Организация учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике со школьниками 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Рассмотрение основ организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике со школьниками 6-7 лет
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть анатома - физиологическую характеристику младшего школьника.
3.Выявить основы организации тренировочного процесса по лёгкой атлетике со школьниками младшего возраста;

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы тренировочного процесса по лёгкой атлетике

1.1.Анатомо – физиологические особенности детей 6-7 лет

1.2.Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании младших школьников

Глава 2 Методические особенности тренировочного процесс по лёгкой атлетике

2.1.Структура учебно-тренировочных занятий по лёгкой атлетике

2.2. Особенности проведения тренировок по легкой атлетике с детьми 6-7 лет

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2м курсовая Мохова.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ

 

2.1. Структура занятий  по легкой атлетике со школьниками  младшего возраста

          Каждое занятие по легкой атлетике должно отвечать следующими требованиям: 1) содержать общие (выполняемые за счет серии занятий) и частные (выполняемые в течение одного занятия) задачи; 2) иметь правильную методическую направленность; 3) носить воспитывающий характер; 4) учитывать контингент обучаемых (пол, возраст, психологические особенности, уровень физической и функциональной подготовленности); 5) содержать упражнения,  содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья; 6) быть интересным для обучаемых; 7) иметь целостность и законченность и сочетаться с предыдущими и последующими уроками.

Тренировочное занятие по легкой атлетике делится на подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть. На нее, как правило, отводится 20-30 минут, это подготовка организма к выполнению упражнений, запланированных в основной части занятия. Иными словами подготовительная часть — это разминка. Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основним принципами: 1) упражнения следует подбирать с таким расчетом, чтобы они постепенно вовлекали в работу сначала мелкие, а затем все более крупные мышцы и мышечные группы; 2) в виду кратковременности подготовительной части занятия разминочные упражнения не должны быть очень интенсивными (в противном случае наступить утомление организма и затруднится выполнение упражнений в основной части урока); 3) в подготовительной части упражнения должны подбираться в соответствии с характером занятий, предстоящей в основной части.

Разминку лучше всего начинать с  медленного бега в течение 3 минут. Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног, а после этого специальные упражнения. Например, если в основной части планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включать упражнения, воздействующие прежде всего на мышечно-связочный аппарат стопы, голени, бедра в быстром темпе на месте и с продвижением вперед, подскоки с отталкиваниями одной или двумя ногами, прыжки в длину, тройной прыжок с места и другие.

Если в основной части  запланировано повторение пройденного материала или повышение уровня общефизической подготовленности, то подготовительная часть может быть проведена в виде подвижной  игры.

Основная часть длится обычно 30- 40 минут. В течение этого  времени решаются задачи повышения  общей и специальной физической подготовки учащихся, а также обучение и совершенствование техники  того или иного упражнения. В рамках запланированного материала целесообразно таким образом строить основную часть, чтобы первыми выполнялись упражнения по обучению технике и ее совершенствованию. После этого должны идти упражнения для развития быстроты и координирующих способностей, затем силовые и скоростно-силовые и последними — упражнения, развивающие преимущественно выносливость.

    Например, если  основная задача занятия —  совершенствование физической подготовленности  и техники спортивного бега, то  упражнения могут быть подобраны  в следующей последовательности: 1) упражнение, имитирующее основные моменты низкого старта и бега по дистанции (выполнение отдельных элементов старта с помощью партнера, семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра в колене, упираясь руками в стенку и другие); 2) 2-3 пробежки с низкого старта по 20-40 метров и 2-3 пробежки с хода по 20-30 метров;

  1. различные прыжки, прыжковые упражнения (прыжки в длину, тройной прыжок, выпрыгивание вверх из низкого приседа и другие); В основную часть можно включать соревнования, кто быстрее пробежит, выше прыгнет, дальше бросит или в отдельных видах легкой атлетике бег на 30, 60 метров, прыжки с места, многоскоках, эстафете и другие.

Заключительная часть 10-15 минут Бег, подскоки и прыжки со скакалкой.

 

 

 

2.2. Особенности проведения  тренировок  по легкой атлетике с детьми 6-7 лет

 

     Наблюдение за физическим и двигательным развитием младших школьников показывает, что для успешного проведения с ними уроков легкой атлетики необходимо усиливать анатомо-физиологические и психологические особенности этого возраста.

