Определение и значение подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:24, реферат

Краткое описание

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е.И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание па то, что недостаточно им осознается.

Содержание

Значение бесед, ее место среди других методов работы………2
Виды, тематика и содержание бесед в различных возрастных групп……………………………………………………………….3
Структура обобщающей беседы…………………………………7
Конспект беседы в средней группе...............................................13

Вложенные файлы: 1 файл

Беседа как метод обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.docx

— 38.60 Кб (Скачать файл)

Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно  поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить  на две группы. К первой можно  отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном относятся после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль. При постановке вопросов необходимо четко представить себе, какие психические процессы при этом активизируются у детей - процессы памяти, мышления, воображения, а также, какие именно чувства вызываются. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям - важное условие проведения беседы. Следует также задавать такие вопросы, которые вызывали бы у детей разные образы - зрительные, слуховые и т.д. Например, в беседе о водном транспорте воспитатель ставит такой вопрос: «Что вы слышали, когда были на набережной?» Дети вспоминают, что слышали гудки пароходов, короткие и длинные, шум моторов, громкие объявления по радио на речном вокзале и т.д. Слуховые восприятия помогают детям точнее описать все, что характеризует явление, предмет.

Помимо основных вопросов воспитатель  должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ. Дети, отвечая на них, должны только утвердить или отвергнуть, например: «А ты видел памятник на площади?» Эти вопросы надо ставить только детям, которые не уверены в своих силах, медленно думают. Ответив на этот вопрос, ребенок смелее отвечать на следующие. Однако и относительно таких детей эти вопросы нельзя применять часто, потому что это приучает ребенка к ответам без размышления, тормозит его умственное развитие.

Важным показателем активного участия детей в беседе являются их вопросы. Надо учить детей задавать вопросы воспитателям и товарищам. Воспитатель должен быть внимательным к вопросам детей, которые возникают у них в процессе беседы: одобрить удачные вопросы, отметить наблюдательность, любознательность. Воспитатель может вызвать у детей желание задавать вопросы замечаниями («Неужели вам неинтересно знать, как делают эту игрушку?»), Предварительной установкой («Послушайте Сергея, а потом расспросите его подробнее, что он видел в городе»), указаниями («Спросите один у одного, что вам больше всего запомнилось из того, что мы видели на экскурсии и почему?»). В процессе беседы дети должны выразить свое отношение к предметам и явлениям, поделиться чувствами, переживаниями. Проводя беседу, воспитатель должен помнить, что она должна иметь характер организованного разговора, проходит свободно, не напряженно, в обычных, непринужденных условиях, и способствовать развитию живой, образной речи детей.

Отвечая на вопрос, дети иногда уходят от темы беседы, потому что у них  под влиянием слова легко и  быстро восстанавливаются ассоциативно связанные впечатления. Воспитатель  должен следить за ходом беседы, направлять ее, не давать отклоняться  от темы, вести беседу живо, эмоционально. Ответы детей в беседе могут быть развернутыми и короткими. Воспитатель  должен подводить детей к развернутым  ответам, в которых ребенок осмысленно и понятно для слушателя передает свои суждения, пользуясь при этом различными синтаксическими структурами  фраз. Побуждать детей к развернутым  ответам можно, прежде всего, постановкой таких вопросов, на которые ребенок не может не дать развернутого ответа. Например, такие вопросы, как «Что вам больше всего запомнилось из летнего отдыха? Расскажите об этом или почему Саша так сделал?» Большое значение имеет также пример высказываний в беседе самого воспитателя. Так, в беседе о родном городе воспитатель предлагает детям описать свою улицу, но сначала он сам дает образец такого описания. Нельзя допускать короткие ответы, даже, одним словом. На вопрос «Кто?», «Что?», «Куда?» Дети могут ответить коротко. «К какому празднику мы сейчас готовимся?» - «Ко Дню Победы» - такие короткие ответы вполне понятны другим. Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных-сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Активность в беседе может проявляться в дополнениях и уточнениях, которые вносят дети в ответы товарищей. Воспитатель предлагает дополнить или уточнить ответ ребенка в тех случаях, когда он неточный или неполный. Это повышает внимание детей на занятии. Ответы детей надо внимательно выслушивать. Нельзя их прерывать, если в этом нет прямой необходимости. Нецелесообразно ценой долгих усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или не может преодолеть застенчивость. В таких случаях можно удовлетвориться коротким ответом.

