Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:30, реферат
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культурной личности современного специалиста, системы воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 6
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 12
КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 15
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 16
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ 18
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 18
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ 19
Таблица 3. Средняя оценка результатов учебно-тренировочных занятий в баллах 20
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 21
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 21
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 22
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ, ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ 22
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ОТДЕЛЕНИЯМ 23
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 23
УЧЕБНЫЕ И ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
7. Основы методики
организации судейства по
Третий - четвертый курс:
1. Методы регулирования
психоэмоционального состояния,
2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
3. Методика самостоятельного
освоения отдельных элементов
профессионально-прикладной
4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда. В Приложении 3 представлена дополнительная примерная тематика методико-практических занятий для самостоятельного освоения.
Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, в применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Их направленность
связана с обеспечением необходимой
двигательной активности достижением
и поддержанием оптимального уровня
физической и функциональной подготовленности
в период обучения студента; приобретением
опыта совершенствования и
психофизических качеств
и свойств личности, умений и навыков
для обеспечения активного
Обязательными видами
физических упражнений для включения
в рабочую программу по физической
культуре являются: отдельные виды
легкой атлетики, плавание, спортивные
игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной
физической подготовки и силовой
направленности. Подбор упражнений на
практических занятиях должен предусматривать
совершенствование ранее
Практический учебный
материал для специального учебного
отделения разрабатывается
Содержание и конкретные средства каждого практического занятия определяются преподавателями учебных групп с учетом графика учебных занятий на каждом факультете и рабочего плана кафедры физического воспитания для каждого учебного отделения (основного, специального, спортивного).
КОНТРОЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума, обязательных и дополнительных тестов, разрабатываемых кафедрой физического воспитания для студентов разных учебных групп по видам спорта (элективные курсы), по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики подготовки специалистов в вузе.
Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы.
Итоговый контроль
(зачеты, экзамены) дает возможность
выявить уровень
практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.
Таблица 3.Примерные контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Полный перечень контрольных упражнений и результаты для оценки их выполнения в очках определяют кафедры физического воспитания с учетом особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья у студентов.
1. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для женщин - руки на опоре высотой до 50 см).
2. Подтягивание на перекладине (мужчины).
3. Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины).
4. Прыжки в длину с места.
5. Бег 100 м.
6. Бег:
мужчины - 3 км,
женщины - 2 км (без учета времени).
7. Тест Купера (12-минутное передвижение).
8. Плавание.
9. Бег на лыжах:
мужчины - 3 км,
женщины - 2 км (без учета времени).
10. Приседания на одной ноге, стоя на скамейке с опорой на гладкую стену.
11. Упражнения на гибкость.
12. Упражнения на координацию движений.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Подбор средств ППФП должен производиться с учетом специфики учебного процесса и будущей профессиональной деятельности студентов. Средства ППФП составляют: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; гигиенические факторы и оздоровительные силы природы. Одно из основных преимуществ физических упражнений в качестве ППФП заключается в том, что с их помощью можно смоделировать различные ситуации трудовой деятельности. Так, использование командных и игровых видов спорта позволяет с успехом применять их для совершенствования психологической закалки людей, создания чувства коллективизма и воспитания необходимых моральных качеств. Однако подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится экспериментальным путем - по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.
В большинстве работ по определению содержания ППФП отмечается ведущая роль общей и специальной выносливости в обеспечении высокой работоспособности в процессе труда. Важным средством ППФП являются занятия прикладными видами спорта, т.е. такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Так, ППФП студентов институтов гражданской авиации и некоторых морских институтов уделяется большое внимание тренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов, с включением элементов акробатики, упражнений на батуте, вращающемся колесе. Для студентов полевых специальностей (геологов, географов, биологов) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. К числу необходимых компонентов ППФП инженеров различного профиля часто относят различные умственные, двигательные, волевые, педагогические и организаторские навыки и умения. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия спортом и физическими упражнениями. Профессиональная деятельность инженера требует от него овладения не только физическими, но и психическими качествами. Ему необходимо оперативное мышление, хорошая память, сосредоточенное внимание. Важно иметь эмоциональную устойчивость, способность управлять своими чувствами, выдержку и самообладание. Студенту филологу или восточнику в освоении будущей специальности поможет знание или овладении национальными видами спорта страны изучаемого языка. При овладении многими специализациями, учитывая особенности той ли иной профессии, а также индивидуальные особенности каждого человека, необходим в целом и
индивидуальный набор средств ППФП. Сформулируем основные возможности различных видов спорта. Занятия по гимнастике используются в основном для развития таких качеств, как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышается общая выносливость. Спортивные игры содействуют улучшению нервной, сердечнососудистой и мышечной систем; зрительного и слухового анализаторов; формируют ловкость, координацию движений, быстроту реакции, оперативное мышление, переключение внимания, эмоциональную устойчивость. Занятия бегом и лыжами на свежем воздухе способствуют повышению выносливости, а также устойчивости к низким температурам. Спортивное ориентирование вырабатывает оперативное мышление, логику действий в быстро изменяющихся природных условиях, а
также высокую работоспособность в различных негативных природных и климатических условиях.
Оздоровительные силы
природы и гигиенические
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
На основе государственных
образовательных стандартов высшего
профессионального образования
в учебных планах вузов по всем
направлениям и специальностям высшего
профессионального образования
в цикле общих гуманитарных и
социально-экономических
обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации. Для построения учебного процесса предлагается примерное распределение обязательных учебных часов на освоение трех основных разделов программы по годам обучения.
Таблица 2. Примерное распределение обязательных учебных часов на освоение трех основных разделов Программы по годам обучения.
Курс обучения |
Количество часов по разделам программы |
Всего часов | ||||
теоретический |
практический |
контрольный | ||||
Методико-практический подраздел |
Учебно-тренировочный подраздел | |||||
лекции | ||||||
I |
10 |
10 |
106 |
10 |
136 | |
II |
6 |
10 |
110 |
10 |
136 | |
III |
4 |
4 |
52 |
4 |
64 | |
IV |
0 |
4 |
56 |
4 |
64 | |
ВСЕГО |
20 |
28 |
324 |
28 |
400 |
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ
Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу, сдают зачет по физической культуре, который проводится по трем разделам учебной деятельности. Критерием оценки успешности освоения учебного материала выступает экспертная оценка преподавателя и оценка результатов соответствующих тестов по разработанным таблицам. По
каждому из трех разделов выставляется отдельная оценка. Общая оценка за семестр определяется средним арифметическим из положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности.
Первый раздел. Теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками
Усвоение материала раздела определяется по уровню овладения теоретическими и методическими знаниями, соответствующими практическими умениями и навыками их использования на оценку не ниже "удовлетворительно".
Второй раздел. Общая физическая и спортивно-техническая подготовка
В каждом семестре
рекомендуется планировать
технической подготовленности
и таблицы их оценки разрабатываются
кафедрами физического