Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:25, курсовая работа
Цели и задачи: на основе анализа научно методической литературы определить основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные функции физической культуры и особенности их реализации в физкультурной практике.
1.1 Функции физической культуры…………………………………………........4
1.2 Основные средства и методы физического воспитания……………......….10
1.3 Дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании физической культурой ……...…………………………………………................13
1.4 Реализации основных функций физической культуры физкультурной практике……………………………………………………………………………14
1.4.1 Дозирование нагрузки……...………………………………………………17
1.4.2 Самостоятельные занятия учащихся………………………………………19
1.5 Основа основ - желание учиться….………………………………………….20
1.6 Внеклассная работа по физическому воспитанию………………………....22
Выводы…………………………………………………………………………….24
Библиография……………………………………………………………………...26
Выполнение домашних заданий — это тоже самостоятельная работа учащихся. Основной вид заданий на дом — выполнение упражнений для развития двигательных качеств с целью предварительной подготовки к прохождению следующего раздела программы. Например, в начале осени выполнение упражнений в отжимании и подтягивании для лучшего освоения в последующем разделе гимнастики — это, во-первых. Во-вторых, с целью повышения эффекта воздействия некоторых общеразвивающих упражнений, которые регулярно применяются на уроках, например поднимания ног в упоре или в висе. В-третьих, для поддержания тех качеств, которые в меньшей мере развиваются в данный период времени года, например, зимой — силы мышц-сгибателей рук. Помимо этого, можно давать задание школьникам разучить ту или иную комбинацию упражнений с целью развития координации и точности движений, например упражнений со скакалкой, с обручем, с гимнастической палкой, с малыми мячами (типа жонглирования). Так же можно задавать разучивать элементы техники метания мяча, лыжных ходов.
Необходимо стимулировать самостоятельные занятия учащихся по интересам. Одни интересуются оздоровительным бегом, регулярно тренируются и выступают в популярных в настоящее время соревнованиях вместе с родителями; другие ходят на каток, третьи — в бассейн и т. д. Нужно проявлять интерес к таким занятиям школьников и поощрять их за активность. В ряде школ учителя начали по определенному расписанию предоставлять учащимся спортивный зал для самостоятельных занятий. В таких случаях ответственным за порядок в зале и организованное проведение занятий назначают физорга класса. Учитель инструктирует его , а сам в часы занятий находится в преподавательской комнате, примыкающей к залу, ведет какие-либо записи или готовится к следующим занятиям. Эти часы ученики могут уделить выполнению домашних заданий, остальное же время поиграть в волейбол, баскетбол, подготовиться к соревнованиям «Старты надежд» и т. д. Желательно, чтобы ученики сами проводили и тесты физической подготовленности, записывая результаты в личные карточки,— это сэкономит учителю много времени урока.
1.5 Основа основ - желание учиться
Многие занятия по физической культуре проходят по схеме: ходьба, бег, перестроение по четыре, упражнения типа зарядки с подсчетом, эстафеты (класс делится на две команды) и в заключение — игра. Такие уроки быстро надоедают и ученикам, и учителю. Дисциплина на уроках падает, научить чему-нибудь очень трудно. Более опытные учителя «держат» дисциплину, но обычно она основана на окрике, страхе. И результат: ребята выполняют упражнения кое-как, только обозначают выполнение. Всё идет насмарку, даже если и составлен хороший план урока.
Уверен, спасение в одном: научить сознательно работать занимаясь физической культурой, необходима сознательная дисциплина и сознательное, активное, самостоятельное выполнение упражнений.
Слабая занятость, отсутствие учебно-познавательного интереса, низкая моторная плотность, т.е. безделье, приводят к снижению внимания, к ухудшению дисциплины. Если нет постоянного возбуждения, заинтересованности, нет положительных эмоций, нет индивидуальных заданий, не создана ситуация успеха, то нет и повода для стимулирования — одобрения, поддержки, похвалы. А ведь известно, что одна похвала может поднять настроение, способствовать достижению высоких целей.
Известный наш учитель В.А.Сухомлинский писал: «Процесс воспитания — не какая-то механическая передача моральных норм, требований, правил от воспитателя к воспитанникам. Воспитание — это живые непринужденные человеческие взаимоотношения педагога и школьника; от того, что преобладает в этих отношениях, зависит результат воспитания».
