Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 15:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть организацию спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть особенности физического воспитания в летнем оздоровительном лагере.
2.Рассмотреть основные формы спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
3.Проанализировать методику проведения спортивно – массовой работы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности физического воспитания в летнем оздоровительном
лагере……………………………………………………………………………... 5
2 Основные формы работы по физическому воспитанию в летнем лагере…………………………………..…………………………………………. 7
2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика …………………………………….. 7
2.2 Занятия в спортивных секциях……………………………………………. 8
2.3 Занятие физической культурой в отрядах летнего
оздоровительного лагеря …………....…………………………………………. 9
2.4 Экскурсии и походы………………………………………………………… 10
2.5 Закаливание и купание…………………………………………………….. 13
2.6 Обучение плаванию………………………………………………………… 15
3 Методика проведения спортивно-массовой работы…………………………. 18
3.1 Методика проведения утренней гигиенической гимнастики..............…. 18
3.2 Методика проведения отрядных физкультурных занятий……………… 21
3.3 Методика проведения физкультурных праздников………………………. 22
3.4 Методика проведения спартакиад………………………………………… 22
3.5 Методика проведения физических упражнений………..……………….. 25
3.6 Методика проведения игр…………………………………………………. 26
3.7 Методика проведения соревнований……………………………………… 28
3.8 Методика проведения плавания в детском лагере………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников……………………………………………. 33
Приложение А Примерные комплексы утренней гигиенической
гимнастики……………………………………………………… 35
Приложение Б Перечень необходимой документации в летнем
оздоровительном лагере…………………………………….… 38
Закаливание водой в летнее время проводится в виде обтирания, душа, купания.
Водные процедуры, кроме повышения сопротивляемости организма заболеваниям, создают бодрое, жизнерадостное настроение. Особенно они рекомендуются после занятий физическими упражнениями и спортом.
Обтирание, душ или купание с целью закаливания в холодную погоду нужно начинать после нескольких энергичных упражнений, а по окончании водной процедуры надо сухо обтереться и быстро одеться.
Обтирание рекомендуется производить смоченной ладонью, а не мокрым полотенцем или губкой.
Закаливание следует начинать водой комнатной температуры (не ниже 10—20°).
При обтирании необходимо соблюдать последовательность: начиная от кисти руки, идти к плечу и далее в подмышечные впадины, а затем обратно к кисти. Эти движения проделывают несколько раз попеременно левой и правой рукой. Затем следует перейти к обтиранию груди, шеи, живота и спины.
Первые купания не должны продолжаться более 10 минут. При этом надо учитывать температуру воды и воздуха, не дожидаться появления озноба. Начинать купание можно при температуре воды не ниже 18°. Следует воздержаться от водных процедур сразу после приема пищи и начинать их не раньше, чем через час после завтрака и через 2 часа после обеда.
После солнечных ванн, усиленных занятий физкультурой или утомительных прогулок, прежде чем приступить к купанию, необходимо отдохнуть в тени. По выходе из воды нужно досуха обтереться и сделать несколько разогревающих движений.
Закаливание солнцем. Солнечные лучи благотворно воздействуют на детский организм, но нередки случаи, когда после приема солнечных ванн ребенок начинает жаловаться на недомогание, плохой аппетит и сон, становится раздражительным. Такие явления происходят зачастую оттого, что ребята пренебрегают указаниями врача о дозировании солнечных ванн, сообразуясь с одним лишь желанием быстро получить темный загар.
Чтобы избежать нежелательных последствий пребывания на солнце, нужно соблюдать следующие правила:
принимать солнечные ванны можно только по назначению врача, который устанавливает время и срок пребывания на солнце сообразно с температурой воздуха, силой ветра и другими атмосферными явлениями; _ прием солнечных ванн можно начинать при температуре воздуха 18—20° и оставаться на солнце не более 4—5 минут. Время пребывания следует увеличивать через день на 2—4 минуты и доводить до 30—40 минут для детей младшего и до 60 минут для детей старшего школьного возраста;
через 2—3 минуты необходимо менять положение тела. Голову нужно прикрыть от солнца полотенцем, легким головным убором или хотя бы носовым платком;
чтение и сон на солнце вредно действуют на зрение, нервную и сердечно-сосудистую систему;
солнечные ванны после завтрака можно разрешить только по истечении 45—60 минут, а после обеда — через час-полтора.