Для уточнения представлений детей  иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Мелкие предметы (цветы, семена, листья, предметные картинки) раздают всем детям. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей от занятия. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание пластинок, магнитофонных записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.

В заключительной части беседы воспитатель  предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую  по содержанию к теме беседы. Можно  прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о  транспорте можно закрепить дидактической  игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект беседы «Мои любимые игрушки»

Средняя группа

 

Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение,

Правила пользования. Учить употреблять  существительные с обобщающим значением. Формировать привычку у детей  игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться.

Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе; проведение занятий на тему: «Будьте вежливы».

План занятия: 

1.Сюрпризный момент.(волшебная корзина).

а) Вопросы к детям;

б) Словесная игра «Скажи ласково».

2. Появление котёнка, которого обидела девочка Надя.

а) «Надин сон».

3.Заключительная часть: вопросы к детям о том, что они узнали на занятии.

    Ход занятия: 

 Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла! Это волшебная корзинка. А   что же в ней? Послушайте моё стихотворение:

        Из цветной пушистой байки

        Малышам игрушки шьём – 

        Куклы, мячики и зайки

        Их всё больше с каждым днём.

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Правильно – это игрушки. Корзинка у нас волшебная, поэтому игрушки умеют разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят.  (Воспитатель берёт мяч).

Воспитатель: Эта игрушка говорит: «Нас купили в магазине и принесли в детский сад. А что мы будем здесь делать, мы не знаем».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем игрушкам узнать для чего их купили в магазине.

Вопросы к детям:

1.Что  у тебя в руках?

2. Как  можно играть с этой игрушкой?

3. Для  кого нужны игрушки?

4. Словесная  игра «Назови ласково».

 

Физминутка «Мячик»:

Раз, два, прыгай мячик

Раз, два  и мы поскачем

Девочки и мальчики,

Прыгают как мячики.

 

2 часть: Появляется котёнок без хвоста.

Воспитатель: К нам пришёл котёнок в гости. Посмотрите, у него нет хвостика. А что же с тобой случилось, котёнок?

- Меня  купили в магазине для девочки  Нади. Надя забыла меня на пороге  и хвост мой пушистый в дверях  прищемила! Не так уж большая  была бы беда, да только торопится  Надя всегда. Надо бы, дверь приоткрыв потихоньку, бережно вытащить хвостик котёнка. А Надя рванула меня второпях, и хвост мой пушистый остался в дверях!

Воспитатель: Ах, бедняжка! Я знаю эту девочку Надю.

     -Что у Нади за ручонки!

     -Что за руки у девчонки?

     - Всё чего касаются,

     - Сразу же ломается!

У Нади много  поломанных игрушек, которые она  забросила в коробку и они  лежат там никому не нужные. И  вот однажды, когда девочка Надя легла спать, ей приснился сон: все  сломанные игрушки вылезли из коробки, подошли к Наде и говорят:

     - Надя, Надя виновата!

     - Зачем хозяйка нам такая?

     - Хозяйка нам нужна другая!

     - Мы лучше девочку найдём;

     - Про Надю песню мы споём,

     - Чтоб нас она беречь умела

     - Чтоб нас любила и жалела!

Воспитатель: А когда Надя проснулась, она увидела, что все сломанные игрушки лежат в коробке. Надя обрадовалась, что игрушки никуда не ушли от неё. Она быстро побежала к маме и попросила помочь починить все сломанные игрушки. Вот такая история произошла с девочкой Надей. А мы поможем Надиному котёнку и пришьём ему хвост после занятия.

Послушайте  стихотворение и вы узнаете, что  ещё нужно делать с игрушками.

Ребёнок: Ну теперь за дело дружно-

                Убирать игрушки нужно,

                Убирать и не ломать

                Завтра будем вновь играть.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнали правила обращения с игрушками, давайте их повторим.

 


Информация о работе Определение и значение подвижных игр