Определение и значение подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:24, реферат

Краткое описание

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е.И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание па то, что недостаточно им осознается.

Содержание

Значение бесед, ее место среди других методов работы………2
Виды, тематика и содержание бесед в различных возрастных групп……………………………………………………………….3
Структура обобщающей беседы…………………………………7
Конспект беседы в средней группе...............................................13

Вложенные файлы: 1 файл

Беседа как метод обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.docx

— 38.60 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

 

  1. Значение бесед, ее место среди других методов работы………2
    1. Виды, тематика и содержание бесед в различных возрастных групп……………………………………………………………….3
  1. Структура обобщающей беседы…………………………………7
  2. Конспект беседы  в средней группе...............................................13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа как метод  обучения диалогической речи детей  дошкольного возраста.

 

 

  1. Воспитательное -образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.

 

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е.И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание па то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Ценность  беседы заключается в том, что  взрослый учит ребенка логически  мыслить, помогает думать, поднимает  от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего  абстрагирования. В беседе ребенок  должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением  развивается речь. Формируются диалогические  и монологические формы связной  речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в  слове, высказываться в присутствии  других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в  беседе всегда сочетается с воспитанием  навыков культуры поведения: ребенок  должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

 Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Важным  является вопрос о месте беседы среди  других методов работы. Неправильное понимание роли словесных методов  в 20-е годы и реализации принципа комплексности (увязки всех занятий  между собой) привело к неправильному  определению места беседы. В результате она превратилась в стержень, вокруг которого группировались все другие виды работы в детском саду. Между  тем беседа – лишь одно из средств  обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие  упорядочения.

 

  1. Виды, тематика и содержание бесед в разных возрастных группах.

 

Е.А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед.

1. Беседа  вводная, организующая детей на  тот или иной вид деятельности.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и  наблюдениям детей.

3. Беседа  заключительная, уточняющая и расширяющая  опыт детей. Каждая из бесед  своеобразна по целевой установке  и методу. В основу этой классификации  положено взаимодействие между  детским опытом и выражением  его в речи.

М.М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих  классификацию Е.А. Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки  зрения содержания можно условно  выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения  людей в обществе и дома).

Цель  ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей  деятельности. На практике часто предварительная  работа либо вообще отсутствует, либо проводится беседа, которая выходит  за пределы предстоящего наблюдения, когда словесно прорабатывается  то, что дети могут увидеть сами. Последующие наблюдения превращаются в иллюстрацию.

 Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. к слову. Ребенок, по словам Е. А. Флериной, лишается возможности самому «добывать» знания и получать радость от новизны восприятия.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим, увидим, проверим»).

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

В чем  особенности методики проведения таких  бесед? Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места  на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов. 
 
Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу.

Для этого  вида беседы характерно участие разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет впечатления, которые  ребенок получает чувственным путем. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая  активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время такой беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рассказывать о том, чего они не видят. Поскольку в процессе бесед имеет место разнообразная деятельность, дети не утомляются, чувствуют себя легко и свободно. Заметим, что в процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний.

Основной  в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

Примерная тематика бесед.

Темы, отражающие явления общественной жизни: «Наш детский  сад», «Москва – столица нашей  Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

Темы труда: работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.

Беседы, отражающие труд самих детей: «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили  на нашем огороде».

Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в  детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят  люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей  реке».

Цикл бесед  на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях.

Беседы о  природе: «Наш парк весной», «Зимующие  и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи».

Беседы на морально-этические темы: о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь  хорошим товарищем».

 

Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Что и в каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддерживает интерес к наблюдению

Содержанием бесед является программный  материал по ознакомлению детей с  окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском  саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно быть педагогически  обосновано, способствовать решению  задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

В прошлом веке при отборе содержания бесед важнейшим был принцип  близости и доступности обсуждаемых  явлений. Считалось возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно  окружающих ребенка вещах. Содержание бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ребенка совершенно конкретного  чувственного опыта, касающегося тех  явлений, которые становились предметом  беседы.

В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась  многими учеными (А. П. Усова, Е.А. Флерина, Е. И. Радина, Э. И. Залкинд, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова). Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные программы расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребенка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о космонавтах может сочетаться с рассматриванием иллюстраций, рассказом воспитателя, чтением литературы. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания.

 

 

 

  1. Структура беседы.

 Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе.

Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрению картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Готовя беседу, воспитателю надо спланировать ее этапы, то есть выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и ​​явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.

Информация о работе Определение и значение подвижных игр