После приема солнечных ванн надо побыть некоторое время в тени, затем выкупаться, насухо вытереться и полчаса перед обедом провести в спокойном состоянии. Солнечные лучи действуют не на всех одинаково. Если после пребывания на солнце появляются головные боли, сильное сердцебиение, падение веса и т. п., надо временно прекратить прием солнечных ванн, посоветоваться с врачом. [7 с. 19]
За организацию купания отвечает начальник летнего лагеря. Непосредственно эту работу осуществляет инструктор по плаванию и педагог физического воспитания.
Каждому отряду отводится место около водоема в 130—40 м. от воды и место для купания. К реке отряды подходят в установленное для них время. Педагог с ребятами проводит мероприятия, намеченные планом. Пробыв свое время в воде, 10 ребят по команде вожатого выходят из воды и идут к отряду, другая десятка по команде педагога идет к воде и т. д. Около воды не должно быть ни одного лишнего ребенка и категорически запрещается без команды заходить в 30-метровую зону около берега. Педагог физического воспитания, педагоги отрядов и вожатые, разделив между собой зоны купания, следят за безопасностью купающихся.
Места для занятий тщательно готовятся и перед каждым занятием проверяются; глубина должна быть не более 120—130 см.
Для более четкого руководства занятиями целесообразно использовать мегафоны и рупоры.
Всякое самовольное посещение мест купания ребятами, даже имеющими спортивный разряд, категорически запрещается. К нарушителям применяются самые строгие меры. [7 с. 73]
2.6 Обучение плаванию
Занятия по обучению плаванию проводятся как обязательные мероприятия с 10 до 14 часов и с 17 до 19 часов, т.е. в часы, отведенные для оздоровительных мероприятий, а также во время купания для не умеющих плавать. Занятия проводятся как в воде (практическое обучение), так и на суше (разучивание подготовительных упражнений). В группе не умеющих плавать одновременно должно заниматься 10-15 человек. Проводить занятия следует с детьми до 9 лет при температуре воды не ниже 21°С, 10 лет и старше - не ниже 18°С. Продолжительность пребывания детей в воде во время занятия не должна превышать 10 минут. Длительность урока постепенно увеличивается для детей 7-10 лет до 30 минут, для детей 11 лет и старше - до 45 минут. В каждую смену проводится 15-20 занятий, в течение которых дети должны научиться плавать и находиться под систематическим медицинским контролем. На время уроков по обучению плаванию детей освобождают от других видов занятий. Для умеющих плавать организуются специальные занятия.
Занятия по плаванию проводит инструктор по плаванию, имеющий специальную подготовку, совместно с вожатыми, воспитателями.
На занятиях обязательно присутствие медицинского работника лагеря. Во время занятий должны строго соблюдаться все правила безопасности, обеспечиваться высокая организованность и дисциплина занимающихся.
Занятия по плаванию проводятся невдалеке от лагеря в водоемах с чистой водой, по возможности с плотным, постепенно понижающимся дном, очищенным от предметов, которые могут стать причиной травм.
При подборе места для проведения занятий по плаванию надо тщательно измерить глубину водоема. Глубина воды для школьников до 13 лет не должна превышать 90 см, для более старших - не более 120 см.
Участок для плавания необходимо оборудовать расположенными перпендикулярно к берегу мостками на сваях шириной до 1 м. Расстояние между мостками - 25 м, высота 15-30 см над поверхностью воды. На мостках устанавливаются тумбочки и щиты для поворотов. Во избежание травм глубина воды перед стартовыми тумбочками должна быть не менее 2 м. Между мостками на поверхности воды натягивается веревки с поплавками или жерди, разграничивающие дорожки для плавания. Ширина дорожки – 2,5 м.
Для обучения плаванию и для проведения купания водоём огораживается хорошо обструганными жердями диаметром 3-4 см или обносится натянутой бечёвкой с поплавками. Эта простейшая оградительная конструкция крепится на кольях, вбитых в дно, на расстоянии не более 3 м друг от друга. Оградительные жерди одновременно используются и как поручни при разучивании отдельных (если это требуется) упражнений, выполняемых в исходных положение с опорой.
Рядом с огороженным участком для проведения учебной работы по плаванию с ребятами среднего и старшего возраста пристраивается детская купальня для детей младшего возраста. Размер купальни рекомендуется выдерживать 8 х 4 м при глубине 80-90 см. Дно "лягушатника" должно быть песчаным, плотным с небольшим отклонением в сторону середины водоема, без ям и корней.
Наиболее благоприятные условия для обучения плаванию (особенно детей младшего возраста) - в наливном бассейне. Температура воды в нем должна быть, как правило, на несколько градусов выше, чем в открытом водоеме. Бассейн, где позволяют условия, можно наполнять также теплой водой от теплоцентрали, котельной и т.п.