Вот она — педагогика сотрудничества. И далее: «Если ребенок не видит успеха в своей учебной работе, его сердце словно гаснет, он теряет веру в свои силы, он словно ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителей».
Поэтому первое, к чему необходимо стремиться для того, что бы реализовать на практике все изложенные мною основные функции физической культуры, — это создание атмосферы интереса к занятиям.
Приемов в этом деле немало:
Однако другой выдающийся наш соотечественник, педагог А.С.Макаренко утверждал, что нельзя основывать все воспитание на интересе. «Я требовал воспитания закаленного крепкого человека, могущего проделать и неприятную, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива».
Важно на примерах внушать ребятам и родителям мысль об огромных потенциальных возможностях организма, о том, что тренировки гарантируют отличное физическое развитие, а оно влияет на функции нашей психики; внимание, память, наблюдательность. Это, как правило, воспринимается учениками с увлечением, и занятия идут с большей отдачей (что и есть сознательная дисциплина).
Занятия с подростками требуют от них не только сознательности, но и активности. Основной путь к активности — такая организация уроков, при которой делом занят каждый. Правда, активность проявляется тогда, когда ученики постоянно получают что-то новое, когда их знания, умения и навыки от урока к уроку совершенствуются. У подростков творческая активность основана не столько на двигательной деятельности, сколько на ее результате. Поэтому в средней школе чаще применяется на уроках соревновательный метод. И очень важно сделать очевидным для ребят рост их результатов (тем более зависящих от систематических и упорных занятий). В этом необходимы строгий порядок и четкая организация. И конечно, наглядность.
А еще —
демократические сердечные
Уместно опять напомнить истины: углубление профессиональных знаний, изучение особенности класса, поиск новых методических решений, качественное материально-техническое оснащение во многом гарантируют качество уроков, заинтересованное отношение к ним учащихся.
Итог: в воспитании сознательной дисциплины на уроках основная роль принадлежит учителю. Его активность, желание научить и добиться улучшения в физическом воспитании передается детям.
1.6 Внеклассная
работа по физическому
Во внеклассной работе, поле деятельности еще шире. Можно считать, что соревнование есть нечто иное, как душа физической культуры и спорта. Урок был и есть главный стержень работы в школе, но если его спланировать таким образом, чтобы он обосновывал внеклассные формы физического воспитания, то внеурочные формы станут необходимым дополнением к уроку. Интерес к внеклассным формам физического воспитания, к соревнованиям в частности, порождает более осознанное восприятие урока, а всё это порождает привычку к самостоятельным занятиям, потребность в дальнейшем совершенствовании.
Спортивно-массовая работа в школе должна строиться не на отдельных круглогодичных секциях, где занимается кучка ребят, а на массовых соревнованиях, матчах, спортивных праздниках, днях здоровья, туристских походах и слетах, всевозможных спортивных встречах между классами, будь то подвижные игры, гонки на санках, настольный теннис, бадминтон, бег на коньках или футбол.
Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом. (9)
Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту в основных и средних школах создается коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.
В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.
Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.
Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.
Выводы
1. Школа может осуществить правильное физическое воспитание детей при наличии тесного контакта в работе с родителями. Условия жизни ребенка, питание, режим, использование естественных факторов природы, физические упражнения и игры — все эти средства физического воспитания могут быть использованы не только школой, но и родителями.
От степени активности родителей во многом будет зависеть физическое развитие детей. Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы их дети росли здоровыми и физически развитыми. Многие хорошо понимают, что успехи детей в учебе будут в значительной степени зависеть от состояния их здоровья. Поэтому во многих семьях физическому воспитанию детей придается большое значение. Но проводится оно подчас без определенной системы, слабо связано с усилиями школы. Направить физическое воспитание детей в семье по правильному руслу — долг учителя.
Важно доказать родителям, что учение требует от детей затраты энергии, утомляет еще не окрепший организм и для восстановления его работоспособности огромное значение имеют такие средства, как разумный режим дня, пребывание ребенка на свежем воздухе, нормальное питание, занятия физкультурой и спортом. По всем этим вопросам учитель в определенной системе проводит цикл бесед, консультаций с родителями.