Организация и методика занятий волейболом с оздоровительной направленностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.

Содержание

Введение…………………………………………………..……3
1. Волейбол как средство оздоровительной работы с детьми. Проблемы состояния здоровья детей и подростков………………………………………………….…5
2. Характеристика волейбола как оздоровительного фактора…………………………………………………….….8
3. Методика занятий волейболом как средство сохранения и укрепления здоровья………………………………………13
4. Выводы……………………………………………………..…15
5. Список использованных источников……………..………16

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство  образования Республики Беларусь.           УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Факультет   физической культуры. Кафедра       спортивных дисциплин.

 

 

                                                         Выполнила: Михно А.И.

Студентка 2 курса 21 группы

                                          Факультета ФК

                                                           Заочной формы обучения

 

Контрольная работа на тему:                                             «Организация и методика занятий волейболом с оздоровительной направленностью»

 

                                              Проверил: Преподаватель 

кафедры спортивных дисциплин

                                                        Храмов Виталий Владимирович

 

 

 

 

Гродно,2013

Содержание

Введение…………………………………………………..……3

  1. Волейбол как средство оздоровительной работы  с детьми. Проблемы состояния здоровья детей и подростков………………………………………………….…5

 

  1.  Характеристика волейбола как оздоровительного фактора…………………………………………………….….8

 

  1.  Методика занятий волейболом как средство сохранения  и укрепления здоровья………………………………………13

 

  1. Выводы……………………………………………………..…15

 

  1. Список использованных источников……………..………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность работы. Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Здоровье нового подрастающего поколения - забота нашего общества. Идет деградация молодых поколений: вместо акселерации  наступает децелерация (за последние  годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых)

Ежегодно юноши  (около 35%) неспособны нести воинскую службу по медицинским показаниям. Сегодня  эта трагедия уже «перекинулась» на репродуктивные возможности народа, на психическое и телесное развитие и здоровье младенцев, из каждой тысячи новорожденных младенцев 800 - 900 уже  имеют врожденные пороки развития. А в школу они приходят еще  более ослабленными .

Противостоять этому можно  только одним способом: сохраняя и  укрепляя психические и физические потенциалы, воспитывая телесное и  духовно-нравственное здоровье наших  сегодняшних мальчиков и девочек.

Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых  на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств  отвлечения от вредных привычек и  тем самым является профилактической мерой.

Анализ литературы позволяет  утверждать, что имеется достаточно большое количество средств физического  воспитания, используемых в оздоровлении детей школьного возраста.

Волейбол - один из самых  распространенных и доступных видов  спорта, являющийся отличным средством  приобщения молодежи к систематическим  занятиям физической культурой и  спортом, к активному отдыху (Долинская  А.В. 1993).

Высокий уровень развития современного волейбола, как вида спорта, делает его одним из эффективных  средств  всестороннего развития личности. Известно, что современный  волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию  организма, к физическим качествам  человека.

Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, по их координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости в  гармоничных сочетаниях. Способность  волейболиста быстро ориентироваться  в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных  технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к развитию высокой  подвижности нервных процессов. Помимо этого игра в волейбол способствует развитию опорно-двигательного аппарата, укрепляет дыхательную,   сердечно-сосудистую,  мышечную и другие системы организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Волейбол как средство оздоровительной работы с детьми. Проблемы состояния здоровья детей и подростков .

 

 

Здоровье как категория  бытия является во всем мире важнейшим  приоритетом в жизни. Если о других ценностях бытия (образование, быт, материальное благополучие и пр.) люди вынуждены заботиться, то отношение  к здоровью формируется как элемент  национальной культуры. К сожалению, в нашей стране здоровье воспринимается как нечто данное, а при нарушении  здоровья ответственность за его  восстановление принято возлагать  на других.

Ученые отмечают, что состояние  здоровья детей и подростков по официальным  данным продолжает ухудшаться. Показатель общей заболеваемости детей в  возрасте 12 лет в 1998 году по сравнению  с 1996 увеличился на 14,3%. Рост заболеваемости отмечается по всем классам болезней. Особенно выросли показатели заболеваемости и болезни детей тяжелыми формами  психологических расстройств.

По данным исследований за прошедшее десятилетие в полтора  раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота  выявленных функциональных нарушений  и хронических болезней выросла  почти на 20 %. Более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания.

Исследователи считают, что  психические нагрузки ослабляют  детский организм и приводят к  целому букету заболеваний. Стрессы  подстерегают ребенка на каждом шагу: замечание учителя по поводу одежды, вызов к доске, сдача зачета, соблюдение правил поведения, общение со сверстниками. Нет отдушины, нет места, где можно  было бы спрятаться, уединиться для  отдыха в процессе учебного дня.

Укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, проведения физических возможностей организма, заполнения свободного времени учащихся занятиями физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения их от вредных привычек и тем самым является профилактической оздоровительной мерой. Перечисленного выше явно недостаточно для заметного улучшения состояния здоровья детей.

Так, И.Е.Оранский (1999) подчеркивает, что здоровье - одна из важнейших  человеческих ценностей. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.

