Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:55, реферат
Целью данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с ролью и значением физического образования в формировании здорового образа жизни.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Определить сущность здорового образа жизни
- Охарактеризовать влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни школьников
- Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студентов
Введение 3
1. Здоровый образ жизни и физическая культура 5
1.1. Сущность здорового образа жизни 5
1.2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм 6
2. Физическая культура в обеспечении здорового образа 14
2.1. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников 14
2.2. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов 21
Заключение 35
Список литературы 36
Для нормального
функционирования мозга нужны не
только кислород и питание, но и информация
от органов чувств. Особенно стиму-лирует
психику новизна впечатлений, вызывающая
положитель-ные эмоции. Под влиянием
красоты природы человек успокаи-вается,
а это помогает ему отвлечься от обыденных
мелочей. Уравновешенный, он приобретает
способность смотреть вокруг себя словно
сквозь увеличительное стекло. Обиды,
спешка, нер-возность, столь частые в нашей
жизни, растворяются в великом спокойствии
природы и ее бескрайних просторах.
Очень важно
отметить благоприятное состояние
воздушной среды при мышечной
деятельности, в том числе и
при занятиях физическими упражнениями,
так как при этом увеличивается
легочная вентиляция, теплообразование
и т. д. В спортивной прак-тике санитарно-гигиенические
исследования воздуха позволяют своевременно
принять необходимые меры, обеспечивающие
мак-симальные условия для занимающихся
физической культурой и спортом.
Следует помнить,
что поступление в помещение нужного количества
чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного
продуктами жизнедеятельности важно и
необходимо.
На основе постановлений
в результате многолетнего опыта
работы в области спортивной медицины
четко определены основ-ные задачи
гигиены физических упражнений и спорта.
Это изуче-ние и оздоровление условий
внешней среды, в которых происхо-дят занятия
физической культурой и спортом, и разработка
гигиенических мероприятий, способствующих
укреплению здоровья, повышению работоспособности,
выносливости, росту спортивных достижений.
Как уже отмечалось ранее, физические
упражнения влияют не изолированно на
какой-либо орган или систему, а на весь
организм в целом. Однако совершенствование
функций раз-личных его систем происходит
не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми
являются изменения в мышечной системе.
Они вы-ражаются в увеличении объема мышц,
усилении обменных про-цессов, совершенствовании
функций дыхательного аппарата. В тесном
взаимодействии с органами дыхания совершенствуется
и сердечно-сосудистая система. Занятия
физическими упражнениями стимулирует
обмен веществ, увеличивается сила, подвижность
и уравновешенность нервных процессов.
В связи с этим возраста-ет гигиеническое
значение физических упражнений, если
они проводятся на открытом воздухе. В
этих условиях повышается их общий оздоровительный
эффект, они оказывают закаливающее действие,
особенно, если занятия проводятся при
низких температурах воздуха. При этом
улучшаются такие показатели физиче-ского
развития, как экскурсия грудной клетки,
жизненная ём-кость легких. При проведении
занятий в условиях холода совер-шенствуется
теплорегуляционная функция, понижается
чувстви-тельность к холоду, уменьшается
возможность возникновения простудных
заболеваний. Помимо благоприятного воздействия
холодного воздуха на здоровье отмечается
повышение эффектив-ности тренировок,
что объясняется большой интенсивностью
и плотностью занятий физическими упражне-ниями.
Физические нагрузки должны нормироваться
с учетом возрастных особенностей, метеорологических
факторов.
Говоря о гигиене
физических упражнений, нельзя не вспомнить
об утренней гимнастике и роли физкультурной
паузы. Целью утренней гимнастики является
ускорение перехода орга-низма от
сна к бодрствованию, к предстоящей
работе и оказание общего оздоровительного
воздействия. Гимнастические упражне-ния
должны выполняться в хорошо проветриваемой
комнате, при открытом окне или форточке,
а при возможности - и на открытом воздухе.
