Особенности и теорию соревновательного метода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы состоит в том, что исследования по данной проблеме в физическом воспитании спортсменов заключается в применении соревновательного метода во всестороннем воспитании личности и выявлении как данный метод влияет на работоспособность и уровень физической и психологической подготовленности.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
1 Методы формирования сознания или, по-другому, методы убеждения.
2 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Всесторонне воспитание личности при использовании соревновательного метода……………………………………………………..
Особенности соревновательного метода…………………….
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ
2.1 Дозировка нагрузки при применении соревновательного метода..
2.2 Конспект занятий по спортивной тренировке баскетболистов, построенного с применением соревновательного метода…………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по тфк(правильная версия).doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Дозирование нагрузки при  использовании соревновательного  метода в учебно-тренировочном занятии  по баскетболу будет рассмотрено  на примере некоторых упражнений.

1 Использование соревновательного  метода в бросках со штрафной линии. Для девушек 13-14 лет, каждый должен выполнить 50 бросков со штрафной линии (все занимающиеся могут разделиться на 2 кольца). Каждая девушка считает свои попадания из 50 раз. Если попаданий 25 и меньше, то отжимаются 10 раз. Если попаданий от 26 до 40, отжимаются 5 раз. Если попаданий более 40, то занимающиеся просто отдыхают.

2 Соревновательный метод в тренировке можно использовать с помощью эстафет. Всех занимающихся надо разделить на 2, 3 или 4 команды. В эстафетах должно быть не менее 8 различных заданий. Задания могут быть как общеразвивающимися, так и специально развивающимися, характерные для баскетбола. Во время эстафет могут использоваться множество различного инвентаря – баскетбольные мячи, скакалка, волейбольные, теннисные мячи, обручи и многое другое.

3 Можно предложить  занимающимся подвижные игры. Деление  на команды придаст игре соревновательный характер. Для баскетбола характерны такие игры как «10 передач», «гонки», командные броски с трехочковой линии и многие другие. Каждая игра должна длиться не более 10 минут.

4 Соревновательный метод  также можно использовать в  упражнениях в парах. Например, обведение противника с атакой на кольцо. Каждый занимающийся выступает в роли нападающего и защитника по 6 раз. После каждого раза защитник и нападающий меняются ролями.

 

 

2.2 Конспект  занятия по спортивной тренировке  построенного с применением соревновательного метода

 

План-конспект разработан для учебно-тренировочной группы второго года обучения (УТГ-2). Данная группа имеет 3 взрослый квалификационный разряд.

 

Вид спорта: баскетбол.

Преподаватель: тренер по баскетболу.

Возраст занимающихся: 13-14 лет.

Пол занимающихся: девушки.

Инвентарь: баскетбольные мячи (по количеству занимающихся), фишки – 6 шт., гимнастические скамейки – 2 шт., теннисный мяч, стулья.

Время занятия: 90 минут.

Задачи спортивной тренировки:

  1. Обучить тактическим действиям и совершенствовать их в игре.
  2. Способствовать развитию быстроты и специальной тренировочной выносливости.
  3. Воспитать у игроков честность, дисциплинированность, настойчивость.

Частные задачи

Содержание занятия

Дозировка нагрузки

Организационно-методические указания

1. Подготовительная  часть

30 мин.

 

Организовать занимающихся.

1. Построение, проверка присутствующих, сообщение задач занятия.

2 мин.

Равнение по носкам ног.

Голову не опускать.

Подготовить организм к основной части занятия.

2. Обычная ходьба.

30 сек.

Следить за правильной координацией рук и ног.

Подготовить кисти, пальцы к работе с мячом.

3. Обычный бег.

30 сек.

Разминаем кисти рук.

Развить прыгучесть.

4. Обычный бег. При  приближении к кольцу – 2 шага, прыжок.

30 сек.

Стараемся достать щит. Дистанция – 2 метра.

Подготовить суставы к предстоящей работе.

5. Бег с заданием:

  1) круговые движения прямых рук вперед, поочередно;

  2) круговые движения прямых рук назад, поочередно;

  3) с высоким подниманием бедра;

  4) сгибая ноги назад;

  5) подскоки на каждый шаг;

  6) передвижение в стойке защитника спиной вперед;

  7) ускорение спиной вперед;

  8) ускорение лицом вперед.

3 мин.

Каждое новое задание  выполняем по диагонали.

На подскоках на каждый шаг – круговые вращения прямых рук назад.

Восстановить дыхание.

