Общепедагогические методы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:48, реферат

Краткое описание

Целью моей работы – определить современные общепедагогические физического воспитания.
Задачи:
Изучить литературные источники по данной теме.
Систематизировать общепедагогические методы физического воспитания.
Дать характеристику понятию «Двигательный навык» как одному из современных методов физического воспитания.

Содержание

Введение.
3
Историческая справка.
4-8
Общепедагогические методы педагогического воспитания.
9-15
Формирование двигательных навыков.
16-21

Заключение.
22-24

Список литературы.
25

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

 

Введение.

3

Историческая справка.

4-8

Общепедагогические методы педагогического воспитания.

9-15

Формирование двигательных навыков.

16-21

 

Заключение.

22-24

 

Список литературы.

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение.

Методы физического воспитания – это способы применения физических упражнений. Понятие «физическое воспитание», о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что так же, как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса либо осуществляется в процессе самовоспитания. Отличительные же черты физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качества человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Целью моей работы – определить современные общепедагогические физического воспитания.

Задачи:

      1. Изучить литературные источники по данной теме.
      2. Систематизировать общепедагогические методы физического воспитания.
      3. Дать характеристику понятию «Двигательный навык» как одному из современных методов физического воспитания. 
         

 

 

 

 

 

 

1. Историческая  справка.

Игровые и юношеские виды спорта и физические упражнения и были стихийными всплесками энергии юности, именно греки первыми свели их в систему физического воспитания. Следы спортивных занятий можно найти у древних египтян, евреев и многих других азиатских народов. Однако «мы должны отправиться на маленький, но священный кусочек земли, чтобы отыскать ростки всей нашей науки, искусства и поэзии» (4). Ибо «именно в Греции культура спорта впервые получила то систематическое внимание, которое возвело ее в истинный ряд свободных видов творчества» (13).

В ранний период греки в южной Европе и Малой Азии осознали, что с развитием цивилизации и цивилизованного образа жизни утрачиваемые возможности для физических упражнений, которые Природа так щедро предоставляет своим детям в их повседневной дикой жизни, должны смениться системой регулярных физических упражнений и физического воспитания. Человек по своей конструкции не создан для вялой, безвольной деятельности или безделья, сидячего, расслабленного стиля существования. С точки зрения греков древности, тренировка тела имела первенствующее значение (как логически, так и исторически, хронологически). Поэтому они и ввели в общую систему обучения и просвещения в качестве первоочередной физическую тренировку и поддерживали ее в первую очередь. В одном из первых изданий «Британской Энциклопедии» говорится: «Греки уделяли физическому воспитанию юношей больше времени, чем всем другим дисциплинам, вместе взятым».

Греческое воспитание состояло из двух частей, которые образовывали цельный системный подход как для юношества, так и для зрелого возраста:

  • физические занятия для тела, 
  • музыка для разума и духа.

Музыка относилась к культуре ума и охватывала все виды свободного творчества и науки, все пять муз, такие, как история, поэзия, красноречие, философия, математика и искусство, включавшее архитектуру, ваяние и живопись.

Греция не была однородной страной, и системы физического воспитания в разных ее частях были различными. В Спарте главная цель такого воспитания состояла в подготовке воинов. Там особенно ценили сильных и храбрых мужчин, умевших воевать. В своем описании греческого воспитания доктор Гроут пишет о спартанцах: «С раннего, семилетнего возраста спартанские мужчины жили открыто, занимаясь всю жизнь физической и военной подготовкой. Или были критичными зрителями таких же, как они сами» (7). Но физическое воспитание там не ограничивалось лишь подготовкой сильных и смелых воинов. Законы Ликурга регулировали всю брачную жизнь, запрещая больным вообще становиться родителями. Ликург обязывал указами женщин тренироваться в беге, борьбе, метании дротиков и колец в цель. Его идея состояла в том, что сильные женщины дадут и сильное потомство.

В Афинах, где успешно развивались философия и поэзия, физическая подготовка не была столь суровой. Хотя физическое воспитание и имело целью достижение мужественности и внешней красоты, но не занимало столь много времени у молодых людей, как занятие умственной культурой. Тем не менее и там понимали связь между телом и умом, зная, что последний не может быть полностью здоровым, пока не будет здоровым тело. Ни философы, ни врачи не считали никакое другое средство для восстановления здоровья более полезным, чем физические упражнения. Гимнастике придавали такое значение, что в курсах обучения она занимала больше времени, чем другие дисциплины.

