Оздоровительная физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:55, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с ролью и значением физического образования в формировании здорового образа жизни.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Определить сущность здорового образа жизни
- Охарактеризовать влияние оздоровительной физической культуры на организм
- Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни школьников
- Рассмотреть сущность физической культуры в обеспечении здорового образа жизни студентов

Содержание

Введение 3
1. Здоровый образ жизни и физическая культура 5
1.1. Сущность здорового образа жизни 5
1.2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм 6
2. Физическая культура в обеспечении здорового образа 14
2.1. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников 14
2.2. Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни студентов 21
Заключение 35
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Артериальное  давление у школьников с возрастом  повышается, причем у занимающихся спортом, активно и систематически физическими упражнениями быстрее, чем у не занимающихся ими.

При выполнении одинаковой (стандартной) мышечной работы частота сердечных сокращений в большей степени увеличивается у младших школьников, в сравнении с более старшими, а восстановление это-го показателя у них происходит медленнее. Ухудшение сосудистых ре-акций у подростков отмечается лишь тогда, когда они систематически не занимаются физическими упражнениями. У школьников-спортсменов и занимающихся физическими упражнениями систематически, эффективность сосудистых реакций с возрастом, а, следовательно, и с улучшением адап-тивных способностей организма к мышечной деятельности увеличивается. Это играет существенную роль в повышении работоспособности, так как сосудистые реакции обеспечивают рабочую гиперемию мышц.

У старших школьников увеличение грудной полости и  развитие дыхательных мышц способствует повышению общей и жизненной емкости легких. Потребление кислорода, легочная вентиляция в состоянии покоя увеличиваются с возрастом, параллельно с ростом общей массы тела и развитием скелетной мускулатуры школьников. Частота дыхания с возрастом уменьшается, легочная же вентиляция увеличивается, обеспечивая при этом более углубленное дыхание. При выполнении упражнений предельной мощности, когда показатель потребления кислорода становится равным максимальной величине (МПК), у 17-ти летних потребление кислорода повышается до 5 л/мин и более. У 13-ти летних школьников этот показатель не превышает в среднем - 2,5-л/мин. При больших физических нагрузках (особенно при динамической циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности) решающим является не только аэробная, но и анаэробная производительность, т.е. способность выполнять работу при недостаточном снабжении орга-низма занимающегося кислородом. Оценивать эту способность можно по произвольной задержке дыхания. При этом нужно иметь в виду то, что чем дольше человек способен задержать дыхание, тем лучше адапти-рованы ткани его организма к недостатку кислорода. При этом, показатель задержки дыхания у детей ниже в сравнении со взрослыми, а, следовательно, ткани их организма меньше приспособлены к деятельности его при понижении кислорода в крови.

У школьников, в  сравнении со взрослыми, отмечается более высо-кий обмен веществ  и энергии, что является одной  из главных особенностей бурно растущего  организма. Основной обмен (расход энергии  в состоянии покоя) идет тем интенсивнее, чем моложе организм ребенка. Нормальное физическое развитие школьника предполагается тогда, когда процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Поэтому питание его должно быть достаточным по калорийности и полноценным по содержанию необходимых питательных веществ, которые содержат компоненты белковой пищи, т.к. белки являются основным пластическим материалом, строящим ткани организма ребенка.

Процесс управления физическими движениями школьника  обуслов-лен сложной деятельностью  отделов головного мозга. При этом созревание нервных клеток, которые участвуют в управлении движениями, заканчивается к 13-14 годам. С этого возраста движения у школьников могут быть такими же хорошо координированными, как и у взрослых. Поэтому у подростков появляется реальная возможность по освоению достаточно сложной спортивной техники, как и у взрослых. Вместе с тем, проприорецептивная чувствительность (точная информация об особенностях работы мышц) полностью формируется к 13-14 годам. Поэтому подростки могут достаточно точно оценивать свои движения при выполнении физических упражнений, что весьма важно при всех видах тренировочной работы.

