Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:02, реферат
Физическое воспитание в высшей школе является учебной дисциплиной, формирующей общую и профессиональную культуру личности будущего специалиста. Она дает студенту необходимые знания, умения и навыки, воздействует на формирование потребности в систематическом физическом самосовершенствовании.
Одним из важных элементов физического воспитания студентов вуза является формирование теоретических знаний в области физической культуры. Комплексной базовой программой «Физическая культура» для высших учебных заведений, помимо практического и методического разделов, предусмотрен теоретический раздел в объеме 16 часов. Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку к физическому самосовершенствованию студентов не только в период обучения в вузе, но и помочь в выборе путей реализации собственной двигательной активности для поддержания необходимой физической готовности на протяжении всей жизни.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание в высшей
школе является учебной дисциплиной, формирующей
общую и профессиональную культуру личности
будущего специалиста. Она дает студенту
необходимые знания, умения и навыки, воздействует
на формирование потребности в систематическом
физическом самосовершенствовании.
Одним из важных элементов физического воспитания студентов вуза является формирование теоретических знаний в области физической культуры. Комплексной базовой программой «Физическая культура» для высших учебных заведений, помимо практического и методического разделов, предусмотрен теоретический раздел в объеме 16 часов. Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку к физическому самосовершенствованию студентов не только в период обучения в вузе, но и помочь в выборе путей реализации собственной двигательной активности для поддержания необходимой физической готовности на протяжении всей жизни.
В процессе обучения в вузе студент должен овладеть комплексом теоретических знаний в области физической культуры как гуманитарного, так и естественнонаучного характера. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни.
Цель и задачи физического
воспитания студентов в вузе
Цель физического воспитания является тем исходным положением, которое в полном объеме определяет его направленность и содержание, и должна исходить из объективных потребностей личности и общества.
В высшем учебном заведении
процесс физического воспитания должен
строиться так, чтобы студент как субъект
социальных отношений являлся его центральной
фигурой. Исходя из этого положения, содержание
занятий должно отвечать интересам, мотивам
и потребностям молодых людей,
их представлениям об идеале физически
современной личности. Идеал становится
действенным мотивом, когда его достижение
является одной из жизненно важных целей
личности. На основе идеала под влиянием
педагогических воздействий, учебных
требований, других социальных отношений
формируется установка индивида на физкультурно-спортивную
деятельность по его достижению.
В свою очередь, успешность физкультурно-спортивной деятельности определяется уровнем физической культуры личности, который в совокупности характеризуется уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленности, сформированностью интересов, мотивов, потребностей и ценностных ориентаций.
Исходя из вышеизложенного, цель физического воспитания в вузе можно определить как процесс формирования физической культуры личности студента.
Для определения задач физического воспитания студентов необходимо обозначить конкретные характеристики студенческого уровня физической культуры личности. Уровень физической культуры личности студента характеризуется следующими показателями:
• эмоционально-ценностной значимостью и убежденностью в необходимости практического использования физической культуры и спорта для всестороннего и гармоничного развития личности, готовностью к полноценной реализации и возможностей для формирования социально и профессионально значимых личностных качеств;
• фундаментальностью знаний
по физической культуре, позволяющих оперировать
общими понятиями, закономерностями, принципами,
правилами использования физических упражнений,
формирующих научное и практическое мышление
выпускников высшей школы; умением ставить
и решать творческие задачи при выполнении
производственной, организационно-управленческой
и воспитательной работы средствами
физической культуры;
• практическим владением умениями и навыками физического совершенствования и использованием их в повседневной жизни, при выполнении воинского долга; умением методически правильно организовать здоровый образ жизни; владением методикой самостоятельной спортивной и профессионально-прикладной подготовки; умением использовать средства физической культуры для реабилитации после перенесенных заболеваний или высоких нервно-эмоциональных нагрузок; творческим внедрением физической культуры в трудовую и воспитательную деятельность производственного коллектива, в семейную жизнь.