Зарядку следует сочетать с воздушной
ванной. После окончания гимнастики полезно
обтирание или обливание тела прохладной
водой. Физкультурные паузы проводят в
школе и на производстве, они являются
одной из основных форм активного отдыха.
Важный элемент
здорового образа жизни - личная гигиена.
Он включает в себя рациональный суточный
режим, уход за те-лом, гигиену одежды и
обуви. Особое значение имеет и режим дня.
При правильном и строгом его соблюдении
вырабатывается четкий ритм функционирования
организма. А это, в свою очередь, создает
наилучшие условия для работы и восстановления.
Неодинаковые
условия жизни, труда и быта, индивиду-альные
различия людей не позволяют рекомендовать
один вари-ант суточного режима для
всех. Однако его основные положения
должны соблюдаться всеми: выполнение
различных видов дея-тельности в
строго определенное время, правильное
чередование работы и отдыха, регулярное
питание. Особое внимание нужно уделять
сну - основному и ничем не заменимому
виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно
тем, что может вызвать истоще-ние нервной
системы, ослабление защитных сил организма,
сни-жение работоспособности, ухудшение
самочувствия.
Изучение заболеваемости
привело к выводу, что причиной
подавляющего большинства заболеваний
являются различные нарушения режи-ма.
Беспорядочный прием пищи в различное
время неизбежно ведет к желудочно-кишечным
заболеваниям, отход ко сну в раз-личное
время - к бессоннице и нервному истощению,
нарушение планомерного распределения
работы и отдыха снижает работоспо-собность.
Режим имеет
не только оздоровительное, но и воспита-тельное
значение. Строгое его соблюдение воспитывает
такие ка-чества, как дисциплинированность,
аккуратность, организованность, целеустремленность.
Режим позволяет человеку рацио-нально
использовать каждый час, каждую минуту
своего времени, что значительно расширяет
возможность разносторонней и содержательной
жизни. Каждому человеку следует выработать
ре-жим, исходя из конкретных условий своей
жизни. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л.
Б. Комплексная оценка уровней физической
подготовленности учащейся молодёжи.
- Челябинск: ДЦНТИ, 2003. - С. 175
Заключение
Подводя итог работы,
отметим, что поставленные задачи работы
были решены:
- Определена
сущность здорового образа
- Охарактеризовано
влияние оздоровительной
- Рассмотрена
сущность физической культуры
в обеспечении здорового
- Рассмотрена
сущность физической культуры
в обеспечении здорового
Целью физического
образования выступает
Основная целевая
установка физического образования обеспечивается
единством и преемственностью содержания,
определяется конкретными критериями
эффективности физического процесса.
Естественно, что цель физического образования
выражается также в достижении определенного
уровня физической активности. Данная
индивидуальная практическая деятельность
содержит в себе реализацию двигательных
возможностей и качеств, а также совокупность
умений и навыков, обладаемых личностью.
Таким образом,
практическую сущность физической культуры
целесообразно рассматривать в контексте
физической активности, которая характеризуется
конкретными качественными и количественными
показателями. Список литературы
1. Белорусова
В.В. Физическое образование. - М.:
Логос, 2003.
2. Валеологические
подходы в формировании здоровья
учащихся./Под ред. В. И. Харитонова, М. В.
Бажановаа, А. П. Исаева, Н. З. Мишарова.
- М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.
3. Концепция
физического образования детей
и подростков// Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка,
2003, №1. -С. 5-10.
4. Куценко Г.
И., Новиков Ю. В. Книга о
5. Лисицын Ю.П.
Образ жизни и здоровье
6. Лях В. И.,
Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б.
Комплексная оценка уровней
7. Мишаров А.
З., Камалетдинов В. Г., Харитонов
В. И., Кубицкий С. И. Физическая
культура и валеология в жизни
детей. - М.: ЮНИТИ, 2004.
8. Соковня-Семенова
И.И. Основы здорового образа
жизни. - М.: Сфера, 2003.
9. Ращупкин Г.В.
Физическая культура. - Спб.: Нева, 2004.
10. Физическая
культуры./Под ред. Л. Б.