По мере развития и совершенствования двигательного  анализатора (системы проприорецепторов  мышц, связок, сухожилий, суставных  сумок, а также центров, воспринимающих проприоцептивные импульсы) у школьников совершенствуются способности к ориентации во вре-мени и пространстве. В отличии от подростков, ошибки в ориентации у школьников младших классов значительны.

Физиологические особенности детей, подростков и юношей, как отмечалось выше, должны учитываться при выборе спортивной специализации и профессиональной деятельности.

Научно-технический  прогресс, экологические факторы, стресс, климато-географические особенности, социально-экономические и политические преобразования являются факторами, существенно влияющими на психо-эмоциональное состояние человека, его здоровье и физическую и умственную работоспособность.

В ряде передовых  стран мира имидж физического  благосостояния человека достаточно высок (США, Германия, Китай и др.). В России декларации о здоровом образе жизни чаще всего остаются благими по-желаниями.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств  профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреакционной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоро-вье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении постав-ленных им в жизни целей.

Интегральный  подход к физической подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам  физкультурно-оздоровительной и  спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания, о чем речь пойдет ниже. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003, №1. -С. 5-10.

2.2. Физическая культура  в обеспечении  здорового образа  жизни студентов

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружаю-щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра-зом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной  ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходи-мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ-культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - сло-вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это  первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармо-ническое развитие личности. Оно  является важнейшей предпо-сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ  жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основан-ный  на принципах нравственности, рационально  организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю-щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво-ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче-ское и физическое здоровье.

По определению  Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и соци-ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче-ских дефектов".

Вообще, можно  говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом  и нравственном (социальном):

- Физическое  здоровье - это естественное состояние  орга-низма, обусловленное нормальным  функционированием всех его органов  и систем. Если хорошо работают  все органы и системы, то  и весь организм человека (система  саморегулирующаяся) пра-вильно функционирует и развивается.

- Психическое  здоровье зависит от состояния  головного мозга, оно характеризуется  уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи-вости,  развитием волевых качеств.

- Нравственное  здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело-века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличи-тельными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокро-вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про-тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче-ски здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье счи-тается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоро-вым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и  духовно развитый человек счастлив - он от-лично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических  и физических сил организма. Гармония психофизических сил орга-низма повышает резервы здоровья, создает условия для творче-ского самовыражения в различных областях нашей жизни. Ак-тивный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе ленить-ся". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резер-вов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через  легкие проходит 5-9 литров воздуха в  минуту. Некоторые высокотренированные  спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минут-ные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в мину-ту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также  есть скрытые резервы почек, печени. Выяв-ляются они с помощью различных  нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная произво-дительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно раз-бить на подсистемы:

- Биохимические  резервы (реакции обмена).

- Физиологические  резервы (на уровне клеток, органов,  систем органов).

- Психические  резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточ-ном  уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат  в беге на 100 м-10 секунд. Его могут  показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что мож-но, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел воз-можностей здесь упирается в определенную скорость распростра-нения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходи-мое для сокращения и расслабления мышц. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся./Под ред. В. И. Харитонова, М. В. Бажановаа, А. П. Исаева, Н. З. Мишарова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. - С. 97

Здоровый образ  жизни включает в себя следующие  основ-ные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель-ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный  труд - важный элемент здорового  образа жизни. На здоровье человека оказывают  влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный  режим труда и отдыха - необходимый  эле-мент здорового образа жизни. При  правильном и строго соблю-даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый  ритм функционирования организма, что  создает оптимальные условия  для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо-ровья, улучшению работоспособности и повышению производи-тельности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является ис-коренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспо-собность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколе-ния и на здоровье будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосу-дов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и заби-рает силы в самом прямом смысле. Как установили советские спе-циалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сига-реты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулиру-ет курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполне-ния теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кисло-родом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность ку-рильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевре-менное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Информация о работе Оздоровительная физическая культура