Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:02, реферат
Физическое воспитание в высшей школе является учебной дисциплиной, формирующей общую и профессиональную культуру личности будущего специалиста. Она дает студенту необходимые знания, умения и навыки, воздействует на формирование потребности в систематическом физическом самосовершенствовании.
Одним из важных элементов физического воспитания студентов вуза является формирование теоретических знаний в области физической культуры. Комплексной базовой программой «Физическая культура» для высших учебных заведений, помимо практического и методического разделов, предусмотрен теоретический раздел в объеме 16 часов. Преподавание теоретического раздела имеет целью дать базовые знания и сформировать установку к физическому самосовершенствованию студентов не только в период обучения в вузе, но и помочь в выборе путей реализации собственной двигательной активности для поддержания необходимой физической готовности на протяжении всей жизни.
Количество учебных
групп спортивного совершенствования
определяется кафедрой физического воспитания
и спорта с учетом материально технической
базы, контингента студентов и тренерско-преподавательского
состава. Занятия проводятся, как правило,
в вечернее время в виде тренировочного
процесса. Зачетные нормативы для групп
спортивного совершенствования устанавливаются
согласно программам ДЮСШ
по видам спорта для соответствующей квалификации
учебной группы.
Студенты групп спортивного совершенствования,
имеющие высокий уровень спортивной подготовленности,
могут быть переведены на индивидуальный
график обучения с выполнением программных
и зачетных требований в установленные
сроки.
Наиболее подготовленные студенты-спортсмены, имеющие спортивную квалификацию не ниже 1-го спортивного разряда, могут быть зачислены в группы межвузовской кафедры спортивного совершенствования.
Студентам предоставляется право выбора вида спорта с учетом их интересов и способностей.
Из одной учебной группы (основной, спортсовершенствования) в другую студенты могут быть переведены по решению кафедры физического воспитания и спорта после окончания учебного года или семестра.
В специально-медицинских
в любое время года при появлении заболевания.
Формы спортивно-массовой
и физкультурно-оздоровительной работы
в вузе
Помимо обязательных занятий по физическому воспитанию, предусмотренных учебными планами факультетов, важную роль в оздоровлении студентов, повышении их физического статуса играют различные формы физкультурно-спортивной и оздоровительно-массовой работы в вузе.
К формам относят: утреннюю
гигиеническую гимнастику, физические
упражнения в режиме учебного дня, самостоятельные
занятия физическими упражнениями во
внеучебное время, внутрифакультетские,
внутривузовские и межвузовские спортивные
соревнования, занятия в оздорови-
тельных группах, спортивных секциях и
клубах, работа студенческих спортивно-оздоровительных
лагерей, оздоровительный и спортивный
туризм и др.
Различные формы физкультурно-спортивных
и оздоровительных мероприятий являются
действенным методом приобщения студентов,
аспирантов, преподавателей и сотрудников
к физической культуре, создают условия
для состязательной игровой деятельности
с учетом интересов и потребностей занимающихся.
Доступность этих мероприятий обеспечивается
благодаря специальному подбору состязательных
упражнений,
элементов видов спорта или вида спорта
в целом, дистанций
определенной сложности и протяженности,
веса используемых снарядов, количества
интенсивности выполняемых упражнений.
В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные мероприятия подразделяются на агитационно-пропагандистские, учебно-тренировочные и спортивные соревнования.
Агитационно-пропагандистские мероприятия имеют своей целью привлечение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение уровня их физкультурных знаний. Они проводятся в форме показательных соревнований, конкурсов, блицтурниров и открытых соревнований, в которых могут принять участие все желающие.
Учебно-тренировочные мероприятия проводятся с занимающимися в физкультурно-оздоровительных группах. Их задача – сделать занятия более эффективными, повысить их эмоциональность, стимулировать повышение уровня физической подготовленности студентов. К этому виду относятся соревнования по упрощенным правилам, подвижные игры, спортландии, состязания на дорожке здоровья и др. Спортивные соревнования проводятся по видам спорта в соответствии с правилами соревнований с целью достижения нормированных и наивысших спортивных результатов. К участию в них допускаются студенты, занимающиеся в спортивных секциях, а также лица при условии необходимой физической и технической подготовленности.
Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. По характеру зачета и определению результатов все соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.
По форме проведения они могут быть открытыми и закрытыми, очными и заочными, одноразовыми и традиционными, однодневными и многодневными, официальными и товарищескими, классификационными. Эти формы могут использоваться и в сочетании.
Выбор видов спорта, по которым организуются и проводятся спортивные соревнования в вузе, определяется несколькими факторами. В первую очередь, это учет интересов и потребностей студентов; спортивной специализации преподавателей; материально-технических возможностей кафедры физического воспитания и спорта, спортивных традиций вуза.
Основными направлениями физкультурно-массовой работы среди студентов являются: гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное.
Гигиеническое направление
предполагает использование
средств физической культуры для восстановления
работоспособности и укрепления здоровья
как в условиях общежитий, так и дома: утренней
гигиенической гимнастики, закаливающих
процедур, правильного режима труда, отдыха
и питания в соответствии с требованиями
гигиены, оздоровительных прогулок, бега,
спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах
и других физических упражнений.
Оздоровительно-рекреативное
направление предусматривает использование
средств физической культуры и спорта
при коллективной организации отдыха
и культурного досуга в выходные дни и
в период каникул в целях восстановления
и укрепления здоровья. К средствам этого
направления относятся туристские походы,
экскурсии, подвижные игры, спортивные
мероприятия, которые могут быть организованы
на базе студенческих общежитий, в домах
отдыха, оздоровительно-
спортивных лагерях, строительных отрядах,
во время учебной практики и др.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет. Средствами подготовки являются: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др.
Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.
Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и разнообразные физические упражнения. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Организацию и проведение всех форм физкультурно-спортивных и оздоровительно-массовых мероприятий в вузе осуществляет спортивный клуб совместно с кафедрой физического воспитания и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена:
Учебник для ин-тов и техн. физ. культуры.
– М.: Физкультура и спорт,1999. – 368 с., ил.
2. Руденик В.В. Оздоровительный бег: Учеб.–метод. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 89 с.
3. Физическая культура студента: Учебник /Под ред. В.И.Ильина. – М.: Гардарики, 2001. – 448 с.
4. Физическое воспитание студентов основного отделения: Учебник для студентов вузов /Под общ. ред. проф. Н.Я.Петрова, проф. А.В.Медведя. – Мн.: БГУИР, 1997. – 711 с.
Костромской государственный технологический университет
Кафедра физвоспитания
Физическое воспитание и спорт в ВУЗе
Кострома 2011
План
1. Цель и задачи физического воспитания студентов в ВУЗе.
2. Система физического воспитания в ВУЗе.
3. Формы спортивно-массовой
и физкультурно-