Особенности и теорию соревновательного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы состоит в том, что исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
1 Методы формирования сознания или, по-другому, методы убеждения.
2 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода……………………………………………………..
Особенности соревновательного метода…………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода..
2.2 Конспект занятий по спортивной тренировке баскетболистов, построенного с применением соревновательного метода…………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по тфк(правильная версия).doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО  МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    1. Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода……………………………………………………..
    2. Особенности соревновательного метода…………………….

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ

2.1 Дозировка  нагрузки при применении соревновательного  метода..

2.2 Конспект занятий  по спортивной тренировке баскетболистов, построенного с применением соревновательного метода…………….....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

3

 

 

 

5

14

 

 

17

 

18

26

27


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы состоит в том, что исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.

Методы физического  воспитания делятся на 3 большие  группы:

1 Методы формирования сознания или, по-другому, методы убеждения.

2 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

3 Методы стимулирования поведения и деятельности [5, стр. 169].

Именно к третьей  группе методов относится соревновательный метод – основной объект работы.

Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса [19, с. 342]. Соревновательный метод используется как в элементарной, так и в развернутой формах. Элементарная форма – соревновательный метод подчиняется общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений). Развернутая форма – относительно самостоятельная форма организации занятий, подчиненная логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные).

В практике физического  воспитания соревновательный метод  проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку [4, с. 48].

Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психологической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами [3, с. 15].

Цель работы – исследовать особенности и теорию соревновательного метода.

Объектом работы является соревновательный метод в физическом воспитании.

Предмет исследования – соревновательный метод в физическом воспитании баскетболистов.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

1 Обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей.

2 Выявить пути наиболее  эффективного использования возможностей  соревновательного метода в физическом  воспитании.

3 Разработать практические рекомендации для тренеров по баскетболу с применением соревновательного метода с учетом возраста, пола, задач тренировки, уровня подготовленности занимающихся.

 

 

 

ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

    1. Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода

 

В физической культуре общая цель воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной деятельности, приобретая непосредственную связь с установкой на спортивные достижения. Но, как ни важны спортивные результаты в качестве конкретной цели, с общих социально-педагогических позиций они не могут в конечном счете становиться самоцелью. На пути к ним всегда должна преследоваться и более существенная цель, состоящая в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов сформировать всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство, чтобы использовать спортивную деятельность как фактор гармонического формирования личности и воспитания в интересах общества [2, c. 11].

1 Нравственное воспитание. Основные задачи нравственного воспитания при использовании соревновательного метода:

  1. формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
  2. воспитание моральных чувств, характерных для мирового сообщества – любовь к Родине, гуманизм, чувство коллективизма, дружбы;
  3. формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения – уважение к результатам соревнований, к судьям, честность, добросовестность;
  4. воспитание волевых черт и качеств личности – воля к победе, непосредственная настройка на конкретное состязание, оперативная регуляция волевых и эмоциональных состояний в процессе соревнования, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.

Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В соревнованиях спортивная этика выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т. д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания [7, с. 305].

При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Очень велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания. Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается и личный пример самого воспитателя [6, с. 91].

Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы и вырабатывать соответствующие черты поведения. В напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность навыки поведения и связанные с ними черты личности.

С одной стороны, правильно  организованное физическое воспитание способствует формированию положительных  черт морального облика человека. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию [7, с. 308].

2 Умственное  воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается:

  1. обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения – наблюдение за техникой выполнения соперника, накопление спортивного опыта;
  2. развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта – анализ и обобщение выступления в соревновательный период, критическая оценка и анализ двигательных действий [7, с. 311].

Взаимосвязь физического  воспитания с умственным проявляется  непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и прочее. Педагог намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач [1, с. 58].

Опосредованная связь  состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. В результате оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Передавая знания непосредственно  в рамках занятий физическими  упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами – лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и другие. Также необходимы общие формы и методы умственного образования, дополняющие процесс физического воспитания, а именно, развернутые сообщения лекционного типа, эвристические беседы, просмотры учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой.

Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют специальные методы и приемы активизации мыслительных операций: методы наглядного и логического выделения «опорных точек», моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить система постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, т. е. заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями [6, с. 107].

3 Эстетическое  воспитание. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Связь физического и  эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического  идеала [1, с. 69].

Основные задачи эстетического  воспитания при использовании соревновательного метода:

  1. воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
  2. формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в соревновательной деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Существенно, что эстетические ценности физической культуры не сводятся лишь к внешним проявлениям телесной красоты или красоты движений, а определяются более всего тем, что органическое приобщение к физической культуре ведет к полноценному здоровью, приближает к физическому совершенству и в связи с этим способствует достижению идеала всестороннего гармонического развития личности. Хорошее здоровье – одна из величайших эстетических ценностей, первая предпосылка ощущения радости и красоты жизни. С потерей здоровья теряются в той или иной мере красота человека и его эстетическое восприятие [7, с. 313].

Информация о работе Особенности и теорию соревновательного метода