6. Обычный бег.

30 сек.

Пробегая мимо корзины  с баскетбольными мячами, каждый берет себе по мячу.

Совершенствовать специальные координационные движения баскетболиста.

7. Индивидуальные упражнения с мячом:

  1) вращение мяча вокруг шеи влево, вправо;

  2) вращение мяча вокруг тела влево, вправо;

  3) вращение мяча вокруг ног по восьмерке стоя;

  4) вращение мяча вокруг ног по восьмерке в шаге;

  5) ведение мяча по прямой;

  6) ведение змейкой.

5 мин.

Упражнения выполняются по прямой линии.

При ведение мяча змейкой справа обводить фишки правой рукой, слева – левой.

Организовать занимающихся для уборки инвентаря.

8. Обычный бег.

30 сек.

По ходу бега каждый кладет мяч обратно в корзину.

Восстановить дыхание.

9. Обычная ходьба.

30 сек.

Во время ходьбы подняться на носки, сделать глубокий вдох, прямые руки поднять через стороны вверх. Опуститься – сделать глубокий выдох, прямые руки через стороны опустить вниз.

Направлено на развитие мышц шеи.

10. ОРУ:

  1) И. п. – ноги вместе, руки на поясе.

1 – поворот головы налево;

2 – и. п.;

3 – поворот головы  направо;

4 – и. п.

12 мин.

 

6-8 раз

Спина прямая.

Локти точно в стороны.

Темп – медленный.

Направлено на развитие мышц верхних конечностей и плечевого пояса.

  2) И. п. – ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок» перед грудью ладонями к груди.

1 – встать на носки,  руки вытянуть вверх, ладони  повернуть кверху;

2 – и. п.;

3 – руки выпрямить  вперед, ладони от себя;

4- и. п.

6-8 раз

Ноги прямые.

Спина прямая.

При подъеме на носки  голову поднять вверх, взгляд – на ладони.

Темп – средний.

Направлено на развитие мышц туловища.

  3) И. п. – ноги широко расставлены, руки на поясе.

1 – повернуть корпус  влево;

2 – и. п.;

3 – повернуть корпус  вправо;

4 – и. п.

6-8 раз

Спина прямая.

Голова и глаза обращены к сзади стоящему занимающемуся.

Темп – медленный.

Направлено на развитие мышц нижних конечностей и брюшного пресса.

  4) И. п. – ноги вместе, руки на поясе.

1 – поднять согнутую в колене левую ногу, чтобы носок касался колена;

2 – выпрямить ногу  в колене;

3 – держать прямую  ногу параллельно полу;

4 – и. п.;

5 – поднять согнутую  в колене правую ногу, чтобы носок касался колена;

6 – выпрямить ногу  в колене;

7 – держать прямую ногу параллельно полу;

8 – и. п.

4-6 раз

Спина прямая.

Носок натянут от себя.

При выпрямлении ноги колено остается на том же уровне.

Темп – медленный.

Направлено на развитие мышц туловища.

  5) И. п. – ноги расставлены широко, руки согнуты в локтях перед грудью, лежат друг на друге.

1-3 – пружинные наклоны  вниз, пытаясь достать пол;

4 – и. п.

5-7 раз

Колени не сгибать.

С каждым последующим наклоном опускаться все ниже и ниже.

Темп – средний.

Направлено на комплексное развитие всех мышц организма.

  6) И. п. – ноги вместе, руки на поясе.

1 – отставить левую  ногу назад, прямые руки поднять вперед-вверх, прогнуться в туловище;

2 – приставить ногу, наклон вниз, руки касаются пола;

3 – присесть, прямые  руки вперед;

4 – и. п.;

5 – отставить правую  ногу назад, прямые руки поднять вперед-вверх, прогнуться в туловище;

6 – приставить ногу, наклон вниз, руки касаются пола;

7 – присесть, прямые руки вперед;

8 – и. п.

4-6 раз

При наклоне вниз ноги прямые.

При приседаниях ноги в коленях не разводить, спина  прямая.

Ладони везде обращены друг к другу.

Голова смотрит вперед-вверх, но не запрокидывается.

При отведении ноги назад ногу ставить на носок.

Темп – средний.

Направлено на развитие мышц нижних конечностей.

  7) И. п. – ноги на ширине плеч, руки прямые в стороны.

1 – мах левой ногой,  хлопок руками под ногой;

2 – и. п.;

3 – мах правой ногой,  хлопок руками под ногой;

4 – и.п.

