Основные средства физкультуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

Данная контрольная работа посвящена анализу биосоциальной проблемы развития феномена физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества, ее место в системе явлений культуры огромно. Она имеет исторический характер.
В то же время физическая культура базируется на биологической сущности организма человека.

Вложенные файлы: 1 файл

окатова даша.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:  

1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие  освоение основного физического  упражнения благодаря содержанию  в них некоторых движений, сходных  по внешним признакам и характеру  нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора  лежа в упор стоя согнувшись  ноги врозь является подводящим  упражнением для освоения прыжка  ноги врозь через козла в  длину);  

2) подготовительные  упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех  двигательных качеств, которые  необходимы для успешного изучения  основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить  подготовительным упражнением для  изучения лазанья по канату).  

3) упражнения в  виде отдельных частей соревновательного  упражнения (элементы соревновательной  комбинации — у гимнастов,  отрезки соревновательной дистанции  — у бегунов, пловцов, игровые  комбинации —у футболистов, волейболистов  и т. п.);  

4) имитационные .упражнения, приближенно воссоздающие в иных  условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках —  для конькобежца);  

5) упражнения из  смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для  прыгуна в воду).  

Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания  необходимого уровня тренированности  в межсезонье — имитационные упражнения.  

Общеподготовительные  упражнения являются преимущественно  средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют  прямой связи с соревновательными  и предназначены расширить запас  двигательных навыков и качеств  спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации  и дефицита тренировочного времени  спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе  способствуют его специализации  

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие  требования: общая физическая подготовка спортсмена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации  и спортивного совершенствования  являться фундаментом для совершенствования  соревновательных навыков и определяющих спортивный результат физических способностей.  

Общепедагогические  и другие средства и методы, используемые в спортивной тренировке. 

В комплексе с  системой упражнений, составляющей специфическую  основу тренировочного процесса, в  спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные  средства и методы, включенные в  систему подготовки спортсмена.  

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру. Для руководства тренировочной  деятельностью спортсмена, его обучения и воспитания тренер использует в  первую очередь методически разработанные  формы речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления . Хорошо известно, что роль слова  в качестве педагогического средства и метода исключительно велика и  многогранна. С его помощью тренер влияет фактически на все стороны  деятельности спортсмена в процессе тренировки. К этим методам относятся  инструктирование перед выполнением  заданий, сопроводительные пояснения, вводимые по ходу упражнений и в  интервалах между ними, указания и  команды, замечания и словесные  оценки поощрительного или коррекционного характера.  

Для обеспечения  необходимой наглядности и достоверности  восприятий при постановке, выполнении заданий и анализе фактических  результатов их выполнения наряду с  традиционными средствами и методами наглядного обучения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий  и т. д.) в современной практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность  в самом широком смысле этого  слова (как направленное воздействие  на все органы чувства, участвующие  в управлении движениями), дают объективную  информацию о параметрах выполняемых действий и способствуют их исправлению по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:  

— средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок  с записью техники спортивных движений, анализ видеомагнитофонных записей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);  

— методы и приемы направленного «прочувствования»  движений , связанные с использованием специальных тренажерных устройств (например, гимнастических тренажеров с механическим приспособлением, задающим направления вращения, маятниковых  тренажеров для прочувствования  динамики усилий при толкании ядра);  

— средства и методы избирательной демонстрации, ориентирования и лидирования (воссоздание пространственных, временных и ритмических характеристик  движений с помощью электронной  и механической аппаратуры, позволяющей  воспринять их зрительно, на слух или  тактильно; введение в Обстановку действия предметных и других ориентиров; выполнение упражнений под звуколидер или светолидер и т. д.).  

Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую  группу методов составляют специальные  способы направленного использования  спортсменом внутренней речи, образного  мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для  воздействия на свое психическое  и общее состояние, регулирования  его и формирования оперативной  готовности к выполнению тренировочных  или соревновательных упражнений. Это, в частности, идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного  действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим  выполнением), эмоциональная самонастройка  на предстоящее действие с помощью  внутреннего монолога, самоприказы  и тому подобные способы самопобуждения и самоорганизации.  

  Методы психорегулирующей  тренировки используется до и  после тренировочных занятий,  но отдельные методы, не связанные  с продолжительной релаксацией  (состоянием внушенного расслабления), могут иметь место и в ходе  тренировочного занятия.

Информация о работе Основные средства физкультуры и спорта