Организация физической культуры в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культурной личности современного специалиста, системы воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12
КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 16
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ 18
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 18
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ 19
Таблица 3. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий в баллах 20
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 21
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 21
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ 22
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ 23
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 23
УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат физкультура № 1.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Новосибирский Государственный  Университет (НГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Организация физической культуры в ВУЗе»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса 

группы ФФ 12332 Кузьмин 

Евгений Игоревич

                     Проверил: Федосеев Василий 

Никандрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ  ЗАВЕДЕНИЙ 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12

КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 16

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ 18

РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 18

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ 19

Таблица 3. Средняя  оценка результатов учебно-тренировочных  занятий в баллах 20

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 21

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 21

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ  И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ 22

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ 23

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 23

УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей  и профессиональной культурной личности современного специалиста, системы  воспитания студентов. Как учебная  дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним  из средств формирования всесторонне  развитой личности, оптимизации физического  и психофизиологического состояния  студентов в процессе профессиональной подготовки.

В основе учебно-воспитательного  процесса в высшей учебной школе  лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки специалистов, в которых  органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания. Причем воспитание остается объективной реальностью, важнейшей частью человеческой культуры, истории, цивилизации.

Как ни парадоксально, это может показаться, именно высшая школа в условиях нестабильности современного общества остается наиболее важным институтом воспитания. Время  доказало, что воспитание успешно  только тогда, когда оно системно.

В настоящее время  в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система  образования должна отводить должное  место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ  ЗАВЕДЕНИЙ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных  заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура

входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический

потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.

Содержание Примерной  учебной программы для вузов  по физической культуре (далее - Программа) определяется "Требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и

методов, достижение установленного уровня психофизической  подготовленности. На основе настоящей Программы кафедры физического воспитания разрабатывают рабочие программы, в которые могут вносить научно обоснованные изменения и дополнения (сверх требований федерального компонента) в формы организации, содержание учебного материала, подведение итогов его освоения с учетом национальных, регионально-территориальных, климатических, социокультурных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.

 

 

 

ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Целью физического  воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание роли  физической культуры в развитии  личности и подготовке ее к  профессиональной деятельности;

- знание научно-практических  основ физической культуры и  здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного  отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль  жизни, физическое самосовершенствование  и самовоспитание, потребности в  регулярных занятиях физическими  упражнениями и спортом;

- овладение системой  практических умений и навыков,  обеспечивающих сохранение и  укрепление здоровья, психическое  благополучие, развитие и совершенствование  психофизических способностей, качеств  и свойств личности, самоопределение  в физической культуре;

- обеспечение общей  и профессионально-прикладной физической  подготовленности, определяющей психофизическую  готовность студента к будущей  профессии;

- приобретение опыта  творческого использования физкультурно-спортивной  деятельности для достижения  жизненных и профессиональных  целей.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в  качестве обязательного минимума следующие  дидактические единицы, интегрирующие  тематику теоретического, практического  и контрольного учебного материала:

- физическая культура  в общекультурной и профессиональной  подготовке студентов;

- социально-биологические  основы физической культуры;

- основы здорового  образа и стиля жизни;

- оздоровительные  системы и спорт (теория, методика  и практика);

- профессионально-прикладная  физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы Программы:

- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

- практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего рациональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного,

содействующего  приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в  целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и  двигательных способностей, направленного  формирования качеств и свойств  личности;

- контрольный, определяющий  дифференцированный и объективный  учет процесса и результатов  учебной деятельности студентов.

Профессиональная  направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все  три раздела Программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию. В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии

общекультурной  подготовки материал Программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный, или базовый, обеспечивающий формирование основ  физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий  его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности,

региональные условия  и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных  по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том  числе авторских, интегративных  и других.

В содержание зачетных требований включается:

-посещение учебных  занятий;

-знание теоретического  раздела;

-овладение техникой  изучаемых физических упражнений;

-выполнение контрольных  нормативов по физической подготовке, которые принимаются в соревновательной  форме.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Материал раздела  предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных  знаний, необходимых для понимания  природных и социальных процессов  функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного,

творческого использования  для личностного и профессионального  развития,

самосовершенствования, организации здорового стиля  жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Содержание обязательных лекций в обобщенном виде должно включать в себя: основные понятия и термины; ведущие научные идеи; основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними; тематическую информацию и научные  факты, объясняющие и формирующие  убеждения. По некоторым темам лекции включают в себя рекомендации по предметно-операциональному использованию полученных знаний и приобретению практического опыта в занятиях избранным видом спорта или системой физических упражнений. Обязательный лекционный материал может дополняться теоретическими занятиями, темы которых определяются вузом самостоятельно. К каждой лекции кафедра физического воспитания должна предоставить студентам список рекомендуемой (доступной) литературы.

 

1.Первый  год обучения (примерная тематика)

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (2 часа)

Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.

Содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа)

Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки.

Содержание. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении

совершенствованием  функциональных возможностей организма  в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

Двигательная функция  и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья (2 часа)

Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка.

Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к

Информация о работе Организация физической культуры в ВУЗе