В этом возрасте продолжается формирование опорно-двигательного  аппарата, позвоночник находится  в стадии развития, кости таза еще  не срослись. Поэтому следует избегать очень резких движений и сильных  сотрясений. Следует учитывать и  недостаточное развитие костей и мышц кисти. К 8-9 годам несколько укрепляются связки, повышается сила мышц рук, нарастает общая масса мышц, хотя дыхательная и сердечно- сосудистая система развита недостаточно. А в 7-10 лет происходит формирование двигательного и зрительного анализаторов. Но и в этом возрасте дети еще не могут долго концентрировать свое внимание.

Занимаясь с детьми 6-7лет  при сравнительно малом понимании  ими своих ощущений тренеру часто  приходится наглядным методом, образцом демонстрировать правильность выполнения того или иного упражнения. Объяснение должно быть кратким и сопровождаться точным показом.

В течение двигательной деятельности детей необходимо регулировать время выполнения упражнений и отдыха между ними. У младших школьников эти периоды должны быть небольшими, но позволяющими сократить работоспособность и интерес к тренировке. Для поддержания интереса к занятию следует разнообразить упражнения или изменять задачи при выполнении того же упражнения (акцентировать внимание на работе ног или рук, скорости движения и т.д.). В некоторых случаях можно делить детей на группы по физическому развитию и давать им соответственно разную нагрузку. При выполнении отдельных упражнений (особенно сложных) тренер должен оказывать непосредственную помощь, облегчая им освоение правильного двигательного навыка. Необходимо давать оценку действиям детей, побуждая их к более активной деятельности. Ребята любят, когда их успехи замечают и оценивают. В младшем школьном возрасте широко применяют игровой метод обучения, так как именно он наилучшим образом отвечает психологическим особенностям детей. Он позволяет повысить эмоциональный фон тренировок, пробуждая интерес к легкоатлетическим упражнениям в начальном периоде обучения. На занятиях с детьми 6-7 лет проводят подвижные игры и эстафеты с использованием бега, прыжков и метаний.

Упражнения по легкой атлетике укрепляют опорно-двигательный аппарат, увеличивают прочность  связок и сил мышц, формируют правильную осанку. Необходимо целенаправленно  улучшать деятельность дыхательной  и сердечнососудистой системы школьников. При выполнении упражнений надо следить за тем, чтобы дети правильно дышали, регулировать частоту и глубину дыхания.

На тренировках с  детьми 6-7 лет следует преимущественно  развивать те двигательные качества, которые в этом возрасте лучше поддаются воздействию. В 7-9 лет рекомендуется выполнять больше упражнений на гибкость и ловкость (координацию). Развитие быстроты можно начинать с 8-9 лет. Упражнения на развитие силы и выносливости используют на занятиях в небольшом объеме. Первоначальная форма обучения бегу — равномерный бег. Основное правило начального обучения беговым упражнениям состоит в том, что   увеличивать темп и быстроту шагов до тех пор, пока ученик в состоянии сохранить правильную форму бегового шага. Известно, что к 10-летнему возрасту, частота шагов у детей достигает показателей взрослых спортсменов и если вовремя не воздействовать специальными средствами на частоту движений, то качество бегового шага постепенно ухудшается. Следует обращать внимание на правильное сочетание работы рук при ходьбе и беге. С учетом времени пробегания надо давать дистанцию не более 30 м. Обучать разновидностям прыжков рекомендовано в следующем порядке. В начале изучают подпрыгивания. Можно выполнять их на произвольную и заданную высоту, с доставанием ориентира над головой. При этом необходимо научить детей мягкому приземлению, без значительных сотрясений, чтобы они старались касаться опоры передней частью стопы, амортизируя приземление небольшим сгибанием в колене.

Затем начинают обучать спрыгиванием. Если в предыдущем виде прыжков требовалось умение выполнять толчок вверх, то спрыгивание требует умения мягко приземляться, сгибая ноги и туловище. Спрыгивания можно выполнять из полуприседа, из виса и с опорой руками, из положения, стоя во весь рост или с разбега, с преодолением препятствий.

В последнюю очередь  изучают группу прыжков, связанную  с перепрыгиванием. Их выполняют  с предмета на предмет, через широкое  или высокое с места или  с разбега. В эту группу входят легкоатлетические прыжки в высоту, в длину и прыжок с подвижной опорой (лист, палка).

