Особенности проведения учебно-тренировочных занятий для студентов специального медицинского отделения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 21:32, реферат

Краткое описание

Для полноценного и гармоничного развития студента нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3
Характеристика специального медицинского отделения……………….….4
Особенности выбора средств физического воспитания для студентов СМО…………………………………………………………………………..5-6
Содержание практического материала для студентов СМО 1-2 курс…..7-8
Содержание практического материала для студентов СМО 3 курс........9-12
Дневник самоконтроля студента………………………………………........13
Оценка освоения учебного материала программы студентами СМО.............................................................................................................14-15
Заключение…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.04 Кб (Скачать файл)

3.3. Упражнения, развивающие точность  движений, глазомер и внимание:

 · броски мяча в корзину с различных расстояний: с места и в движении;

 · броски по заданию: выполнить первую передачу точно в цель, вторую – вправо от цели, третью – в цель, четвертую – вправо и т.д., то же, с отклонением влево, вверх, вниз;

 · броски волейбольного, баскетбольного, футбольного мячей на определенное расстояние (5, 8, 10 м).

3.4. Упражнения для развития  быстроты движений и реакции:

 · максимально быстрые броски баскетбольного мяча (двух мячей) в стену с небольшого расстояния двумя руками, одной рукой от груди, от плеча и его ловля;

 · ведение мяча с низким отскоком, теппинг-тест с баскетбольным мячом.

3.5. Упражнения для тренировки  реакции на движущийся объект:

 · ловля мяча на месте и в движении, ловля и передача 2 – 3 мячей одновременно;

 · ловля и передача мяча со сближением и удалением, ловля мяча после отскока от щита, площадки, игра по упрощенным правилам в баскетбол.

3.6. Упражнения на реакцию слежения:

 · баскетбольные эстафеты, например, из исходного положения по лицевой стороне зала бег спиной вперед 3 м, поворот и обегание пяти стоек с ведением мяча, по боковой стороне – ведение мяча попеременно левой и правой рукой, по лицевой стороне до середины зала – ведение мяча с поворотом на 360º, передача мяча другому игроку;

 · выполнение сочетаний двигательных действий, в одном случае заранее обусловленных, а в другом – внезапно возникающих по различным сигналам;

· броски мяча в кольцо из самых неожиданных положений.

3.7. Упражнения для совершенствования  психофизических функций (эмоциональная  устойчивость, способность противостоять  стрессовым ситуациям):

· применять постепенное введение стрессовых факторов. Так, ведение мяча осложняется сопротивлением защитника, вводится ограничение времени на выполнение упражнения, упражнение может выполняться только в определенной части площадки, например, в зоне центрального круга или в зоне трех очков;

· вводить дополнительные отвлекающие факторы - не смотреть на мяч, применять очки, ограничивающие поле зрения сверху, сбоку, снизу.

3.8. Учебно-тренировочная игра. Оценка  и обсуждение результатов. Самооценка  ловкости и точности движений, групповых и индивидуальных действий  в игре.

Тема 4. Бейсбол и лапта (дев. и юн. – 10 ч.)

4.1. Беседа о профессиональной  направленности игры в бейсбол  и лапту, ее оздоровительной ценности.

4.2. Упражнения для развития силы  и ловкости кисти, предплечья  и плеча:

· броски и ловля мяча, подброшенного вверх правой (левой) рукой, двумя руками, с поворота, с перемещением в сторону. Те же упражнения, но с бейсбольной ловушкой;

· жонглирование мячом, перебрасывание мяча с руки в руку, из-за спины вперед, вокруг себя, броски мяча пальцами вверх с подкручиванием вовнутрь, вбок, наружу;

· передачи мяча в парах, тройках, передачи двух мячей тремя и двумя игроками, прием мяча, брошенного с отскока (прямо и чуть в сторону) передачи мяча в тройках через посредника и т.д.

4.3. Упражнения для развития простой  реакции, реакции слежения и реакции  на движущийся объект:

· отбивание мяча битой с самонаброса, с наброса партнеров вверх;

· с переднего («питчерского») наброса, снизу и сверху, отбивание мяча вперед с наброса из-за спины, отбивание мячей на скорость (один за другим);

· отбивание мяча в определенные зоны.

