Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 15:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть организацию спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть особенности физического воспитания в летнем оздоровительном лагере.
2.Рассмотреть основные формы спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере.
3.Проанализировать методику проведения спортивно – массовой работы.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1 Особенности физического воспитания в летнем оздоровительном
лагере……………………………………………………………………………... 5
2 Основные формы работы по физическому воспитанию в летнем лагере…………………………………..…………………………………………. 7
2.1 Утренняя гигиеническая гимнастика …………………………………….. 7
2.2 Занятия в спортивных секциях……………………………………………. 8
2.3 Занятие физической культурой в отрядах летнего
оздоровительного лагеря …………....…………………………………………. 9
2.4 Экскурсии и походы………………………………………………………… 10
2.5 Закаливание и купание…………………………………………………….. 13
2.6 Обучение плаванию………………………………………………………… 15
3 Методика проведения спортивно-массовой работы…………………………. 18
3.1 Методика проведения утренней гигиенической гимнастики..............…. 18
3.2 Методика проведения отрядных физкультурных занятий……………… 21
3.3 Методика проведения физкультурных праздников………………………. 22
3.4 Методика проведения спартакиад………………………………………… 22
3.5 Методика проведения физических упражнений………..……………….. 25
3.6 Методика проведения игр…………………………………………………. 26
3.7 Методика проведения соревнований……………………………………… 28
3.8 Методика проведения плавания в детском лагере………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников……………………………………………. 33
Приложение А Примерные комплексы утренней гигиенической
гимнастики……………………………………………………… 35
Приложение Б Перечень необходимой документации в летнем
оздоровительном лагере…………………………………….… 38
3.8 Методика проведения плавание в детском лагере
Особенно велико оздоровляющее укрепляющее воздействие на детский организм оказывает плавание. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет», способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Планировать занятия следует на теплые дни, так как при более высокой температуре воды и воздуха юные пловцы могут находиться в воде продолжительное время и быстрее осваивают технику плавания. К занятиям допускаются дети только по разрешению врача.
Продолжительность пребывания в воде на первых занятиях не должна превышать 5—10 мин. В дальнейшем по мере прогревания воды в водоеме и закаливания организма длительность «водной» части урока постепенно увеличивается.
В летних лагерях купание, обучение детей плаванию, а так же совершенствование техники рекомендуется проводить ежедневно, с 10 до 12 и с 17 до 19. [9]
В лагере обязательно проводится проверка плавательной подготовленности детей. При этом в воду входят (по пояс или по грудь) не более двух человек одновременно, которые плывут вдоль берега. По результатам проверки комплектуют учебные группы в зависимости от возраста и подготовленности ребят.
В первую группу зачисляются дети, не умеющие плавать (10 чел.) и умеющие держаться на поверхности воды (не более 15 чел.). В группе последовательно изучаются подготовительные упражнения для освоения с водой и спортивные способы кроль на груди и на спине.
Вторая группа объединяет детей, сумевших проплыть от 10 до 25 м любым способом. Они изучают спортивные способы кроль на груди и на спине.[8]
На первом занятии инструктор должен рассказать о целях, задачах и порядке проведения занятий, о гигиене пловца и правилах закаливания, а также о мерах предупреждения травм и несчастных случаев на воде. До начала занятий в водоеме составляется график движения отрядов на занятия и обратно, а также расписание занятий на суше и в воде которое вывешивается на доске объявлений лагеря.
Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную; основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная — в воде.
Подготовительная часть урока (продолжительностью 5—10 мин) включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока, выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми, упражнениями.
Основная часть урока (30—45 мин) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду.
Заключительная часть урока (5—10 мин) строится, таким образом, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку и повысить эмоциональность занятия. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия. После выхода из воды дети должны тщательно вытереться полотенцем.
Таким образом, при обучении плаванию в летнем оздоровительном лагере решаются следующие основные задачи:
— укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;
— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
— ознакомление с правилами безопасности на воде.[20]
Заключение
Физическое воспитание в летнем оздоровительном лагере представляет собой одно из средств сегодняшнего воспитания подрастающего поколения, является одним из важнейших направлений работы с детьми. Имеет ряд особенностей, которые обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, более широкими возможностями для занятий плаванием, туризмом, подвижными играми и играми на местности.
Материал данной курсовой работа подбирает спортивно массовые мероприятия, соответствующие определенному возрасту детей, а оставшееся свободное время заполняет другими мероприятиями из общего плана работы лагеря (работа различных кружков, подготовка к конкурсам и т.д.)
