Оптимизация физической нагрузки студентов с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:22, реферат

Краткое описание

Одной из главных проблем оптимизации является установление соотношений между выполнением физической нагрузки и её эффективным воздействием на функциональные системы организма. В этом направлении ведутся исследования в системе спортивной тренировки и отсутствуют работы по оптимизации управления учебным процессом студентов, имеющих ограниченные физические возможности.

Содержание

1. Введение. 3
2. Цель, задачи работы, материал и методы. 4
3. Выводы. 7
4. Список использованной литературы. 9

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

 

 

 

 

На тему:  Оптимизация физической нагрузки студентов с

ограниченными возможностями.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Выполнила: Морозова Н.С.

                                                                                                          Группа Эк-10

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            2011г.

 

 

Содержание

 

 

1. Введение.                                                                                                              3

 

2. Цель, задачи работы, материал и методы. 4

 

3. Выводы. 7

 

4. Список использованной  литературы. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Одной из главных проблем оптимизации является установление соотношений между выполнением физической нагрузки и её эффективным воздействием на функциональные системы организма. В этом направлении ведутся исследования в системе спортивной тренировки и отсутствуют работы по оптимизации управления учебным процессом студентов, имеющих ограниченные физические возможности.

Сложившаяся практика в высшем учебном  заведении не позволяет управлять  учебным процессом на основе индивидуальных функциональных особенностей систем организма и уровня физической подготовленности.

Для изучения значимости оптимизации  учебного процесса студентов с повреждением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), доля которых в общем числе  студентов, охваченных в проекте "Профессия  и здоровье" составила 23,4 %, занятия по АФК ведутся отдельно по авторской программе оздоровительной тренировки.

Для реализации программы переоборудован спортивный зал, введен в действие тренажерный  зал, арендуется бассейн для занятий  лечебным плаванием, создан валеологический  оздоровительный центр (ВОЦ), который оснащен современным медицинским оборудованием для проведения физико-гигиенических мероприятий, сопровождающих учебный процесс (метод электростимуляции, иглорефлексотерапии, массаж и др.).

 

Учебные занятия проводятся в зале четыре раза в неделю по одному часу, дополнительно два раза - лечебное плавание.

Программа оздоровительной тренировки носит оздоровительно-коррекционный  характер и направлена на обеспечение  устойчивости адаптивно-гомеостатических процессов нервно-психической разгрузки, расширение резервных возможностей организма, повышение его адаптационных возможностей с помощью внедрения в учебный процесс специальных комплексов: "Стретч" - для растяжения отдельных групп мышц, "Каланетик" - для развития групп мышц с помощью статических упражнений. "Здоровая спина" - комплекс упражнений направленных на дыхательную и суставную гимнастику с элементами йоги и включением элементов психомышечной тренировки (сознательное управление непроизвольным тонусом мышц и психоэмоциональным состоянием).

Предлагаемые комплексы оказывают  эффективное воздействие на разработку малоподвижных суставов, контрактур, повышают функциональные возможности  кардиореспираторной системы.

Образовательный раздел программы  предусматривает приобретение знаний в области культуры здоровья, культуры питания, методики развития двигательных качеств, самоконтролю и нетрадиционным методам оздоровления. Основная задача данного раздела - вооружить студентов минимумом знаний, необходимых в личной жизни и профессиональной деятельности для сохранения и укрепления собственного здоровья.

 

Оздоровительная направленность средств  физического воспитания предусматривает  повышение защитных сил организма  к воздействию неблагоприятных  факторов внешней среды, укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Укрепление мышц, способствующих поддержанию осанки, удержанию позвоночника и мышц двигательного аппарата, развитие сенсомоторного потенциала и двигательных функций. Оздоровительный эффект связан с повышением аэробных возможностей организма и повышением его резистентности при тренировке циклического характера.

 

Цель, задачи работы, материал и методы.

 

Непременным условием является компьютерное и педагогическое тестирование для  оценки исходного физического состояния систем организма и уровня физической подготовленности, позволяющих целенаправленно воздействовать на развитие физических качеств.

Цель: определить правильность построения учебного процесса по типу оздоровительной тренировки.

Результаты исследования.

