Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 20:48, реферат
Целью моей работы – определить современные общепедагогические физического воспитания.
Задачи:
Изучить литературные источники по данной теме.
Систематизировать общепедагогические методы физического воспитания.
Дать характеристику понятию «Двигательный навык» как одному из современных методов физического воспитания.
Введение.
3
Историческая справка.
4-8
Общепедагогические методы педагогического воспитания.
9-15
Формирование двигательных навыков.
16-21
Заключение.
22-24
Список литературы.
25
Методы обеспечения наглядности.
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию обучающихся выполняемых заданий. К ним относятся:
Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.
Поэтому, когда я готовлюсь к физкультурному занятию, то выбираю оптимальные для того или иного этапа методы, также предусматриваю, какова должна быть их структура самого занятия, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
3. Формирование двигательных навыков.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физической культуры как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического обучения и воспитания.
Это взаимодействие методов можно проследить в формировании двигательных навыков.
Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма (5).
Обучая в процессе физического воспитания, используются образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.
Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна (11).
Двигательный навык – это оптимальная степень овладения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (то есть при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения (7).
Рационально сформированный двигательный навык характеризуется оптимальным соотношением функций сознания и автоматизмов в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а составные операции доведены до определённой степени автоматизации.
При навыке сознание направлено, главным образом, на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так занимающиеся сосредотачивают своё внимание во время во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании, при метаниях – на выполнении мощного финального усилия, то есть на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия.
Конкретные признаки двигательного навыка:
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от следующих факторов:
• двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта обучающегося;
• возраста (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
• координационной сложности двигательного действия;
• профессионального мастерства преподавателя;
• уровня мотивации, сознательности и активности обучающегося.
3.1 Закономерности формирования двигательных навыков.
Сформированные ранее навыки могут облегчить или усложнить формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков - "положительный перенос" - происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство, например навыки играх в лапту помогают освоить бросание мяча вдаль. "Отрицательный перенос" может возникнуть при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может замедлить формирование навыка приземления в прыжках в высоту с разбега. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при планировании работы по обучению детей движениям.
Двигательный навык требует постоянного подкрепления, в противном случае он разрушается. Разрушение происходит последовательно: вначале дети чувствуют неуверенность в своих силах, потом теряют способность к точной дифференцировке движений, исчезает индивидуальность в технике выполнения. Внешне это выражается в качественном ухудшении двигательного действия. Однако двигательный навык не исчезает полностью, сохраняется сравнительно долго и после упражнений быстро восстанавливается. Двигательный навык может ухудшаться и тогда, когда снижается уровень развития физических качеств, функциональных возможностей организма, показателей основных видов движений (например, у часто болеющих детей).
На быстроту образования двигательных навыков оказывают воздействие эмоции, интерес, сознательное отношение детей к двигательной деятельности.
3.2 Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков.
В ходьбе и беге проявляются разные физические качества: скорость, ловкость, сила, чувство ритма, выносливость, равновесие и др., которые тесно взаимосвязаны. Для быстроты и ловкости нужна сила, ловкость невозможна без быстроты, при любой работе нужна выносливость. Чем более развиты физические качества, — легче осваиваются новые движения. Чем лучше у ребенка развито чувство ритма, тем быстрее и легче он осваивает новые движения. Отсюда необходимость звукового сопровождения ходьбы и бега, чтобы воспитатель и возможность, не прерывая и не останавливая движения влиять на качество его исполнения.
Средствами звукового сопровождения являются пианино, бубен, барабан, метроном, гремушки, хлопки в ладоши и др. Чаще других, при отсутствии квалифицированного музыкального сопровождения, используется бубен. Владение бубном – одно из необходимых профессиональных умений воспитателя.
Важно знать и уметь выполнять несколько специфических правил пользования бубном, чтобы он на деле был дидактическим средством формирования чувства ритма.
1. Держать бубен можно
в любой руке, но обязательно
крышкой кверху для того, чтобы
звуки, извлекаемые ударом из
всех звучащих деталей
2. Ударять можно рукой по бубну (лучше по грани между ободком и крышкой) или бубном о руку. Движение в любом случае должно быть вертикальным.
3. Звуки должны быть
четкие и не очень громкие,
если того не требует
4. Звуковые сигналы для бега должны отличаться от ходьбы не только темпом, но и звуковым оттенком, стимулирующим "полет"; держа бубен горизонтально, нужно ритмично встряхивать его в соответствующем ритме.
5. Переход от ходьбы к бегу и наоборот должен быть постепенным: сигналы ускоряются, темп ходьбы возрастает до темпа бега (примерно 5-6 с, что соответствует половине круга на стандартной площадке). Это необходимо для того, чтобы системы организма плавно "входили" в более высокий режим. Переходить от бега к ходьбе в среднем наиболее удобном темпе нужно через быструю, в темпе бега, ходьбу, постепенно замедляя ее.
Важно, чтобы старшие дети научились различать звуковые сигналы и без подсказки воспитателя реагировали на них должным образом. Малышам и детям средней группы надо подсказывать: "Быстрее пошли, еще быстрее, побежали!.." (1).
3.3 Этапы обучения двигательным навыкам.
Процесс обучения детей движениям состоит из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка в совершенствования техники.
На этапе первоначального разучивания физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах. Воспитатель показывает упражнение детям и подробно объясняет все элементы, которые входят в его состав.
На этапе углубленного разучивания физического упражнения уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель напоминает детям, не показывая их. Если движения сложные, нужны показ и объяснение. На этом этапе детей активизируется внимание, творческое мышление желание самостоятельно выполнить движение.
Информация о работе Общепедагогические методы физического воспитания