Оздоровительная физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с ролью и значением физического образования в формировании здорового образа жизни.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Определить сущность здорового образа жизни
- Охарактеризовать влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни школьников
- Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студентов

Содержание

Введение 3
1. Здоровый образ жизни и физическая культура 5
1.1. Сущность здорового образа жизни 5
1.2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм 6
2. Физическая культура в обеспечении здорового образа 14
2.1. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников 14
2.2. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов 21
Заключение 35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Для нормального  функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стиму-лирует психику новизна впечатлений, вызывающая положитель-ные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаи-вается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нер-возность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах. 

Очень важно  отметить благоприятное состояние  воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и  при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличивается  легочная вентиляция, теплообразование и т. д. В спортивной прак-тике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечивающие мак-симальные условия для занимающихся физической культурой и спортом. 

Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности важно и необходимо. 

На основе постановлений  в результате многолетнего опыта  работы в области спортивной медицины четко определены основ-ные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изуче-ние и оздоровление условий внешней среды, в которых происхо-дят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций раз-личных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они вы-ражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных про-цессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возраста-ет гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физиче-ского развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ём-кость легких. При проведении занятий в условиях холода совер-шенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувстви-тельность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффектив-ности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражне-ниями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов. 

Говоря о гигиене  физических упражнений, нельзя не вспомнить  об утренней гимнастике и роли физкультурной  паузы. Целью утренней гимнастики является ускорение перехода орга-низма от сна к бодрствованию, к предстоящей  работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражне-ния должны выполняться в хорошо проветриваемой комнате, при открытом окне или форточке, а при возможности - и на открытом воздухе. Зарядку следует сочетать с воздушной ванной. После окончания гимнастики полезно обтирание или обливание тела прохладной водой. Физкультурные паузы проводят в школе и на производстве, они являются одной из основных форм активного отдыха. 

Важный элемент  здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за те-лом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. 

Неодинаковые  условия жизни, труда и быта, индивиду-альные различия людей не позволяют рекомендовать  один вари-ант суточного режима для  всех. Однако его основные положения  должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов дея-тельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истоще-ние нервной системы, ослабление защитных сил организма, сни-жение работоспособности, ухудшение самочувствия. 

Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний  являются различные нарушения режи-ма. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в раз-личное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспо-собность. 

Режим имеет  не только оздоровительное, но и воспита-тельное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие ка-чества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рацио-нально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать ре-жим, исходя из конкретных условий своей жизни. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи. - Челябинск: ДЦНТИ, 2003. - С. 175 

Заключение  

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены: 

- Определена  сущность здорового образа жизни 

- Охарактеризовано  влияние оздоровительной физической  культуры на организм 

- Рассмотрена  сущность физической культуры  в обеспечении здорового образа  жизни школьников 

- Рассмотрена  сущность физической культуры  в обеспечении здорового образа  жизни студентов 

Целью физического  образования выступает формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, в жизнедеятельности в целом. В процессе физического образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально-психологических проявлений.  

Основная целевая  установка физического образования обеспечивается единством и преемственностью содержания, определяется конкретными критериями эффективности физического процесса. Естественно, что цель физического образования выражается также в достижении определенного уровня физической активности. Данная индивидуальная практическая деятельность содержит в себе реализацию двигательных возможностей и качеств, а также совокупность умений и навыков, обладаемых личностью.  

Таким образом, практическую сущность физической культуры целесообразно рассматривать в контексте физической активности, которая характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Список литературы  
 

1. Белорусова  В.В. Физическое образование. - М.: Логос, 2003.  

2. Валеологические  подходы в формировании здоровья учащихся./Под ред. В. И. Харитонова, М. В. Бажановаа, А. П. Исаева, Н. З. Мишарова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. 

3. Концепция  физического образования детей  и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003, №1. -С. 5-10.  

4. Куценко Г.  И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом  образе жизни. - М.: Спб.: Нева, 2003. 

5. Лисицын Ю.П.  Образ жизни и здоровье населения. - М.: БЕК, 2002. 

6. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б.  Комплексная оценка уровней физической  подготовленности учащейся молодёжи. - Челябинск: ДЦНТИ, 2003. 

7. Мишаров А.  З., Камалетдинов В. Г., Харитонов  В. И., Кубицкий С. И. Физическая  культура и валеология в жизни  детей. - М.: ЮНИТИ, 2004. 

8. Соковня-Семенова  И.И. Основы здорового образа  жизни. - М.: Сфера, 2003. 

9. Ращупкин Г.В.  Физическая культура. - Спб.: Нева, 2004.  

10. Физическая  культуры./Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: ОМЕГА-Л, 2004.

Информация о работе Оздоровительная физическая культура