6-8 раз

При махе ноги прямые.

Спина прямая.

Туловище вперед не наклонять.

Носок тянуть от себя.

Темп – быстрый.

Направлено на развитие мышц нижних конечностей.

  8) И. п. – ноги вместе, руки на поясе.

1-3 – прыжки на месте  на двух ногах;

4 – поворот прыжком  влево на 360º;

5-7 – прыжки на месте  на двух ногах;

8 – поворот прыжком  вправо на 360º.

4-6 раз

Ноги вместе.

Стараться смотреть в  одну точку, чтобы не потерять равновесие.

Темп – быстрый.

Способствовать развитию быстроты реакции.

11. Подвижная игра «Вызов  номеров».

Содержание: Занимающиеся делятся на 2 команды, встают в 2 колонны, в каждой колонне рассчитываются по порядку номеров, начиная с первого. Каждый запоминает свой номер. Все вместе с тренером выполняют ОРУ. В конце каждого упражнения тренер называет любой номер. Каждый занимающийся, услышав свой номер, должен обежать фишку и вернуться на свое место в колонне. Тот игрок, который из двух команд прибежит первый, приносит 1 очко своей команде.

12 мин.

Игра проводится вместе с комплексом ОРУ.

Обегать команду и  возвращаться на место нужно с правой стороны.

Победившая команда  отдыхает, проигравшая бежит 2 круга легким бегом.

Укрепить мышцы брюшного пресса.

12. Упражнения в парах:

  1) Лежа на скамье, спиной к скамье, сгибание и разгибание туловища.

5 мин.

 

30 раз 

Ноги согнуты в коленях.

Один выполняет упражнение, другой держит ноги, затем меняются.

Руки согнуты в «замок»  за головой.

Локти в стороны.

Укрепить мышцы брюшного пресса и спины.

  2) Лежа на скамье, лицом к скамье, поднимание и  опускание туловища.

15 раз 

Ноги прямые.

Один выполняет упражнение, другой держит ноги, затем меняются.

Руки согнуты в «замок»  за головой.

Локти в стороны.

  3) Лежа на скамье, лицом к скамье, круговые движения туловищем вправо-влево с подниманием и опусканием туловища.

10 раз в каждую сторону

2. Основная  часть

50 мин.

 

Обучить групповому тактическому взаимодействию в нападении.

  1. Подвижная игра «Третий лишний».

Содержание: Играющие располагаются попарно по кругу; за пределами круга находится водящий и убегающий; задача водящего – догнать убегающего и осалить его, в этом случае они меняются ролями; убегающий игрок в любой момент может занять позицию впереди какой-либо пары, предварительно коснувшись рукой спины сзади стоящего партнера, что является сигналом к побегу от водящего.

5 мин.

В и. п. водящий и убегающий находятся на расстоянии 5 – 6 м друг от друга.

  1. Поочередное выполнение бокового заслона условному защитнику в поточном упражнении.

5 мин.

Изначально игроки располагаются по кругу на расстоянии 2 – 3 м, перед каждым из них установлен стул, обозначающий защитника; внутри круга чуть сзади – сбоку от одного из игроков занимает позицию свободной от условной опеки нападающий, который начинает упражнение по сигналу педагога; он забегает вперед и устанавливает для партнера заслон сзади – сбоку от условного защитника; партнер после финта скрестным шагом осуществляет выход под заслон и в свою очередь освобождает заслоном впереди стоящего нападающего и т. д.; каждый из поставивших заслон игроков занимает место, освобожденное партнером.

Обучить тактическому взаимодействию «двойка».

  1. Объяснение и показ.

2 мин.

Показ данного взаимодействия может показываться на демонстрационной доске или в конкретной игровой ситуации на площадке.

  1. Имитация упражнения «двойка» без мячей.

3 мин.

Упражнение выполняется в тройках.

  1. Выполнение упражнения «двойка» с мячами.

10 мин.

Упражнения выполняются в тройках.

Нападающие лицом обращены в сторону корзину противника, защитник – к опекаемому нападающему.

После обведения противника – 2 шага, бросок в кольцо.

Совершенствовать раннее изученные тактические действия в игре.

  1. Учебная игра с увеличением времени.

25 мин.

Игра проводится в 2 периода по 12 мин. Перерыв между периодами равен 1 минуте.

3. Заключительная  часть

10 мин.

 

Восстановить дыхание.

  1. Ходьба по залу с заданием.