На протяжении нескольких столетий господства догм антинатурализма не только игнорировали телесные потребности бедных монастырских учеников, но и унижали их. Мрачное тоскливое монастырское рабство было перенесено на управление всеми образовательными и воспитательными учреждениями, чье влияние стало главной причиной физической деградации людей. И поверхностность наших нынешних реформаторских мер доказывает, что мы все еще не осознали корней этого зла. «История науки, — пишет Освальд, — это история дня с ярким утром и солнечным вечером, но прерванная в полуденный час полным затмением здравого смысла и разума.

После нескольких сонных веков средневековья утраченное было искусство физических упражнений вновь стало возрождаться во времена Рыцарства. В этот период принцы, аристократы, поэты, художники увлекались фехтованием, борьбой, боксом, танцами, верховой ездой. Эти занятия были спортом праздных слоев общества, а не частью всеобщей системы образования. Но после эпохи Рыцарства в XVI—XVIII веках физические упражнения начали исчезать, некоторые из них становились вовсе устарелыми. В мемуарах авторов того времени оставались упоминания лишь о фехтовании да кулачных боях. В этот период некоторые просветители пытались включить теоретические основы физической культуры в общую программу образования. В 1651 году известный ученый Дж. Скалиджер опубликовал в Лионе книгу «Искусство физических упражнений». Через четыре года Леонард Фуч из Тюбингена выпустил книгу «Движение и отдых». Спустя 10 лет в Париже вышла книга Амбруаза Парэ «Искусство сохранения здоровья». В последующее столетие литература на эту тему пополнялась работами Борели, Бриссо, Полин, Огаля, Хоффмана, Бьюреттаи… ( Приложение №1).

Настоящим «отцом физической культуры» в США является доктор Джо Льюис. Именно благодаря его громадной деятельности в чтении лекций, издании журналов, публикации книг и руководству школой интерес к физическому воспитанию в США быстро возрос. Он начинал с немецкой системы, но не получил от нее удовлетворения и разработал собственную систему. Эта система носила название «новая гимнастика».  

1917 г. физическими упражнениями занимались привилегированные слои общества. Для осуществления ФВ использовалась зарубежная система (Сокольская гимнастика, немецкий турнеп, шведская гимнастика и др.). отечественная система физического образован. была разработана Петром Федоровичем Лесгафтом. Однако поддержки правительства не пользовалась. После 1917 г. организовываются самодеятельные кружки. 1923 г. создается высший совет физкультуры. 1929 г. – определены теоретические организационные методики и научно-исследовательский институт физической культуры, который способствовал совершенствованию ФВ. В разработанной системе ФВДДВ участвовали группы ученых и методистов. Вопросами занимались Е.Г. Леви-гориневская, М.Н. Конторович, А.И.Быкова, Н.А. Медлов, Л.И. Михайлова. 1950-1960 гг.. Быкова, Леви-Гориневская, Хухлоева и др. проводили исследования обучения детей физ.упр. методике проведения подвижных игр. 1960 г. организован НИИ дошкольного воспитания. Его сотрудники М.И. Кистяковская, Асокина, Тимофеева и др. разработали новую программу ФВ в детском саду «Пособие для воспитателя». В настоящее время вопросами ФВ занимается Шебеко, Глазырина, Шишкина.

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определённых воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса либо осуществляется в процессе самовоспитания. Физическое воспитание – это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Таким образом, методы физического воспитания – это способы применения физических упражнений.

В процессе физического воспитания применяется как общепедагогические методы и специфические, основанные на активной деятельности (Приложение №2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. Общепедагогические методы физического воспитания.

Метод - это способ обучения, метод обучения наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала.

Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях. 
Методика обучения - это система методов, методических приёмов, форм организации занятий, для обучения конкретному двигательному действию. 
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики:

  • методы использования слова (словесные методы) и
  • методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

Словесные методы.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед обучающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы:

  1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в I—II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту. Чем старше обучающие, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
  2. Описание. Это способ создания у обучающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
  3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений. В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
  4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

 

Что делает преподаватель

Что делают учащиеся

Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует выводы.

Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. Осмысливают выводы.


 

  1. Разбор — форма беседы, проводимая преподавателем с обучающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.
  2. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
  3. Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
  4. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.
  5. Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях. Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе. Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий. Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе. В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности. В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.

Информация о работе Общепедагогические методы физического воспитания