Обучение прыжкам осуществляют по принципу от простого к сложному. Младшие школьники должны преодолевать с разбега небольшие горизонтальные препятствия. Детей последовательно  учат разбегаться и попадать на место толчка, отталкиваться одной ногой и приземлять на обе ноги. В это время не нужно добиваться от школьников максимальных по длине прыжков.

Общее обучение метаниям начинают с бросков теннисного мяча В начальных классах метать мяч  на дальность не рекомендуется: это ухудшает освоение правильной техники броска и может создать у более слабых детей неуверенность в своих возможностях. Метание с мишень мяча уравновешивает шансы разных по силе учеников. Установка мишени на определенном расстоянии будет способствовать правильным и необходимым по силе броскам. Высота мишени 2-2,5 м от пола. Не надо забывать о форме и рисунке мишени. Красочная мишень повышает эмоциональный фон урока. Можно использовать высокое препятствие, через которое можно послать мяч так, чтобы он летел по правильной траектории. С интересом дети воспринимают броски с большой дальностью отскока мяча. Метание можно проводить по горизонтальной, вертикальной, движущейся мишеням, для чего используют обручи, некоторые вспомогательные предметы или рисуют цель мелом. Также можно выполнять броски двумя руками волейбольного мяча из-за головы.

  Занимаясь простейшими легкоатлетическим упражнениями, необходимо в первую очередь обучить принимать правильное исходное положение в соответствие с направлением и скоростью последующего движения. Для развития двигательных качеств используют мячи, скакалки, гимнастические палки и другие вспомогательные предметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение (переработать)

Изучив литературу — учебники по легкой атлетике, методики физического воспитания школьников, учебники по психологии физического воспитания и спорта, анатомию и физиологию человека с возрастными особенностями детского организма, в разделах моей курсовой работы отмечены основные особенности занятий по легкой атлетике со школьниками младшего возраста. Изучив особенности школьников: анатомо-физиологические, психологические, возрастные, половые, то есть контингент школьников. Из всего изученного и отмеченного мною, можно сделать следующее заключение: учитель физической культуры, обязан знать все особенности школьников, чтобы добиться каких-либо результатов, дать необходимые знания, умения и навыки ученикам; дифференцировать процесс обучения; чтобы было гармоничное развитие школьников, чтобы в процессе занятий по легкой атлетике школьники укрепляли свое здоровье

При этом нужно  отметить, что в младших и средних  классах для повышения плотности урока используются подвижные игры. Сочетание высокой эмоциональности с технически правильным выполнением значительно сократит срок обучения новым упражнениям и сделает навык более прочным.

   В заключении следует отметить, что сам процесс проведения игры очень сложен, он зависит не только от возрастных особенностей детей, условий работы, но и от подготовленности детей к коллективным играм, от их настроения, от мастерства самого руководителя игры.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  по алфавиту учебники психологии, педагогики, физиологии,  теортия и методика физ.воспит не старше 2003 года.

  1. Жилкин А.И., Лёгкая атлетика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.И. Жилкин, В.С.Кузьмин, Е. В. Сидорчук - 2е изд.,стер.- М.: издательский  центр «Академия».:-2005
  2. Лёгкая атлетика Правила соревнований ВФЛА.-М.: Советский спорт.: -2003

 