Исходя из этих показателей, цель физического воспитания студентов конкретизуется следующими задачами, обеспечивающими достижение необходимого уровня физической культуры:
• формирование у студента индивидуального идеала физически современной личности;
•формирование мотивов, необходимых
для физического
совершенствования и самосовершенствования;
• создание у студентов системного комплекса знаний теоретических основ и практических навыков для реализации их потребностей в двигательной активности в быту, семье, производстве и рациональной организации свободного времени с творческим освоением всех ценностей физической культуры как компонента общей культуры будущего высококвалифицированного специалиста;
• обеспечение разносторонней физической подготовленности студентов и освоение ими одного из видов физкультурно-спортивной деятельности;
•содействие оптимальному
физическому развитию студентов;
• снижение отрицательного воздействия
напряженного режима обучения в вузе,
повышение умственной работоспособности
средствами физической культуры;
•обеспечение необходимого уровня профессионально-прикладной физической подготовленности с учетом будущей профессии;
• формирование фонда профессионально-
• сохранение и укрепление здоровья студентов средствами физической культуры, формирование навыков и потребностей в здоровом образе жизни; снижение заболеваемости;
•освоение студентами теоретических знаний в области современных специальных технологий теории и методики физической культуры;
• формирование гигиенических умений и навыков.
Система физического воспитания в вузе
Задачи физического
воспитания студентов решаются с помощью
различных форм организации учебных и
внеучебных занятий, которые в вузе представлены
в системе, взаимосвязаны между собой
и имеют преемственность.
Система физического воспитания в вузе
представлена на рис. 1. Общее руководство
процессом физического воспитания студентов
осуществляет ректорат. Непосредственно
учебный процесс в различных его формах
организует и проводит кафедра физического
воспитания и спорта, она осуществляет
и проводит внеучебные формы занятий физической
культурой в тесном взаимодействии со
спортивным клубом и профкомом
студентов.
Базовой формой организации учебного
процесса являются обязательные занятия
по физическому воспитанию, проводимые
в основном, специальном и спортивном
учебных отделениях.
Организация учебных отделений
проводится в начале учебного года и начинается
с анализа состояния здоровья, физического
развития и физической подготовленности
студентов, их спортивной квалификации
и физкультурных интересов. Основное отделение
составляют студенты основной и подготовительной
медицинских групп. Учебные занятия в
этих группах имеют ярко выраженную оздоровительно-рекреативную
и
общефизическую направленность. Основными
задачами учебного процесса являются
оздоровление, рекреация, переключение
студентов на другой вид деятельности.
Однако не менее важны для студентов, имеющих
низкий уровень физической подготовленности,
задачи общей физической подготовленности
и образовательно-воспитательные.
Ректорат
Профком студентов спорта
Кафедра физического воспитания
Нормативная база
Программа разви- Программа
фи-
тия физической зического вос-
культуры и спорта
Формы занятий
Учебные занятия Внеучебные
формы занятий
Основное, Специаль- Спортивное Физкультурно-
Самостоя-
подгото- ное отде- отделение массовые
и спор- тельные
вительное ление тивные
мероприятия занятия
отделение
Группы ПСМ:
Специальные медицинские
Группы ОФП
1)праздники здоровья; группы по типам заболеваний
2)спартакиада факультетов;
3)спартакиада общежитий;
4)туристические группы ПСМ;
5)кафедры физкультурно- оздоровительные группы;
6) клубы по спортинтересам.
Рис. 1. Система физического воспитания в вузе
Для решения этих задач используются
общеразвивающие
упражнения без предметов, с предметами,
с отягощениями собственного веса тела,
в парах, с дополнительными отягощениями.
В группах с недостаточным уровнем физической
подготовленности полезны упражнения
для развития координационных способностей.
Эффективны упражнения для развития
силы и силовой выносливости, гибкости.
