Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

Качество жизни любого человека и его успехи в личной и общественной деятельности, в труде, учебе, спорте и даже в любви самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья. Без хорошего здоровья - хорошая и счастливая жизнь просто немыслима! Тысячи раз каждый из нас слышал это часто употребляемое слово «здоровье» в своей повседневной жизни, однако четко и правильно объяснить его смысл и содержание сможет далеко не каждый. Давайте ХОТЯ БЫ на время отвлечемся от назойливой мирской суеты, посторонних дел, забот, переживаний, сосредоточимся на чрезвычайно актуальной науке о здоровье и попытаемся обогатиться новыми ценными знаниями, позволяющими весьма выгодно, осмысленно и целенаправленно улучшить наше бренное существование в этом подлунном мире.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
3. Валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Педагогика здоровья.
5. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья.
6. Основные требования, предъявляемые к здоровому образу жизни студенческой молодежи.
7. Правильный режим дня.
8. Рационализация умственного и физического труда.
9. Жизненная сущность, важнейшие средства и методы закаливания организма.
10. Рациональное питание в здоровом образе жизни.
11. Пагубные воздействия вредных привычек: курения, приема алкоголя и наркотиков.

Вложенные файлы: 1 файл

fizra_lekcii.doc

— 508.50 Кб (Скачать файл)

Легкая атлетика. На учебных занятиях по легкой атлетике формируются многие наиболее актуальные психофизические  качества будущего инженера. Эффективными  средствами для этого являются:  продолжительный непрерывный и переменный бег на дорожке стадиона и по пересеченной местности в теплое и холодное время года (для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и системы терморегуляции, формирования устойчивости против неблагоприятных метеорологических факторов и стойкости характера); бег на короткие дистанции, бег по сложному закрытому маршруту, эстафетный бег с общей зоной передачи (для развития быстроты реакции, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости); прыжки в высоту, глубину (для развития решительности, смелости) и другие подготовительные и основные упражнения из легкой атлетики.

Плавание, На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно¬сосудистой  и дыхательной систем, системы  терморегуляции, воспитывается общая выносливость, стойкость средствами длительного плавания до 30 минут, повторного проплывания отрезков 50-100 м, ныряния на дальность и в глубину.

Развивается решительность и смелость многократными прыжками в воду со стартовой тумбочки, трамплина, 3 и 5 метровой вышки различными способами.

Лыжный СПОРТ. Занятия по лыжам  в плаче профессионально-прикладной физической подготовки в основном преследуют те же задачи, что и занятия легкой атлетикой, но кроме того они воспитывают  выносливость к динамической силовой работе рук, вынужденным позам, вестибулярную и эмоциональную устойчивость.

Для развития общей выносливости применяются  продолжительные (до 10-15 км) передвижения на лыжах по умеренно пересеченной местности. С целью воспитания выносливости к разнообразной работе динамического характера   используются   передвижения   в   переменном  темпе   с преимущественным применением комбинированных ходов по средне- и сильно пересеченной местности.

Для воспитания выносливости к однообразным., вынужденным рабочим позам при вынесенных вперед руках используется продолжительное передвижение на лыжах одними и теми же ходами (одновременно бесшажным , одношажным, попеременно двухшажным и др.), а также продолжительные спуски на лыжах в различных позах.

С целью развития устойчивости вестибулярных реакций, сенсорно-моторной координации и эмоциональной устойчивости до 20% учебного времени, отводимого на лыжную подготовку, уделяется элементам слаломной подготовки: спускам по закрытому маршруту, в высокой и основной стойке, на одной лыже, с различными поворотами и др. Для воспитании выносливости к лазанию применяются подъемы в гору на лыжах различными способами (лесенкой, елочкой, эстафеты на склонах гор с подъемами и др.).

Марш-бросок. На занятиях по марш-броску совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, система терморегуляции, развиваются общая выносливость и устойчивость к неблагоприятным метеорологическим   факторам,   воспитываются   смелость,   стойкость, настойчивость, формируются навыки рациональной ходьбы и бега.

Средствами для успешного решения  этих задач служат: специальные дыхательные  упражнения, дозированные упражнения с задержкой дыхания, равномерная  и переменная ходьба и бег слабой, средней и сильной интенсивности  по гладкой дорожке и пересеченной местности (для мужчин до 5 км, для женщин - до 3 км). Повторные ходьба и бег с соревновательной скоростью на отрезках 300 – 1500 м. Марш-бросок равномерной и переменной интенсивности (слабой, средней, сильной) в облегченной одежде, в теплой одежде и в условиях затрудненной теплоотдачи. Контрольный марш-бросок в условиях соревнований.