Направленность физической нагрузки по этапам в учебном году распределилась следующим образом. К первому этапу отнесен первый семестр, который составил шестнадцать недель. Ко второму этапу отнесены зачетная неделя и экзаменационная сессия (четыре недели). К третьему этапу отнесены каникулы. К четвертому этапу отнесен второй семестр (двенадцать недель). На каждом этапе предусмотрено контрольное тестирование.

Основная задача первого этапа  состояла в развитии и накоплении физического потенциала, в приобретении навыков двигательной активности утраченных физических кондиций и координационных способностей в соответствии с функциональными возможностями индивида.

На протяжении всего этапа-семестра занятия проводились в спортивном зале, в плавательном бассейне, активный отдых в воскресный день предусматривал лыжную или пешую прогулку в лесном массиве.

Применялся широкий арсенал  физических упражнений для активизации  мышечной системы, но с малым и  умеренным режимом работы, на положительном  эмоциональном фоне.

Во время экзаменационной сессии и каникул перед каждым студентом ставилась задача поддержания аэробных возможностей на достигнутом уровне.

В период экзаменационной сессии уменьшается  суммарный объём, нагрузки. Занятия  проводятся в удобное время для  студентов. Занятия направлены на обеспечение нервно-психической разгрузки, расширение резервных возможностей организма, повышение его адаптационных возможностей с помощью специальных комплексов "Стретч" для растяжения отдельных групп мышц. "Каланетик" - для развития групп мышц с помощью статических упражнений. Комплекс упражнений "Здоровая спина", направленных на дыхательную и суставную гимнастику с элементами йоги и элементов психомышечной тренировки (сознательное управление непроизвольным тонусом мышц и психоэмоциональным состоянием).

На третьем этапе - во время каникул  студенты совершенствовали двигательные качества самостоятельно по индивидуальному  плану оздоровительной тренировки.

На четвертом этапе (II семестр) - проходило закрепление двигательного  навыка и совершенствование развития физических качеств.

Особое внимание уделялось психофизической  тренировки, элементы которой, применялись  на каждом занятии. Для этой цели отводилось 5-15 минут в зависимости от поставленных задач.

Психофизическая тренировка позволила  регулировать физиологические процесса, дыхание, мышечный тонус и состояние психики. Она повысила восприимчивость к обучению и развитию психических функций - внимания, сосредоточенности, восприятия, ощущения. Психофизическая тренировка позволила сформировать утраченные навыки, восстановить психоэмоциональное равновесие, сформировать чувство нужности и полезности.

Для анализа правильности распределения  нагрузки в начале и конце первого  и второго семестра проводилось  компьютерное тестирование по оценке физического и психофизиологического состояния. В начале первого и в конце второго семестра проводился педагогический контроль в соответствии с профилем подготовки. Прирост результатов указывает на правильность построения учебного процесса по типу оздоровительной тренировки. Если тестирующее упражнение, характеризующее определенное физическое качество не давало прироста показателя, то на следующий год увеличивалось количество недель на его освоение или возрастала направленность нагрузки на 5-10 % от предыдущего уровня.

 

На завершающем этапе исследования был проведен годичный эксперимент.

Были скомплектовано три экспериментальных  группы. В первую группу вошли студентки  основной медицинской группы (ОМГ). Во вторую группу - студентки с ПОДА и в третью группу - студентки  специальной медицинской группы (СМГ). Материалы проведенного исследования показали, что в начале эксперимента студентки ОМГ имели более высокий уровень физического состояния.

По окончанию  эксперимента прослеживается возрастающий эффект от занятий по программе оздоровительной тренировки в экспериментальной группе.

Занятия были направлены на повышение защитных сил  организма к воздействию неблагоприятных  факторов внешней среды. Укрепление ССС, дыхательной и иммунной систем организма, укрепление мышц, способствующих поддержанию осанки, удержанию позвоночника и мышц двигательного аппарата, поддержание высокой работоспособности и функциональной готовности организма.