Для обучения плаванию необходимо иметь 20-25 тщательно обструганных деревянных или пенопластовых досок длиной 90-100 и шириной 25-40 см. Для проведения игр нужны ватерпольные мячи или обыкновенные надувные резиновые камеры.
В целях предупреждения несчастных случаев во время занятий по плаванию необходимо соблюдать правила:
- допускать к занятиям плаванием только с разрешения врача;
- обязательно ограждать
место для плавания; категорически
запрещать заплывать за
- вход и выход из
воды разрешать только по
- до и после занятий
обязательно проводить
- только руководитель может допустить опоздавшего к занятиям, и также разрешить ученику выйти из воды до общего сигнала;
- во время проверки
подготовленности детей в воде
должны находиться
- занятия с не умеющими плавать следует проводить на мелком месте. Все упражнения, а также первые попытки плавать выполнять в сторону берега или мелкого места;
- на первых занятиях
для большей безопасности
- разрешать не более
чем двум занимающимся
- к изучению прыжков в воду допускать детей, только умеющих хорошо плавать;
- место для плавания,
оборудование и инвентарь
- все руководители
занятий обязаны уметь плавать
и знать приемы спасания
- на занятиях плаванием и при приеме солнечных ванн должен присутствовать врач лагеря.
Рядом с местом проведения занятий по плаванию должны находиться в готовности два спасательных круга и другие спасательные принадлежности, сумка первой помощи и т.д. [6 с. 14]
3 Методика проведения спортивно-массовой работы
К методике работы по физическому воспитанию предъявляются следующие требования:
во-первых, необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима летнего оздоровительного лагеря, обеспечив участие в них всех школьников;
во-вторых, содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастным делением школьников, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности;
в-третьих, следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения;
в-четвертых, вся работа по физическому воспитанию должна строиться на принципе самодеятельности детей и сочетаться с общественно полезным трудом (работа по благоустройству летнего оздоровительного загородного лагеря, подготовка и оформление мест занятий, ремонт и изготовление простейшего инвентаря и пр.). [4 с. 240]
3.1 Методика проведения утренней гигиенической гимнастики
Облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет организму быстрее включиться в работу. Для нее предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Обычно зарядка проводится на свежем воздухе. Или в спортивном зале при наличии ритмичной музыки. [13]
Зарядку проводят ежедневно, спустя 5 мин после общего подъема, в течении 15 мин. Для детей 13-15 лет и 12 мин для детей 7-9 лет. В хорошую погоду зарядку проводят на специально оборудованной открытой площадке или лагерном стадионе одновременно со всеми отрядами, однако отряды младших школьников выстраиваются отдельно. В ненастную погоду зарядку проводят поотрядно в хорошо проветренных помещениях (в том числе и спальнях), на верандах, крытых игровых и танцевальных площадках.
Форму одежды на зарядке (в зависимости от погоды) устанавливают специальной инструкцией, составленной педагогом по физическому воспитанию и врачом, и утвержденной начальником оздоровительного лагеря. При теплой, безветренной погоде дети выходят на зарядку в такой форме: для мальчиков -трусы и майка, для девочек - трусы, футболка (майка-полурукавка) или купальный костюм. В прохладную погоду все дети надевают трикотажные тренировочные костюмы. Для того, чтобы форма одежды на зарядке была единой, дежурный по лагерю или педагог по физическому воспитанию за несколько минут до общего подъем, пользуясь инструкцией, дает соответствующие указания воспитателям отрядов.
Для проведения зарядки в составе лагеря наиболее удобно строить детей в линию отрядных колонн, разомкнутых по фронту и в глубину на два шага. Строй отряда может состоять из трех-четырех колонн: колонны мальчиков и девочек отдельно. Рекомендуется разметить место построения специальными фанерными таблицами (40x40) с указанием номера отряда.
Руководитель зарядки должен находиться посередине общего строя, на расстоянии 10-15 м. от первой шеренги. Для того, чтобы видеть всех ребят, лучше встать на какое-либо возвышение, позволяющее руководителю показывать и самому выполнять упражнения. Зарядку нужно проводить под музыку (баян, магнитофон). Для лучшего руководства зарядкой проводящему ее желательно иметь мегафон или обычный рупор. Воспитатели встают впереди своих отрядов лицом к строю. Они выполняют упражнения (зеркально) вместе со всеми и одновременно следят за дисциплиной строя и правильностью выполнения упражнения детьми, делая при необходимости короткие замечания (вполголоса).
Информация о работе Организация спортивно-массовой работы в летнем лагере