1 мин.

По сигналу «Хоп!»  преподаватель засекает 1 мин., занимающиеся идут по залу, про себя отсчитывают время, если они считают, что 1 мин. прошла – делают шаг в сторону и останавливаются.

Способствовать развитию внимания, ловкости.

  1. Игра на внимание «Мяч по кругу».

Содержание: Все занимающиеся становятся в круг, вытянутые руки кладут на плечи рядом стоящим занимающимся. Один водящий выходит в центр круга. Тренер незаметно дает в руки одному из занимающихся теннисный мяч, они начинают передавать мяч незаметно друг другу, водящий пытается понять у кого находится мяч. Он говорит: «Покажи руки». Если он ошибся, продолжает угадывать дальше, если нашел - меняется с этим игроком местами.

6 мин.

Занимающиеся должны стоять плотно-плотно друг к другу, чтобы между их плечами было как можно меньше свободного пространства.

Успокоить и восстановить занимающихся.

  1. Построение. Краткий анализ прошедшего занятия. Информация о предстоящем занятии.

3 мин.

Занимающиеся построены в одну шеренгу.

Выравнивание по носкам.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно  сказать, что соревновательный метод  играет большое значение как в  собственно соревновательной форме, так  и в учебной форме занятия. Применение данного метода связано  с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

Задачи, которые были поставлены в начале написания работы, успешно решены. А именно, удалось обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей. Нужно отметить, что удалось показать как с помощью задач нравственного, эстетического, умственного и волевого физического воспитания происходит всесторонне воспитание личности. Особенно ярко некоторые из этих задач выражаются в занятиях соревновательного характера. Также в теоретической главе описаны особенности соревновательного метода, его достоинства и недостатки.

В работе также были разработаны  практические рекомендации для тренеров по баскетболу с применением соревновательного метода с учетом возраста, пола занимающихся, уровнем их подготовленности, задач тренировки. Были описаны дозировки нагрузки при использовании соревновательного метода на примере учебно-тренировочного занятия по баскетболу.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

1 Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах : конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей / В. В. Воронов. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 192 с.

2 Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. – М. : Советский спорт, 2008. – 206 с.

3 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. – М. : Советский спорт, 2003. – 463 с.

4 Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие / Ю. Ф. Курамшин. – СПб : СПбГАФК, 1999. – 320 с.

5 Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М. : Прометей, 1992. – 528 с.

6 Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1977. – 282 с.

7 Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

8 Мустаев, В. Л. Технология соревновательного метода на уроке физической культуры в начальной школе : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / В. Л. Мустаев ; СибГАФК. – Омск, 2001. – 24 с.

9 Нестеровский, Д. И. Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. – М. : Академия, 2004. – 336 с.

10 Новоселова, О. А. Общие основы теории и методики физического воспитания : краткий курс лекций в таблицах и схемах / О. А. Новоселова, И. А. Шведкая, А. А. Колесников. – Челябинск : УралГАФК, 2000. – 48 с.

11 Общие основы теории и методики физической культуры : учебное пособие. – Омск : СибГАФК, 2001. – 72 с.

12 Озолин, Н. Г. Молодому коллеге : научно-популярное издание / Н. Г. Озолин. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.

13 Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебник для вузов физ. воспитания и спорта / В. Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 1997. – 583 с.

14 Пономарев, Н. А. Совершенствование средств и методов физического воспитания спортивной тренировки : сборник научных трудов / Н. А. Пономарев, Е. Б. Сологуб, Г. П. Иванова, А. В. Романова, Л. В. Шапкова, В. И. Румянцева. – Ленинград : ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1981. – 124 с.

15 Портнов, Ю. М. Баскетбол  : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва : учебник / Ю. М. Портнов. – М. : Советский спорт, 2008. – 100 с.

16 Стандарт организации о выполнении письменных работ : СК-СТО.2-008.04-09. – Челябинск : УралГУФК, 2009. – 32 с.

17 Тозик, О. В. Повышение функциональных резервов организма учащихся старших классов средствами физического воспитания : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / О. В. Тозик ; Московский городской пед. ун-т. – М., 2011. – 24 с.

18 Федорова, М. Ю. Развивающее обучение в формировании «школы мяча» по баскетболу у детей начальных классов : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / М. Ю. Федорова ; Бурятский гос. Ун-т. – Улан-Удэ, 2011. – 25 с.

19 Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2002. – 480 с.

 


Информация о работе Особенности и теорию соревновательного метода