Для этого применяются упражнения на гимнастической
скамейке, гимнастической стенке, параллельных
и разновысоких брусьях, на низкой и высокой
перекладинах, различных тренажерах. Ощутимый
оздоровительный эффект дает развитие
общей
выносливости как базового физического
качества. С этой целью применяются оздоровительный
бег, ходьба, подвижные и спортивные игры.
Для развития скоростных и скоростно-силовых
способностей полезны различные виды
прыжковых упражнений, ускорения и др.
Занятия в группах общефизической
подготовки основного отделения отличаются
комплексным характером и имеют ярко выраженную
трехчастную структуру, представляющую
собой подготовительную, основную и заключительную
части. В подготовительную часть занятия
включаются комплексы общеразвивающих
упражнений, имеющих целью подготовку
организма к основной ее части. Для основной
части комплексного занятия характерно
использование широкого круга упражнений
из различных видов спорта. Наиболее рационально
такое
построение основной части занятия, при
котором вначале решаются задачи и их
совершенствование, затем – воспитание
физических качеств. Причем вначале решаются
задачи воспитания координационных, скоростных
и скоростно-силовых способностей, затем
– силовых. Упражнения для развития выносливости
выполняются в последнюю очередь. При
такой
последовательности на одном занятии
для обучения и совершенствования движений,
комплексного воспитания физических качеств
создаются более благоприятные условия,
чем при любой другой. Для развития физических
качеств могут быть использованы подвижные
и спортивные игры, средства легкой атлетики,
атлетической и ритмической гимнастик,
лыжного
спорта и других.
В заключительной части занятия применяются упражнения на расслабление, определяется содержание домашних заданий. В начале учебного года и в конце семестров студенты групп ОФП основного отделения сдают нормативы по общефизической подготовке.
В комплекс зачетных
требований, кроме контрольных нормативов
по общефизической подготовке, включаются
требования по знанию теоретического
раздела, освоению необходимого объема
двигательных действий, методических
умений и навыков, участию в физкультурно-спортивных
мероприятиях. Одной из разновидностей
основного отделения являются учебные
группы специализации по видам спорта.
Содержание
занятий в этих группах базируется на
материале одного из видов спорта, который
выбирается по желанию студента. Как правило,
в такие группы зачисляют студентов старших
курсов. Основными задачами занятий являются
освоение и совершенствование техники
избранного вида спорта, общефизическая
подготовка. В зимний семестр студенты
этих групп
сдают учебные нормативы с учетом специфики
избранного вида спорта.
В специальное учебное отделение
зачисляют студентов, имеющих отклонения
в состоянии здоровья и отнесенных вследствие
этого к специальной медицинской группе.
Эти студенты ослаблены физически, у них
понижена сопротивляемость организма
по отношению к неблагоприятным факторам
окружающей среды. В связи с этим главной
целью учебного процесса в специальном
отделении является оздоровление студентов.
Эта
цель является определяющей, относительно
которой формируются задачи физического
воспитания.
Учебные группы в этом отделении комплектуются с учетом характера и тяжести заболеваний. Все разнообразие заболеваний, последствий травм и анатомических дефектов позволяет объединить всех больных в 3 большие группы с условным обозначением «А», «Б», «В».
В группу А включаются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хроническими воспалительными процессами в почках, болезнями веществ и эндокринных желез и др.
Группа Б объединяет заболевания органов брюшной полости и малого таза.
В группе В заболевания связаны со значительной деформацией опорно-двигательного аппарата и снижением двигательной функции.
Спортивное отделение
в вузе ставит задачей подготовку студентов-спортсменов
для участия в соревнованиях различного
ранга. Для этого при кафедре физического
воспитания и спорта организуются группы
спортивного совершенствования. В эти
группы зачисляются студенты основной
медицинской группы, выполнившие требования
спортивной квалификации
по виду спорта, имеющие необходимый уровень
физического развития и физической подготовленности,
спортивный разряд и желающие заниматься
одним из видов спорта, культивируемых
в вузе.