4.4. Упражнения для развития быстроты  и координации движений:

 · бег до первой базы с выбеганием из «квадрата», с забеганием в «квадрат»;

 · бег до 1-ой, 2-ой, 3-ей баз и полное пробегание к «дому», бег по базам в парах (один догоняет, другой убегает);

 · прием мячей от 2 и более партнеров в быстром темпе.

4.5. Упражнения на внимание:

· специальные игровые упражнения с приемом мяча (флай, роллинг) и передачей в соответствующие базы (по команде тренера);

· определение и отбивание правильных («страйк») и пропуск неправильных («бол») мячей

· учебные игры в лапту и упрощенный бейсбол.

4.6. Упражнения для совершенствования  психофизических функций (эмоциональная  устойчивость, способность противостоять  стрессовым ситуациям):

· выполнение подкатов («слайдинг») для овладения базами;

· выполнение приема «стил» («воровство» базы);

· прием сложных передач и отбиваний (с отскоком, с близкого расстояния);

· отбивание мячей с сильной подачи питчера.

Тема 5. Оздоровительная гимнастика (дев. и юн. – 20 ч.)

5.1. Беседа о роли видов оздоровительной  гимнастики в профессионально-прикладной  физической подготовке студентов.

5.2. Беседа о необходимости укрепления  и развития мышц, поддерживающих  рабочую позу сидя. Специальные  силовые (динамические и статические) и изометрические упражнения  для развития мышц спины.

5.3. Комплексы ритмической гимнастики  с различным темпом и нагрузкой 

5.4. Комплексы силовых упражнений (без отягощений) для различных  групп мышц.

5.5. Упражнения стретчинга для профилактики профессиональных заболеваний.

       5.6. Упражнения  йоги для профилактики профессиональных  заболеваний.

Тема 6. Общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на профилактику и лечение профессиональных заболеваний, комплексы ЛФК (дев. и юн. – 22 ч.)

6.1. Общеразвивающие и специальные  упражнения без предметов 

6.2. Общеразвивающие и специальные  упражнения с предметами (скакалки, гимнастические палки, мячи, резиновые  бинты, гантели и др.).

6.3. Комплексы лечебной физкультуры  при различных профессиональных  заболеваниях.

Тема 7. Аутогенная тренировка и психосаморегуляция (дев. и юн. – 2 ч.)

7.1. История формирования психотехник, их виды и социальная ценность. Умение владеть собой. Методы  психорегуляции в профессиональном аспекте.

7.2. Техники и приемы психосаморегуляции. Групповое занятие по первому комплексу упражнений аутогенной тренировки (программа традиционного психотренинга – методика В.П.Некрасова и др., 1985). Использование методов психорегуляции с целью нормализации сна, снятия умственного утомления и напряжения.

7.3. Дыхательные упражнения и  расслабление, обеспечивающие состояние  покоя и отдыха. Групповое и  индивидуальное занятие по второму  комплексу упражнений аутогенной  тренировки (программа релаксационного  психотренинга). Домашнее задание  по освоению приемов психосаморегуляции.

Тема 8. Средства профилактики профессиональных заболеваний и улучшения работоспособности (дев. и юн. – 12 ч.)

8.1. Приемы массажа и самомассажа.

8.2. Дыхательная гимнастика.

8.3. Коррегирующая гимнастика для глаз.

8.4. Аутогенная тренировка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дневник самоконтроля студента

 

Студенты специального учебного отделения на протяжении всего периода обучения, ведут дневник самоконтроля, в котором указывают:

· ФИО, дату рождения, факультет и № группы.

2. Результаты измерений показателей физического развития и функциональной подготовленности (рост; масса тела; окружность грудной клетки в различных фазах; ЖЕЛ; сила кисти; артериальное давление; ЧСС в покое; функциональная проба - 20 приседаний за 30 секунд (определяется ЧСС до нагрузки, после нагрузки и время восстановления ЧСС); проба Штанге (задержка дыхания на вдохе); проба Генче (задержка дыхания на выдохе).