Разработанные комплексы упражнений направлены на декомпрессию различных  отделов позвоночника, мобилизацию и стабилизацию отдельных его сегментов, укрепление связок и суставов, развитие силы различных крупных групп мышц, особенно живота и спины под индивидуальным контролем преподавателя. Программа нагрузки включает распределение средств и направленность специально подобранных упражнений общеукрепляющего характера, упражнения с элементами стретчинга, приемами релаксации. Особое внимание уделено упражнениям на дыхание, укрепление мышц спины, развитие общей и специальной выносливости, силы, гибкости (подвижность в суставах, гипоксических возможностей, скоростно-силовых возможностей и быстроты движений).

В группе ПОДА самый высокий процент  прироста показателей, характеризующих  функциональную и скоростно-силовую  подготовленность, силу и силовую  выносливость, а также в тестах, характеризующих скоростные способности  испытуемого. Почти по всем показателям студентки с ПОДА опережают своих сверстниц из СМГ и ОМГ в конце эксперимента.

Такое положение не является парадоксом, дело в том, что все студенты с  ПОДА занимаются оздоровительной физической культурой в течение всего  периода обучения в специальной школе-интернате. Придя в ВУЗ, они не растеряли приобретенные навыки в укреплении собственного здоровья, а продолжают поддерживать высокий уровень физической активности оздоровительной направленности.

 

Эксперимент показал, что индивидуальный подход к оздоровительно-коррекционной работе студентов с ПОДА имеет преимущество в системе непрерывного образования. Для организации занятий АФК необходимо формировать группы с учетом диагноза, группы инвалидности, физической подготовленности.

Установлено, что проведение занятий  АФК по типу оздоровительной тренировки со студентами, имеющими более осложненную  форму сколиотической болезни (сколиоз III степени), имеет преимущество перед  студентами, имеющими сколиоз II и I степени, но занимающихся АФК по стандартной программе 3 раза в неделю. Большой перерыв между занятиями не даёт большого эффекта.

 

 

Анализ результатов физической подготовленности показал, что улучшение  результатов в абсолютных цифрах в некоторых упражнениях не имеет  существенных различий. Очевиден прирост результатов студенток с ПОДА, занимающихся 6 раз в неделю (по сравнению с ОМГ, занимающихся 2 раза в неделю, и СНГ - 3 раза в неделю). В группе с ПОДА каждое занятие имеет продуманную дифференцированную направленность, адекватную функциональному состоянию организма. Индивидуальный подбор физической нагрузки имеет четкую направленность на развитие физических качеств и формирование двигательных навыков на основе системного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

 

Таким образом, внедрение разработанных  нами оздоровительной тренировки в  учебный процесс АФК, позволило  улучшить физическое состояние и  уровень физической подготовленности студенток с ПОДА, привить навыки самоорганизации двигательной деятельности. В период каникул, освоить приёмы психорегуляции с помощью аутотренинга, что улучшило результаты консервативного лечения сколиотической болезни у 26,8 %, у 73,2 % отмечена стабилизация. Ухудшение состояния не отмечено. В то время как в группе СМГ отмечена стабилизация у 68 %, ухудшение состояния у 32 %.

За счет развития психомоторных  функций с помощью выполнения специальных упражнений, требующих  участия высших психических функций  и когнитивных процессов можно  не только управлять двигательной деятельностью, но и обеспечить приспособление организма к условиям существования.

На момент обследования оценки психофизиологического  статуса студентов экспериментальной  и контрольных групп проводилась  с помощью аппаратно-программного комплекса и автоматизированной системы "психомоторика".

Во всех группах за годичный период обучения в ВУЗе улучшились абсолютные значения показателей сенсомоторного обеспечения двигательной деятельности. Однако качественные и значительные улучшения отмечены у студенток  с ПОДА.

Полученные результаты позволяют констатировать, что положительные сдвиги в темпах прироста психомоторных показателей обусловлены эффективной организацией учебного процесса по физическому воспитанию. Значительный прирост показателей в экспериментальной группе обусловлен системным подходом организационно-методических мероприятий и внедрения в учебный процесс здоровье сберегающих технологий, основанных на дифференцированном подходе к студенту, что позволило существенно улучшить его физическое состояние, повысить психоэмоциональный потенциал и психофизическую дееспособность, о чем подтверждают результаты исследований.

Информация о работе Оптимизация физической нагрузки студентов с ограниченными возможностями