Используются также специальные  дыхательные упражнения, ходьба и  бег с дозированной задержкой  дыхания в различных условиях пересеченной местности, бег по песку, бег в гору на отрезках от 100 до 200 м, преодоление естественных препятствий и специальной полосы ППФП, продолжительные подвижные и спортивные игры типа футбола, регби, элементы спортивного ориентирования.

Велокросс. На занятиях по велокроссу решаются в основном те же задачи, что и на занятиях марш-броском. При этом средствами профессионально-прикладной    физической    подготовки    являются:

педалирование на ровных и сложных  участках дороги, преодоление препятствий (канав, колеи дороги, песчаных участков, ручьев); ходьба и бег с велосипедом на плече до 1000 м; прохождение дистанции с равномерной и переменной интенсивностью (мужчины до 30 км, женщины - до 15 км);

контрольное прохождение дистанции.

Велокросс   позволяет  также   формировать   вестибулярную  и эмоциональную устойчивость, реакцию на движущийся объект, оперативное мышление. Этому содействуют педалирование на извилистой дороге, преодоление спусков, резкие торможения и ускорения, решение различных тактических задач велосипедиста.

ТУРИЗМ. Учебные занятия по туризму, так же как и по легкой атлетике, содействуют   решению   многих   задач   профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров. Эффективными средствами для этого служат элементы специальной физической подготовки туриста -продолжительные ходьба и бег без рюкзака и с рюкзаком, лазание по горизонтальному и вертикальному канату, переправы, преодоление туристских полос препятствий и различных естественных преград.

Отличным средством комплексного формирования профессионально важных качеств, необходимых будущему инженеру, являются учебные туристские летние и зимние походы.

Спортивные игры. Они эффективно содействуют достижению высокого уровня функционирования и надежности нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, зрительного и слухового анализаторов, а также воспитанию таких необходимых авиаинженеру качеств, как общая выносливость, ловкость и координация движений, специфическая ловкость рук, пальцев, быстрота реакции, объем, распределение и переключение внимания,  оперативное мышление, эмоциональная устойчивость и инициативность.

Специальные исследования показывают, что наибольшим прикладным эффектом для инженерно-технических работников авиационного профиля обладают следующие  упражнения из игровых видов спорта: быстрые передвижения, ловля и передача мяча различными способами, ведение мяча попеременно правой и левой рукой, броски мяча в цель, элементы технической подготовки, двусторонняя игра, эстафеты с мячом.

Стрельба. На занятиях по стрельбе формируются  такие важные для будущего инженера качества, как глазомер, устойчивость внимания, эмоциональная   устойчивость,   выдержка,   терпение,   сенсомоторная координация. Этому способствует стрельба без патронов и с патронами на кучность, на результат, с различных дистанций, с ограничением времени, с выбыванием (выбывающий ведет тренировку без патрона).

В процессе профессионально-прикладной физической подготовки могут использоваться разделы физического воспитания, составленные на основе прикладных видов  спорта технического профиля. Такими для студентов и выпускников МАИ могут быть авиамоделизм, планеризм, парашютный спорт, радиоспорт, автомобильный и мотоциклетный спорт и некоторые другие.

Занятия этими видами спорта углубляют  приобретаемые в вузе фундаментальные  специальные знания, способствуют развитию полезных навыков, физических и психических качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов.

В целях ППФП на занятиях по физическому  воспитанию полезно использовать также  преодоление специальных полос  препятствий, круговую тренировку с применением профессионально-прикладных физических упражнений и специальную тренажерную подготовку.

Учебный материал по ППФП формируется  для каждого учебного отделения  с учетом специфических особенностей избранного факультета, специальности, состояния здоровья, пола и уровня общей и профессионально-прикладной физической подготовленности занимающихся в нем студентов.

В основном учебном отделении ППФП студентов тесно сочетается с  разносторонней физической подготовкой  в объеме зачетных требований и развитием интереса к систематическим занятиям спортом. От курса к курсу объем профессионально-прикладной физической подготовки планомерно, целенаправленно и последовательно увеличивается. На первом году обучения ей отводится примерно 20% учебного времени по физическому воспитанию, на втором - до 30, на третьем - примерно 40, а на четвертом - до 50-60%.