В каждом лагере организация спортивно-массовой работы будет иметь свои собственности в зависимости от места расположения лагеря, спортивной базы, от способностей, знаний и умений физкультурного руководителя. Важно, чтобы план организации спортивно-массовой работы был составлен в первые дни пребывания детей, и весь коллектив боролся за его выполнение. В процессе работы некоторые мероприятия осуществить не удается, а некоторые придется перенести с одной даты на другую. Отступление от плана допустимо в зависимости от сложившейся обстановки. Физкультурно-массовая работа в летнем оздоровительном лагере, с одной стороны, является составной частью физического воспитания школьников и подростков, а с другой стороны, оказывает весьма сильное влияние на формирование нравственности у ребят, их интеллектуальных и духовных качеств, воспитывает у них готовность к будущей трудовой деятельности и в этом смысле является средством всестороннего и гармонического развития подростков.
Список использованных источников
В.К. Бальсевич // Физкультура и спорт – М, 1988. – С. 110 – 118.
112 С.
Приложение А
Примерные комплексы утренней гигиенической гимнастики
Для детей 12—13 лет
Комплекс 1.
1. Ходьба на месте с постепенным ускорением темпа. Бег с высоким подниманием коленей, затем снова ходьба.
2. И. п.— основная стойка, руки сцеплены «в замок» внизу. 1—2 — руки вверх (ладонями кверху), подняться на носки и потянуться — вдох; 3—4 — разъединяя пальцы, дугами наружу руки вниз, вернуться в и. п. — выдох.
Вытягиваясь «в струнку», поднять голову и смотреть на руки. Руки поднимать вдоль тела.
3. И. п.— основная стойка. 1 — шаг левой ногой в сторону, дугами влево руки вверх и наклон вправо, сгибая левую ногу; 2 — приставить левую ногу, выпрямиться, дугами влево руки вниз; 3—4 — то же в другую сторону. Движение руками и ногой начинать одновременно. Руки внизу не задерживать. Дышать произвольно.
4. И. п.— основная стойка. 1—2 — присесть, руки вверх; 3—4 — и. п. Руки поднимать и опускать через стороны. Приседать, сохраняя вертикальное положение туловища и разводя колени. Дышать равномерно.
5. И. п.— упор присев. 1—2 — поочередно отставляя ноги назад, упор лежа; 3—4 — поочередно сгибая ноги — и. п. Упражнение начинать с одной и той же ноги (с левой или правой), темп движений постепенно ускорить. Держать руки прямыми и не «проваливаться» в плечах. Дышать равномерно.
6. И. п.— стойка ноги врозь, руки расслаблены. 1 — резкий поворот туловища направо, захлестывая руки. 2. То же налево. Важно прочувствовать, что руки выполняют движение пассивно, лишь за счет резких поворотов. Каждый очередной поворот начинать в момент касания тела руками (окончание «захлеста»). Дышать равномерно.
7. И. п.— основная стойка, руки вверх - наружу. 1 — мах правой ногой вперед, руки вперед, соединяя кисти; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. Мах выполнять повыше прямой ногой; носок оттянуть, не делать наклона вперед. Дыхание на задерживать.
8. И. п.— основная стойка.
1—2 — поднимая левую ногу назад
до отказа с небольшим
9. И. п.— стойка ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах с поворотами. Повороты выполнять поочередно, делая по нескольку поворотов в каждую сторону. Величину поворота обусловливать заранее, например 4 поворота на 90° в одну, а затем в другую сторону или 2 поворота на 180° и т. д. Можно включать промежуточные прыжки на месте. Прыгать мягко, на носках. Эти же прыжки можно делать в стойке ноги врозь. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
Комплекс 2. (для поточного выполнения).
И. п.— основная стойка. I восьмерка. 1 — руки в стороны; 2 — с силой согнуть руки к плечам; 3 — резко выпрямить руки вверх; 4 — дугами наружу руки вниз; 5 — присесть, руки вперед; 6 — встать, руки вниз; 7 — наклон вперед, касаясь ладонями пола; 8 — выпрямляясь и отставляя правую, стойка ноги врозь, руки на пояс.
II восьмерка. 1 —левую руку в сторону с энергичным поворотом туловища налево; 2 — вернуться в положение счета 8 I восьмерки; 3 — правую руку в сторону с поворотом туловища направо; 4 — приставляя правую, руки вниз — основная стойка; 5 — упор присев; 6 — толчком ног упор лежа; 7 — упор присев; 8 — встать в и. п.
Для подростков 14—15 лет
Комплекс 1.
1. Ходьба на месте с постепенным ускорением темпа. Легкий бег на месте, затем снова ходьба с энергичными движениями рук. Долю бега постепенно увеличивать.
2. И. п.— основная стойка. 1 — шаг левой в сторону, с силой согнуть руки к плечам; 2 — руки вверх, потянуться — вдох; 3 — согнуть руки к плечам; 4 — и. п.— выдох. Варианты: 1) то же, поднимаясь на носки; 2) то же, выполняя потягивание с поворотом туловища. Упражнение выполнять поочередно в левую и правую сторону.
Информация о работе Организация спортивно-массовой работы в летнем лагере