Выбери по алфавиту 20 источников

  1. Виленская Т. Е. Новые подходы к физическому воспитанию детей младшего школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2009. - N 5. - С. 18-22. Воронина Г. А. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста // Физическая культура в школе. - 2009. - N 8. - С. 27-29. Гендин А. М. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. - Новосибирск - Красноярск : [б. и.] , 1989. - 216 с. 
    Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2102868-КХ Горбунов А. Ю. Содержание и структура физической культуры личности младшего школьника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 10. - С. 51-59. Демидова Е. Организация соревновательной и игровой деятельности детей // Начальная школа. – 2004. - N 6. - С. 62-64. Зазнобин А. В. Подвижные игры на занятиях единоборствами с младшеклассниками // Физическая культура в школе. - 2012. - № 1. - С. 55-57. Золотова М. Ю. Веселая гимнастика для младших школьников // Физическая культура в школе. - 2012. - № 1. - С. 40-43. Исмаилова А. С. Развитие гибкости у детей школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 72-74. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей младшей логопедической группы (ОНР). – СПб. : Детство-Пресс, 2006. - 186 с. 
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2270816-КХ Китайкина Н. А. Методика коррекции нарушений осанки у младших школьников средствами лечебной физической культуры // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2010. - N 2. - С. 22-25. Кожемов А. А. Развивающая технология физического воспитания младших школьников на основе использования игры - радиальный баскетбол (питербаскет) // Адаптивная физическая культура. - 2010. - N 2 (42). - С. 34-35. Копылов Ю. А. Листок физического развития младшего школьника // Физическая культура в школе. – 2004. - N 2. - С. 36-38. Копылов Ю. А. Оздоровление ослабленных детей младшего школьного возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - N 1. - С. 64-71. Кудяшеева А. Н. Исследование физической подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушением торсионного развития таза и ног // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 11. - С. 59-61. Леонтьева Т. Н. Домашние задания по лыжной подготовке для младшеклассников // Физическая культура в школе. – 2006. - N 7. - С. 25-28. Лепешкин В. А. "Мяч в щит" // Физическая культура в школе. – 2006. - N 4. - С. 28-29. Ливанова П. З. Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. - 2011. - N 7. - С. 35-37. Макарова О. С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы : спорт.-игровые проекты для 1 кл. Пособие для учителя. - М. : Школьная пресса, 2002. - 111 с. 
    Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2266404-КХ Мартынюк Н. С. Условия повышения степени закаленности организма детей младшего дошкольного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 53-55. Миронова Л. А. Лесная прогулка : сюжетно-ролевой урок физкультуры. III класс // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 86-88. Михеева Т. М. Воспитание "чувства мяча" в баскетболе у младших школьников // Физическая культура в школе. - 2011. - N 2. - С. 28-31. Михеева Т. М. Воспитание "чувства мяча" в баскетболе у младших школьников // Физическая культура в школе. - 2011. - N 3. - С. 10-13. Нестерова О. В. Веселые игры // Физическая культура в школе. - 2011. - N 7. - С. 54-55. Овчинников А. Банк взбодрилок // Директор школы. – 2007. - N 4. - С. 107-109. Парфенова Л. А. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 60-65. Поваляева В. В. "Секреты" моих уроков // Физическая культура в школе. – 2004. - N 2. - С. 43-46. Полунина Т. И. Ритмика и физическая подготовка // Физическая культура в школе. - 2009. - N 7. - С. 29-31. Прокопенко В. И. Подвижные игры для учащихся начальной школы : учеб. пособие. - Екатеринбург : Учебная книга , 2003. - 187 с. 
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2254100-КХ 
    Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2254101-КХ Романов К. Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной направленностью в начальной школе // Образование в современной школе. – 2005. - N 5. - С. 17-23. Рунцов Б. С. Игры на прогулках // Физическая культура в школе. – 2006. - N 6. - С. 71-73. Семенов В. В. Легкая атлетика в начальных классах : ходьба, прыжки, бег. 1 класс // Физическая культура в школе. – 2004. - N 4. - С. 13-16. Семенов В. В. Обучая передвижению на лыжах. II класс // Физическая культура в школе. - 2011. - N 7. - С. 29-30. Соловьева И. А. Во славу скакалки // Физическая культура в школе. – 2006. - N 7. - С. 38-40. Соломахин О. Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - N 6. - С. 85-90. Сухова С. В. Урок гимнастики с элементами йоги. IV класс // Физическая культура в школе. - 2012. - № 1. - С. 45-47. Ткаченко С. А. Оздоровительная физическая культура как средство формирования базовых элементов учебной деятельности детей младшего школьного возраста // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2011. - N 3. - С. 64. Ульянова Т. А. Интегрированные уроки по легкой атлетике в IV классе // Физическая культура в школе. - 2011. - N 6. - С. 39-40. Хафизова Г. Н. Урок физической культуры - урок радости и здоровья // Начальная школа. - 2011. - N 7. - С. 77-79. Хуррамов Ж. К. Использование упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физкультуры у школьников младших классов // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 5. - С. 66-69. Чоговадзе А. В. Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия у школьников. – М. : Государственное издательство медицинской литературы (Медгиз) , 1962. – 114 с. 
    Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 1061386-КХ Шалавина А. С. Характеристика осанки детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. - 2009. - N 11. - С. 83-85. Шамонин А. В. Формирование двигательных качеств у детей младшего школьного возраста во внеучебное время // Начальная школа. - 2009. - N 7. - С. 103-107. Шишкова Е. В. Обучение младших школьников прикладным навыкам плавания // Физическая культура в школе. – 2007. - N 3. - С. 40-42. 

Информация о работе Организация учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике со школьниками 6-7 лет