Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель исследования: Рассмотрение основ организации учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике со школьниками 6-7 лет
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть анатома - физиологическую характеристику младшего школьника.
3.Выявить основы организации тренировочного процесса по лёгкой атлетике со школьниками младшего возраста;
Введение
Глава 1 Теоретические основы тренировочного процесса по лёгкой атлетике
1.1.Анатомо – физиологические особенности детей 6-7 лет
1.2.Значение легкоатлетических упражнений в физическом воспитании младших школьников
Глава 2 Методические особенности тренировочного процесс по лёгкой атлетике
2.1.Структура учебно-тренировочных занятий по лёгкой атлетике
2.2. Особенности проведения тренировок по легкой атлетике с детьми 6-7 лет
Заключение
Список литературы
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ
2.1. Структура занятий
по легкой атлетике со
Каждое занятие по легкой атлетике должно отвечать следующими требованиям: 1) содержать общие (выполняемые за счет серии занятий) и частные (выполняемые в течение одного занятия) задачи; 2) иметь правильную методическую направленность; 3) носить воспитывающий характер; 4) учитывать контингент обучаемых (пол, возраст, психологические особенности, уровень физической и функциональной подготовленности); 5) содержать упражнения, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья; 6) быть интересным для обучаемых; 7) иметь целостность и законченность и сочетаться с предыдущими и последующими уроками.
Тренировочное занятие по легкой атлетике делится на подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть. На нее, как правило, отводится 20-30 минут, это подготовка организма к выполнению упражнений, запланированных в основной части занятия. Иными словами подготовительная часть — это разминка. Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основним принципами: 1) упражнения следует подбирать с таким расчетом, чтобы они постепенно вовлекали в работу сначала мелкие, а затем все более крупные мышцы и мышечные группы; 2) в виду кратковременности подготовительной части занятия разминочные упражнения не должны быть очень интенсивными (в противном случае наступить утомление организма и затруднится выполнение упражнений в основной части урока); 3) в подготовительной части упражнения должны подбираться в соответствии с характером занятий, предстоящей в основной части.
Разминку лучше всего начинать с медленного бега в течение 3 минут. Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног, а после этого специальные упражнения. Например, если в основной части планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включать упражнения, воздействующие прежде всего на мышечно-связочный аппарат стопы, голени, бедра в быстром темпе на месте и с продвижением вперед, подскоки с отталкиваниями одной или двумя ногами, прыжки в длину, тройной прыжок с места и другие.
Если в основной части запланировано повторение пройденного материала или повышение уровня общефизической подготовленности, то подготовительная часть может быть проведена в виде подвижной игры.
Основная часть длится обычно 30- 40 минут. В течение этого времени решаются задачи повышения общей и специальной физической подготовки учащихся, а также обучение и совершенствование техники того или иного упражнения. В рамках запланированного материала целесообразно таким образом строить основную часть, чтобы первыми выполнялись упражнения по обучению технике и ее совершенствованию. После этого должны идти упражнения для развития быстроты и координирующих способностей, затем силовые и скоростно-силовые и последними — упражнения, развивающие преимущественно выносливость.
Например, если
основная задача занятия —
совершенствование физической
Заключительная часть 10-15 минут Бег, подскоки и прыжки со скакалкой.
2.2. Особенности проведения тренировок по легкой атлетике с детьми 6-7 лет
Наблюдение за физическим и двигательным развитием младших школьников показывает, что для успешного проведения с ними уроков легкой атлетики необходимо усиливать анатомо-физиологические и психологические особенности этого возраста.
В этом возрасте продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, позвоночник находится в стадии развития, кости таза еще не срослись. Поэтому следует избегать очень резких движений и сильных сотрясений. Следует учитывать и недостаточное развитие костей и мышц кисти. К 8-9 годам несколько укрепляются связки, повышается сила мышц рук, нарастает общая масса мышц, хотя дыхательная и сердечно- сосудистая система развита недостаточно. А в 7-10 лет происходит формирование двигательного и зрительного анализаторов. Но и в этом возрасте дети еще не могут долго концентрировать свое внимание.
Занимаясь с детьми 6-7лет при сравнительно малом понимании ими своих ощущений тренеру часто приходится наглядным методом, образцом демонстрировать правильность выполнения того или иного упражнения. Объяснение должно быть кратким и сопровождаться точным показом.
В течение двигательной деятельности детей необходимо регулировать время выполнения упражнений и отдыха между ними. У младших школьников эти периоды должны быть небольшими, но позволяющими сократить работоспособность и интерес к тренировке. Для поддержания интереса к занятию следует разнообразить упражнения или изменять задачи при выполнении того же упражнения (акцентировать внимание на работе ног или рук, скорости движения и т.д.). В некоторых случаях можно делить детей на группы по физическому развитию и давать им соответственно разную нагрузку. При выполнении отдельных упражнений (особенно сложных) тренер должен оказывать непосредственную помощь, облегчая им освоение правильного двигательного навыка. Необходимо давать оценку действиям детей, побуждая их к более активной деятельности. Ребята любят, когда их успехи замечают и оценивают. В младшем школьном возрасте широко применяют игровой метод обучения, так как именно он наилучшим образом отвечает психологическим особенностям детей. Он позволяет повысить эмоциональный фон тренировок, пробуждая интерес к легкоатлетическим упражнениям в начальном периоде обучения. На занятиях с детьми 6-7 лет проводят подвижные игры и эстафеты с использованием бега, прыжков и метаний.