Он также отмечает, что  в существующих условиях вряд ли можно  надеяться на оздоровление детей  или укрепить их здоровье только за счет физкультурных мероприятий. Ведь получается, что, принимая существующий режим жизнедеятельности детей  в школе, мы сначала вредим их здоровью, допуская учебные и физические перегрузки на уроках и дома, ломая непосильными для детей требованиями их психику, а потом пытаемся их оздоровить, выводя на прогулки или заставляя  бегать. При этом иногда бывает трудно разобраться: двигательная активность приносит пользу или больше вредит занимающимся? Имеются в виду не физические перегрузки или несоответствие физических упражнений возрасту и полу, а практика принуждения учащихся к занятиям, установление взрослыми  режима работы, который кажется им удобным для детей.

Сегодня большинство детей  уже рождаются ослабленными, а  в школу они приходят еще более  ослабленными, чем были в момент рождения - с массой недугов и болячек. Система школьного воспитания (главным образом - начальная школа), в свою очередь продолжает разрушение их здоровья. Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают наиболее разрушительное воздействие на здоровье детей?

Как утверждают ученые, существует пять факторов, разрушающих здоровье детей. Первый - это их поза во время учебного процесса. Второй фактор - это продолжительное воздействие на детей сенсорно-обедненной природными стимулами учебной среды - закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами и лишающих детей живых чувственных впечатлений. Третий фактор - вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса. Четвертый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, поэлементное овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а значит - разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей. Пятый фактор - это чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоциально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру приводит к «шизоидной интоксикации» сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции - воображения.

То, что школа подрывает  телесное, психическое и духовно-нравственное здоровье детей, было известно почти 200 лет назад. Одним из первых, кто забил тревогу, был И.Г. Песталоцци. Еще в 1805 году он оповестил мир о том, что при традиционных «книжных» формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. Такое открытие было сделано в эпоху, когда родители и сами еще были биологически здоровыми и детей рождали здоровыми, когда они ели экологически чистую пищу и пили чистую воду, дышали чистым воздухом, когда не было «сексопатологического» и психозомбирующего телевидения. Но великого педагога не услышали, хотя он был не единственным, кто говорил и писал об этом. И школа продолжала раскручивать свой убийственный конвейер вплоть до нашего времени.

Вдобавок ко всем вышеназванным  причинам целый ряд разрушающих  факторов и условий (как показали исследования Л.П.Уфимцевой, Э.Я. Оладо, Т.В.Горячевой, В.А.Гурова, М.А.Ненашевой, 1999) был привнесен в нашу систему  образования в последние десятилетия, которые можно назвать временем его «перманентного ползучего реформирования». К ним относятся следующие  «инновации»:

1.Замена ростомерных парт  с наклонной поверхностью на  горизонтальные столы, что еще  больше усилило статическую напряженность  детей во время учебного процесса  и изменило нормальный угол  восприятия ими печатных и  собственноручных текстов. В свою  очередь это вызывает избыточное  напряжение вегетативных процессов,  в том числе глаз и усугубляет  действие факторов, приводящих к  ранней потере зрения и ухудшению  осанки.

2.Замена в начале обучения  природосообразного, совершенствовавшегося  веками каллиграфического импульсно-нажимного  письма перьевой ручкой, основанного  на ритме произвольных пластических  усилий и расслаблений, на безотрывное  письмо с постоянным напряжением  шариковой. Новая система письма  негативно сказалась не только  на качестве почерка, который  является отражением глубинных  стереотипов психомоторной конституции  человека, но и на учебно-познавательных  способностях детей. Возросла  невнимательность, утомляемость, неуравновешенность  и даже агрессия, что было отмечено  в ряде исследований и зафиксировано  еще в официальном документе  Министерства Просвещения от 19.01.1983 года.

.Замена физиологически  оправданного электролампового  освещения, в котором инерционность  нагретой спирали сглаживает  колебания переменного тока, на  высокочастотное люминесцентное, резко  увеличивает поток жесткого излучения  на детей, которое сбивает и  заглушает их внутренние (эндогенные) ритмы - биоритмы внутри- и межклеточного  взаимодействия, электрические ритмы  головного мозга. Кроме того, жесткое  излучение глубоко вмешивается в информационно- генетическую структуру жизни, меняя ее фундаментальные видовые признаки.

.Резкое ограничение в  учебно-воспитательном процессе  деятельностно-трудовых и конструктивно-рукотворческих  принципов обучения - вплоть до  полного изгнания из школ трудового  воспитания. Школа выпускает безруких, безволевых людей, не умеющих  продуктивно трудиться и ценить  свой и чужой труд, а потому - нравственно ущербных.

 

 

 

2. Характеристика волейбола как оздоровительного фактора

 

 

Л.Д. Назаренко (2002) считает, что игровая деятельность обусловлена  самой природой человека. Она обеспечивает потребность в постоянной тренировке организма. Главной особенностью игровой  деятельности является возможность  развития и совершенствования человека, а также создание условий для  общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Игра объединяет и сверстников, и людей  разных поколений. Другой важной особенностью игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, органы и физиологические системы, но и на морально-волевые качества. Необходимость подчиняться установленным  правилам игры оказывает большое  воздействие на психику человека.

Информация о работе Организация и методика занятий волейболом с оздоровительной направленностью