Практический материал по ППФП органически  входит в содержание всех учебных  занятий по физическому воспитанию. Профессионально-прикладные задачи решаются за счет преимущественного использования разделов легкой атлетики, лыжной подготовки, плавания и спортивных игр, ибо на эти разделы учебной программы приходится более 80% часов, отведенных на занятия по физическому воспитанию студентов.

Практический материал для основного учебного отделения на 1- 4 курсах включает углубленные занятия студентов избранными видами спорта в объеме от 50 до 100 часов в год. В этом аспекте желательно, чтобы студенты осмысленно избирали для своих занятий виды спорта с учетом их профессионально-прикладной действенности и персонального уровня своей физической подготовленности.

На занятиях в специальном учебном  отделении профессионально-прикладная физическая подготовка реализуется  строго в соответствии с функциональными  возможностями занимающихся в нем студентов. Главное внимание в нем уделяется овладению знаниями по основам ППФП, техникой прикладных   физических   упражнений,   методикой   формирования

профессионально важных физических и  психических качеств и навыков, устранению функциональной недостаточности ослабленных органов и систем и постепенному повышению работоспособности организма занимающихся.

Большое значение при осуществлении  ППФП на занятиях специального отделения  имеют планомерная реализация принципов  систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки при выполнении профессионально-прикладных упражнений и постепенное ее повышение,

В СПОРТИВНОМ отделении наряду с  повышением спортивного мастерства в избранном виде спорта параллельно  решаются также задачи профессионально-прикладной физической подготовки в объеме требований, предъявляемых к инженеру современного промышленного производства.

Достигается   это   за   счет   последовательного   использования обязательного для  всех отделений теоретического и практического материала, основных и подготовительных упражнений по избранному виду спорта и применения в процессе тренировки специальных профессионально-прикладных упражнений с учетом требований будущей профессии к уровню развития физических и психических качеств и двигательных навыков.

ППФП во внеучебное время

Профессионально-прикладная физическая подготовка во внеучебное время проводится в процессе всего обучения в высшем учебном заведении и преследует цель дополнить ППФП, осуществляемую на учебных занятиях, и конкретизировать ее с учетом индивидуального уровня профессионалыю-пприкладной физической подготовленности студентов, их личностных физкультурных и спортивных интересов.

Для реализации ППФП во внеучебное время  используются следующие формы:  утренняя  гигиеническая гимнастика (зарядка),  физические упражнения в течение учебного дня, специальные самостоятельные тренировочные занятия по программе ППФП, самостоятельные и самодеятельные занятия профилированными видами спорта, самостоятельные тренировочные занятия, имеющие спортивную направленность с элементами

профессионально-прикладной    физической    подготовки,    массовые оздоровительные, физкультурные  и спортивные мероприятия.

Система   контроля   профессионально-прикладной   физической подготовленности студентов включает в себя проверку и оценку ее в процессе занятий физическим воспитанием в начале и конце каждого учебного семестра. По итогам проверки даются рекомендации студентам по дальнейшему направлению индивидуальной ППФП. Студенты могут проводить также самопроверку и самооценку ППФП во ' время самостоятельных занятий.

В ходе проверки ППФП на учебных занятиях у студентов оцениваются прикладные знания, умения и навыки, уровень  развития физических и психических  качеств, необходимых им в будущей  профессиональной деятельности.

Методы проверки и оценки ППФП, Знания в области ППФП выявляются и оцениваются в процессе ответа на специальные вопросы. При этом, наряду с устными ответами в непосредственной беседе с преподавателем (экзаменатором), для этой цели также могут использоваться специальные контролирующие машины и компьютеры.

Уровень развития ряда профессионально  важных для современного инженера психических  и физических качеств может успешно  определяться с помощью методов  наблюдений и самонаблюдений в процессе занятий физическим воспитанием и спортом.

Например, о скорости и точности простой сенсомоторной реакции  будут говорить следующие наблюдения: быстро или медленно реагирует на команды, не "засиживается" ли на старте, не стартует ли раньше времени и т.д.; о реакции на движущийся объект - насколько быстро и точно реагирует на мяч в игре, точно ли отдает мяч бегущему партнеру, попадает ли мячом в соперника в игре в лапту; о координации движений - насколько целесообразны и согласованны при выполнении различных заданий движения руками, ногами, туловищем, головой при выполнении гимнастических и других физических упражнений.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья