Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:25, курсовая работа
Цели и задачи: на основе анализа научно методической литературы определить основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике.
1.1 Функции физической культуры…………………………………………........4
1.2 Основные средства и методы физического воспитания……………......….10
1.3 Дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании физической культурой ……...…………………………………………................13
1.4 Реализации основных функций физической культуры физкультурной практике……………………………………………………………………………14
1.4.1 Дозирование нагрузки……...………………………………………………17
1.4.2 Самостоятельные занятия учащихся………………………………………19
1.5 Основа основ - желание учиться….………………………………………….20
1.6 Внеклассная работа по физическому воспитанию………………………....22
Выводы…………………………………………………………………………….24
Библиография……………………………………………………………………...26
Учащиеся основной медицинской группы, имеющие хорошее и среднее физическое развитие, как правило, отличаются соответственно высоким уровнем развития двигательных качеств. Но у одних превалирует выносливость, у других — сила, у третьих — скоростно-силовые качества. Это необходимо учитывать и при проведении упражнений. Той группе учащихся, у которой наиболее развиты силовые качества, можно увеличивать отягощения и число повторений соответствующих упражнений; той группе учащихся, у которой недостает общей выносливости, следует давать домашние задания по длительному бегу и т. п.
Среди учащихся основной группы могут быть мальчики и девочки без систематической физической подготовки, хотя и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Таким учащимся рекомендуется не только давать конкретные домашние задания, но и приучать их к самостоятельным занятиям. Временно можно несколько снизить к ним требования на уроках. Если учащиеся выполняют упражнения, требующие проявления смелости, неуверенно, то нужно облегчить условия их выполнения. Например, снизить высоту снаряда (козел, конь, бревно), поддержать ученика, при спусках на лыжах перевести на менее крутое направление или на более короткий склон.
По характеру физического развития среди школьников выделяются два типа: равномерно растущие и с преобладанием какого-либо одного или двух размеров тела — длины, массы, окружности груди. По скорости прироста размеров тела различают: замедленно, средне, ускоренно (интенсивно) растущих людей. Естественно, рослые гармонично развитые подростки имеют преимущество при выполнении упражнений перед столь же гармонично развитыми, но менее высокими. Однако акселерированные мальчики и девочки негармоничного телосложения (высокие, но узкие в груди, со слаборазвитой мускулатурой) показывают более низкие результаты при выполнении большинства упражнений, чем их сверстники среднего роста, но пропорционально сложенные.
1.4 Реализации
основных функций физической
культуры физкультурной
В задачи управления (руководства) работой учеников на уроке входит: обеспечить максимальную занятость каждого на протяжении всего времени урока, дать всем четкие задания, контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной.
Фронтальный метод организации работы учащихся чаще всего применяют при начальном разучивании упражнений, выполнении общеразвивающих упражнений, проверке несложных домашних заданий. Он состоит в том, что всем учащимся класса дается общее задание, и они выполняют его одновременно под непосредственным наблюдением учителя. Сигнал к началу упражнений учитель дает только после того, как убедится, что задание понято. Если же упражнения известны, их можно не показывать и не объяснять.
Чтобы хорошо видеть, как каждый ученик выполняет задание, учитель занимает в зале или на площадке такую позицию, которая обеспечивает хороший обзор. Наиболее удобные точки — на середине широкой стороны или в углу площади зала (площадки). Чтобы было видно еще лучше, можно встать на скамейку или плинт.
Заметив, что часть учеников делает ошибки, учитель подает команду «Стоп!» («Стой!») и объясняет, что было сделано неправильно. Если же ошибки незначительны, их можно разъяснить по окончании упражнения. Ни в коем случае нельзя давать команду к началу упражнения, пока все ученики не примут правильного исходного положения. Правильность поз надо тщательно контролировать. Темп и ритм движений учитель задает голосом (подсчетом), хлопками, ударами в пол гимнастической палкой, ударами в бубен, метрономом (лучше электрическим) или через мегафон, а также посредством записи музыкального сопровождения на магнитофон (рекомендуется пользоваться четырехдорожечным или кассетным). (4)
Посменный метод применяют в тех случаях, когда нужен контроль за выполнением движений и одна половина занимающихся выполняет упражнение, а другая следит за правильностью движений и конечных поз. Например, такой способ можно применить при выполнении теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», где требуется четкое выполнение требований к положению туловища, ног и касанию грудью гимнастической скамейки. Его также применяют, когда каждому выполняющему нужна помощь, например удержание за ноги во время выполнения упражнения, заключающегося в опускании и поднимании туловища, сидя на гимнастической скамейке. Применяют и в тех случаях, когда снарядов хватает только на половину занимающихся. Во всех случаях задание, как и при фронтальном методе, для всех одинаковое, но выполняется не всем классом сразу, а последовательно мальчиками и девочками или половинами отделений. Плотность урока при посменном методе такая же, как и при фронтальном, так как в обоих случаях между упражнениями ученикам нужен отдых; только в первом случае отдыхает сразу весь класс, а во втором — посменно.
Поточный метод: упражнения выполняют последовательно друг за другом все ученики. Задание обычно одинаковое для всех. Этот метод применяется тогда, когда задания не требуют длительного времени на выполнение, когда упражнения выполняются на снарядах малой пропускной способности (конь, бревно и т. п.), требуют особой страховки. Плотность занятия при поточном методе значительно более низкая, чем при фронтальном и посменном, так как каждому ученику приходится довольно долго ждать очереди.
В этом отношении выгоднее поточно-групповой метод. В этом случае ставятся два-три снаряда, учащихся распределяют на соответствующее число групп, и моторная плотность урока повышается. Причем появляется возможность дифференцировать задания. Например, одна группа выполняет броски по кольцу с расстояния трех шагов, другая — пяти и третья — семи.
Групповой метод применяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отделения руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Однако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами.
Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, способствует развитию взаимопомощи. Он применяется также при программированном обучении. Однако при групповом методе несколько снижается качество обучения, так как учитель не может одновременно присутствовать во всех отделениях, снижается также и безопасность. Эти недостатки можно уменьшить путем хорошей подготовки командиров отделений, обеспечения всех мест занятий поролоновыми матами, привлечения к страховке сразу двух учащихся.
Разновидностью вышеуказанного метода является так называемый круговой метод. Он заключается в том, что число мест занятий (станций) увеличивают до четырех — восьми, соответственно также и число отделений; все отделения последовательно (по часовой стрелке) переходят от станции к станции, выполняя на каждой намеченную программу упражнений. Упражнения выполняют или в произвольном темпе с интенсивностью 50—70% от максимума в течение 2—3 мин (метод экстенсивной тренировки) или в максимальном темпе, до отказа, в течение 30—40 с (метод интенсивной тренировки). Всего проходят 2—3 круга, отдых между сериями — от 30 с до 1—2 мин. (2)
При групповом, в том числе круговом, методе задания группам желательно записывать на карточки. То же делается и при программированном обучении.
Сущность кругового метода заключается также в индивидуальном планировании нагрузок и контроле за ростом достижений и пульсовой реакцией. Каждый ученик вначале выполняет так называемый максимальный тест, исходя из него высчитывает в процентах исходный уровень нагрузки, от урока к уроку повышает нагрузку, периодически измеряет и записывает пульс. В этом основной смысл метода (а не в прохождении по кругу).
Индивидуальный метод предполагает задания каждому ученику, но обычно такие задания дают не всем, а лишь некоторым отстающим в овладении тем или иным упражнением или, наоборот, сильнейшим, которые занимаются в спортшколе. Учитель контролирует выполнение заданий.
Но, как уже говорилось, индивидуальный подход к учащимся можно осуществлять и при фронтальном, посменном, групповом методах. При одинаковых для основной части учащихся заданиях, некоторым учащимся их облегчают или, наоборот, усложняют. Например, при прыжках через козла одним школьникам можно ближе пододвигать мостик, другим отодвинуть подальше, предложить перед приземлением сделать хлопок руками и т. д.
1.4.1 Дозирование нагрузки.
Дозировать нагрузки — значит делить их на порции, определяя размеры однократного и многократного использования. Показателями величины (количества, объема) нагрузки при выполнении отдельных упражнений служат длительность и интенсивность работы. Две нагрузки одного объема могут различаться по указанным показателям. Например, бег со скоростью 2 м/с в течение 20 мин и бег со скоростью 4 м/с в течение 10 мин по объему примерно равны, но воздействие их на организм неодинаково.
Интенсивность нагрузки устанавливают исходя из двух показателей: из максимальной скорости (максимального поднимаемого веса, максимального числа повторений) или из соревновательной скорости на определенных дистанциях—60, 100, 200, 300, 500, 1000, 1500, 2000 м и др. Абсолютную максимальную скорость определяют по результатам бега на 20 м с хода. От максимальной или соревновательной скорости отсчитывают в процентах (90, 80, 70, 60, 50) величину тренировочных нагрузок.
Физиологическими показателями нагрузок, которые могут быть использованы учителем в практике работы, являются частота сердцебиений у учащихся, их субъективные ощущения трудности работы (выявляются путем опроса) и внешние проявления реакций на нагрузку (оцениваются визуально). Относительно выбора нагрузок надо сказать следующее: 1. Тренирующее воздействие нагрузки пропорционально ее интенсивности и длительности (числу повторений). 2. Чтобы повышать физическую работоспособность школьников, надо увеличивать нагрузку от урока к уроку. Если же этого не делать, работоспособность будет оставаться на прежнем уровне или даже постепенно понизится. 3. При занятиях с детьми рекомендуется повышать объем нагрузки сначала за счет длительности (удлинения дистанции или времени бега, передвижения на лыжах и т. д.), а затем уже за счет повышения интенсивности. Иначе говоря, рекомендуется путь от экстенсивных к интенсивным нагрузкам. 4. В серии уроков можно повышать нагрузки постепенно, ступенчато или волнообразно (в зависимости от задач развития двигательных качеств). 5. Суммарная нагрузка серии упражнений должна соответствовать способности детей к ее адаптации. Слабые нагрузки, как мы уже говорили, малоэффективны, чрезмерные же вредны, поэтому надо искать оптимальный уровень, постоянно наблюдая за реакциями школьников. Для каждого класса (а в классе для мальчиков и для девочек), для групп разной физической подготовленности должна быть своя нагрузка. Учитель должен знать градацию нагрузок и строго ее придерживаться.
Если всему классу дается одинаковое задание, надо ориентироваться при выборе нагрузки в первую очередь на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступают во вводной и в заключительной части урока. Но при обучении технике движений и развитии двигательных качеств задания лучше дифференцировать. Сначала можно дать классу одно несложное задание, например, добиться попадания мячом в баскетбольную корзину, бросая одной рукой, с места. Когда часть учеников достаточно хорошо усвоят это упражнение, даются дополнительные — делать броски уже не с места, а после ведения мяча. В это время учитель продолжает заниматься с той частью учеников, которая еще не научилась броскам с места.
Возможны три способа дозирования заданий по трудности: 1. Учитель указывает степень трудности и сам выбирает для каждого отделения учеников посильный вариант. Например, при совершенствовании в спусках с гор на лыжах учитель прокладывает три лыжни: одну — прямо, вторую — слегка наискось и третью—под большим углом к направлению прямого спуска. Группе, которую он считает наиболее подготовленной, предлагает спускаться прямо, менее подготовленной — по второй лыжне и самой неподготовленной — по третьей, где скорость наименьшая. 2. То же, но учащиеся сами (индивидуально) выбирают себе задания. 3. Ученики сами оценивают трудность и выбирают себе задания. В приведенном примере спуска с горы каждый сам прокладывает себе лыжню под таким углом, чтобы суметь благополучно спуститься вниз.
Применяют групповой и индивидуальный способы дозирования нагрузок.
В первом случае учитель в зависимости от задач урока определяет для каждой группы учащихся дистанцию бега или величину отрезков, число повторений пробегания этих отрезков и называет ориентировочно показатели времени для контроля правильной скорости бега. В случае силовых упражнений учитель определяет для каждой группы величину отягощений и число повторений упражнения.
При индивидуальном способе каждый ученик вначале пробегает указанную учителем дистанцию с наивысшей (соревновательной) скоростью. Точно измерять дистанцию нет необходимости. Желательно, чтобы она была круговой. Со старта ученики выходят или одновременно все, или группами. На финише учитель каждому объявляет время. Не обязательно точно, но можно называть время с 5-секундными интервалами, например: 7.20; 7.25; 7.30 и т. д. Каждый ученик должен запомнить свое время. После завершения первой пробежки учитель объявляет: «Теперь пробегите эту же дистанцию 2 (или 3, 4...) раза, но уже не в полную силу, а на 5% (или 10, 15, 20) слабее». Например, если в первый раз ученик пробежал дистанцию за 6 мин 15 с, то при задании бежать на 15% слабее его контрольное время — 7 мин 10 с. Когда учитель дает старт второй пробежке, все бегут вместе, но каждый в свою силу. Учитель на месте старта-финиша (если дистанция круговая) опять называет время по 5-секундным интервалам, и каждый ученик сверяет по нему правильность своей раскладки сил. Если у учащихся есть наручные часы, то время пробегания дистанции каждый может контролировать самостоятельно.
1.4.2 Самостоятельные занятия учащихся
Как уже говорилось, выработка у школьников умения заниматься самостоятельно - один из главных путей приобщения к регулярным, занятиям физическими упражнениями. Как этого добиться? Во-первых, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям, не надо давать им задания всегда строго по предписаниям (репродуктивный метод). В некоторых случаях желательно ставить только общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять результаты, определять победителей соревнований могут сами ребята (это так называемый частично-поисковый метод). Школьники в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и, чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше и интерес к уроку.