более подробная характеристика общения  тренеров, имеющих различный стиль  руководства, дана М.В. Прохоровой (Особенности  и коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. дис. … канд. Наук. М., 1974). У тренеров демократического стиля в содержании обращений воспитательная информация, связанная с побуждением к самостоятельности и инициативности, к совместным обсуждениям вопросов и т.д., почти отсутствует; организационная же, отражающая четкость, порядок работы, выражена на среднем уровне. Из форм обращений преобладают неодобрения и замечания, часто выражаемые в ироничном и резком тоне. 

     Таблица 1

     Характеристика  стилей общения

Характеристика  общения Стиль общения
авторитарный демократический
Вид воздействия Инструктаж, команда, приказ, указание Предложение, совет, обсуждение
Форма выражения воздействия Категорическая, резкая, неодобрительная, раздраженная Спокойная, дружелюбная, одобрительная
Широта  общения с учащимися С избранным  кругом Со всеми  учащимися

 

     Для тренеров демократического стиля управления характерно преобладание воспитательной информации, использование одобрений, приветливого тона обращений. Неодобрение  они выражают очень редко. Обращения  адресуются в основном сильным спортсменам.

     Либеральный стиль руководства характеризуется  большим объемом организационной  информации, меньшим объемом учебной  информации, частыми замечаниями, приветливым  тоном обращений.

     Тренеры-автократы  уделяют больше внимания общению  с администрацией и меньше – с  родителями своих учеников. Тренеры  демократического стиля уделяют  равное внимание общению с руководством, родителями учеников, коллегами и  учащимися, а тренеры-либералы мало общаются с учащимися.

     На  соревнованиях тренеры чаще, чем  на тренировках, используют авторитарный стиль общения (требования, замечания, порицания, команды, указания).

     Имеются и другие подходы к выделению  стилей общения. В одном, условно  обозначенном "А", преобладают  организационные и дидактические  цели, организующие и корректирующие действия, прямые обращения; в другом стиле ("Б") преобладают дидактические цели, оценочные, контролирующие и стимулирующие действия и косвенные обращения. Стиль "А" характерен для педагогов с сильной и лабильной нервной системой, а стиль "Б" более соответствует педагогам с сильной и инертной системой.

     Стили педагогического общения тренеров со спортсменами зависят и от психологических  особенностей самих наставников. Для  тренеров-экстравертов характерными приемами являются следующие: обращение к  учащимся дружески на "ты"; теплый тон общения, использование шуток, юмор; выражение уверенности в  успехе спортсмена. Эти тренеры часто  одобряют действия учащихся, предупреждения и замечания делают в мягкой форме, в конфликтной ситуации ограничиваются мягкими упреками.

     Для тренеров-интровертов более характерно обращение к спортсменам холодно, сдержанно, на "вы"; частое проявление раздраженного тона общения, гнева, с использованием нелестных для  учащихся эпитетов, более частое использование  порицаний, чем поощрений, высказываемых  в жесткой форме.

     Из  этого описания следует, что тренеры-интроверты более склонны к авторитарному  стилю общения.

 

      Список используемой литературы 

  1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.:AKADEMIA, 2000.
  2. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987.
  3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1982.
  4. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002.
  5. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993.

Информация о работе Общение тренера со спортсменами