Упражнения по легкой атлетике укрепляют опорно-двигательный аппарат, увеличивают прочность связок и сил мышц, формируют правильную осанку. Необходимо целенаправленно улучшать деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы школьников. При выполнении упражнений надо следить за тем, чтобы дети правильно дышали, регулировать частоту и глубину дыхания.
На тренировках с детьми 6-7 лет следует преимущественно развивать те двигательные качества, которые в этом возрасте лучше поддаются воздействию. В 7-9 лет рекомендуется выполнять больше упражнений на гибкость и ловкость (координацию). Развитие быстроты можно начинать с 8-9 лет. Упражнения на развитие силы и выносливости используют на занятиях в небольшом объеме. Первоначальная форма обучения бегу — равномерный бег. Основное правило начального обучения беговым упражнениям состоит в том, что увеличивать темп и быстроту шагов до тех пор, пока ученик в состоянии сохранить правильную форму бегового шага. Известно, что к 10-летнему возрасту, частота шагов у детей достигает показателей взрослых спортсменов и если вовремя не воздействовать специальными средствами на частоту движений, то качество бегового шага постепенно ухудшается. Следует обращать внимание на правильное сочетание работы рук при ходьбе и беге. С учетом времени пробегания надо давать дистанцию не более 30 м. Обучать разновидностям прыжков рекомендовано в следующем порядке. В начале изучают подпрыгивания. Можно выполнять их на произвольную и заданную высоту, с доставанием ориентира над головой. При этом необходимо научить детей мягкому приземлению, без значительных сотрясений, чтобы они старались касаться опоры передней частью стопы, амортизируя приземление небольшим сгибанием в колене.
Затем начинают обучать спрыгиванием. Если в предыдущем виде прыжков требовалось умение выполнять толчок вверх, то спрыгивание требует умения мягко приземляться, сгибая ноги и туловище. Спрыгивания можно выполнять из полуприседа, из виса и с опорой руками, из положения, стоя во весь рост или с разбега, с преодолением препятствий.
В последнюю очередь изучают группу прыжков, связанную с перепрыгиванием. Их выполняют с предмета на предмет, через широкое или высокое с места или с разбега. В эту группу входят легкоатлетические прыжки в высоту, в длину и прыжок с подвижной опорой (лист, палка).
Обучение прыжкам осуществляют
по принципу от простого к сложному.
Младшие школьники должны преодолевать
с разбега небольшие
Общее обучение метаниям начинают с бросков теннисного мяча В начальных классах метать мяч на дальность не рекомендуется: это ухудшает освоение правильной техники броска и может создать у более слабых детей неуверенность в своих возможностях. Метание с мишень мяча уравновешивает шансы разных по силе учеников. Установка мишени на определенном расстоянии будет способствовать правильным и необходимым по силе броскам. Высота мишени 2-2,5 м от пола. Не надо забывать о форме и рисунке мишени. Красочная мишень повышает эмоциональный фон урока. Можно использовать высокое препятствие, через которое можно послать мяч так, чтобы он летел по правильной траектории. С интересом дети воспринимают броски с большой дальностью отскока мяча. Метание можно проводить по горизонтальной, вертикальной, движущейся мишеням, для чего используют обручи, некоторые вспомогательные предметы или рисуют цель мелом. Также можно выполнять броски двумя руками волейбольного мяча из-за головы.
Занимаясь простейшими легкоатлетическим упражнениями, необходимо в первую очередь обучить принимать правильное исходное положение в соответствие с направлением и скоростью последующего движения. Для развития двигательных качеств используют мячи, скакалки, гимнастические палки и другие вспомогательные предметы.
Заключение (переработать)
Изучив литературу — учебники по легкой атлетике, методики физического воспитания школьников, учебники по психологии физического воспитания и спорта, анатомию и физиологию человека с возрастными особенностями детского организма, в разделах моей курсовой работы отмечены основные особенности занятий по легкой атлетике со школьниками младшего возраста. Изучив особенности школьников: анатомо-физиологические, психологические, возрастные, половые, то есть контингент школьников. Из всего изученного и отмеченного мною, можно сделать следующее заключение: учитель физической культуры, обязан знать все особенности школьников, чтобы добиться каких-либо результатов, дать необходимые знания, умения и навыки ученикам; дифференцировать процесс обучения; чтобы было гармоничное развитие школьников, чтобы в процессе занятий по легкой атлетике школьники укрепляли свое здоровье
При этом нужно отметить, что в младших и средних классах для повышения плотности урока используются подвижные игры. Сочетание высокой эмоциональности с технически правильным выполнением значительно сократит срок обучения новым упражнениям и сделает навык более прочным.
В заключении следует отметить, что сам процесс проведения игры очень сложен, он зависит не только от возрастных особенностей детей, условий работы, но и от подготовленности детей к коллективным играм, от их настроения, от мастерства самого руководителя игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по алфавиту учебники психологии, педагогики, физиологии, теортия и методика физ.воспит не старше 2003 года.
Выбери по алфавиту 20 источников