3. Результаты  тестирования физической подготовленности: сгибание и разгибание рук  в упоре лежа - отжимания (максимальное  количество раз); прыжок в длину  с места (см); поднимания туловища  из положения лежа на спине (количество раз за 30 сек.); вис на перекладине на согнутых руках (сек); наклон туловища вперед (см); бег с ходьбой 1000 м (сек.). *Все тестовые упражнения выполняются с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента. Характеристика показателей тестирования и правила измерения представлены в приложении 1.

Определение показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности осуществляется в каждом учебном семестре и фиксируется в дневнике самоконтроля.

4. Результаты самоконтроля психофизического состояния: настроение (хорошее, удовлетворительное, плохое); самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); желание заниматься (большое, безразличное, нет желания); переносимость занятия (хорошая, удовлетворительная, плохая); болевые ощущения (боли в мышцах, в области правого подреберья, сердца, головные боли – указать при каких или после каких упражнений появляются боли, их сила и длительность); ЧСС (в начале, середине и в конце занятия); АД (по самочувствию). Результаты самоконтроля фиксируются в дневнике на каждом занятии.

 В  конце учебного года студенты  анализируют динамику своего  физического развития, результаты  выполнения функциональных проб  и тестов.

Образец заполнения дневника самоконтроля представлен в приложении2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка освоения учебного материала программы студентами СМО

 

Контрольные занятия, зачеты, экзамены обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определенного минимума - регулярности посещения обязательных занятий; обязательных и дополнительных тестов, разработанных кафедрой физического воспитания для студентов разных учебных групп по видам спорта (элективных курсов и групп спортивного отделения), по профессионально-прикладной физической подготовке с учетом специфики подготовки бакалавров и специалистов.

Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий - позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамены) дает возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределения в ней через комплексную проверку знаний, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студента, его психофизической готовности к профессиональной деятельности.

 

Форма итогового контроля. Оценка освоения учебного материала программы

Студенты всех учебных отделений, выполнившие рабочую учебную программу на каждом семестре, сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.

По каждому из нижеуказанных трех подразделов выставляется отдельная оценка. Общая оценка за семестр определяется как среднее арифметическое положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности.

Первый подраздел. Теоретические знания. Студенты специального медицинского отделения, лечебной физической культуры и освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, в 1 семестре пишут реферат по проблеме своего заболевания. В реферате дают краткую характеристику заболевания, определяют влияние данного заболевания на личную работоспособность и самочувствие. Выявляют медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями, описывают средства физической культуры, рекомендуемые при данном заболевании (диагнозе). Составляют и обосновывают индивидуальный комплекс физических упражнений (с указанием примерной дозировки).

Второй подраздел. Методические умения и навыки. Усвоение материала раздела определяется по уровню овладения методическими знаниями, соответствующими практическими умениями и навыками их использования на оценку не ниже "удовлетворительно".

Третий подраздел (для студентов специального медицинского отделения)

В конце каждого семестра студенты специального медицинского отделения выполняют измерение показателей физического развития и функционального состояния (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ, сила кисти, АД, ЧСС в покое и после выполнения нагрузки, функциональные пробы) и двигательные тесты по физической подготовке, с учетом противопоказаний (отжимания, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине, удержание тела в висе на перекладине, наклон вперед из положения сидя, бег 1000 м), фиксируя результаты измерений в «Дневнике самоконтроля». По окончании учебного года анализируют динамику своего физического развития, результаты выполнения функциональных проб и тестов.

Тесты по спортивно-технической подготовке студенты сдают по окончании изучения раздела программы (легкой атлетики, баскетбола, волейбола и др.).

Студенты, временно освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, оцениваются по результатам устного опроса и реферата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для грамотного проведения урока по физической культуре необходимо быть не только осведомлённым о физическом состоянии учащихся, но и уметь составлять правильные программы обучения в зависимости от состояния здоровья учащегося.

Для эффективности в проведении урока необходимо вовлекать самих учащихся в процесс обучения и воспитания. Назначаемые преподавателем помощники из учащихся облегчают его работу и помогают лучше справляться с заданиями ребятам. Активисты - это хороший пример всему коллективу, то есть каких результатов следует добиваться.

Информация о работе Особенности проведения учебно-тренировочных занятий для студентов специального медицинского отделения