Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 21:47, контрольная работа
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.
1.ВВЕДЕНИЕ 3-4
2.ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 5-17
3. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 18
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Контрольная работа по ТЕОРИИ И ОСНОВАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Особенности физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Выполнил:
студент 1 курса
заочного отделения,
2014 года поступления,
Панов Вячеслав Михайлович
Специальность Дошкольное образование
Преподаватель учебной дисциплины:
Зверева Марина Валерьевна
РОСТОВ
2015
Содержание
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 5-17
3. НАПРАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Ребенок нуждается в вашей любви
больше всего именно тогда, когда он
меньше всего ее заслуживает.
Э. Бомбек
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.
У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств. Особенностью двигательных нарушений является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц). Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами (являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).
У детей резко затормаживается общее развитие двигательных функций: нарушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры, наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей и оральной мускулатуры).
Тяжесть двигательных нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата различна. Большинство из них передвигается затрудненной, плохо координированной походкой, многие используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски.
2.ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Физическое
развитие ребенка – это универсальное
проявление жизнедеятельности, на различные
раздражения он реагирует прежде всего
движением (например, отдергивание руки
при ожоге пальца, сосательные движения
младенцев при раздражении губ и щек и
т.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц,
сухожилий, суставов, лабиринтного (вестибулярного)
аппарата постоянно поступают нервные
импульсы, которые вызывают колебания
тонического напряжения мышц и туловища,
проявляющиеся непрерывными мелкими движениями,
поддерживающими определенную позу и
осанку. Особое место занимают более сложные
движения, отражающие деятельность, связанную
с трудом и общением между людьми. К ним
относятся обучение трудовым навыкам,
овладение тончайшими координациями речи
и письма, которые происходят под контролем
двигательных зон коры головного мозга.
В двигательную зону коры постоянно поступают
сигналы от кожно-мышечного, зрительного,
слухового и вестибулярного анализаторов,
что необходимо для создания пространственной
матрицы движения. Согласованная деятельность
всех систем делает каждое движение человека
соразмерным, плавным, точным, поддерживает
нормальную моторную функцию организма.
1. Наличие параличей и парезов.
Центральным параличом называется полное
отсутствие возможности совершать произвольные
движения. Парез — слабая форма паралича,
выражающаяся в ограничении возможности
совершать произвольные движения (ограничение
объема движений, снижение мышечной силы
и пр.). Центральные параличи и парезы обусловлены
поражением двигательных зон и двигательных
проводящих путей головного мозга. В зависимости
от тяжести поражения мозга может наблюдаться
полное (паралич) или частичное (парез)
отсутствие тех или иных движений. Например,
ребенок не может или затрудняется поднять
руки вверх, развести их в стороны, вытянуть
вперед, согнуть или разогнуть ногу и др.
Все это служит препятствием для своевременного
и полноценного развития важнейших моторных
функций, затрудняет формирование навыков
самообслуживания, предметной, игровой,
учебной и других видов деятельности.
ДЦП — это не неспособность двигаться
вообще, а неспособность произвольно управлять
процессом мышечного движения.
2. Нарушение мышечного тонуса.
Для любого двигательного акта необходим
нормальный мышечный тонус. Регуляция
мышечного тонуса обеспечивается согласованной
работой различных звеньев нервной системы.
При нарушении опорно-двигательного аппарата
наблюдается повышение мышечного тонуса
(спастичность, мышечная гипертония). Наибольшее
повышение мышечного тонуса отмечается
в мышцах-сгибателях конечностей, в приводящих
мышцах бедер, в подошвенных сгибателях
стоп и в некоторых других мышечных группах.
Повышение мышечного тонуса в данных группах
мышц определяет специфическую позу детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата:
ноги приведены, согнуты в коленных суставах,
опора на пальцы, руки приведены к туловищу,
согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты
в кулаки.
При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.
3. Повышение сухожильных
и периостальных (надкостничных) рефлексов
(гиперрефлексия).
Наличие патологических синкинезии усложняет и затрудняет формирование произвольных движений и освоение различных видов деятельности.
5. Недостаточное развитие
цепных выпрямительных
6. Несформированность реакций равновесия и координации движений.
Равновесие тела — это состояние устойчивого положения тела в пространстве. Поддержание равновесия тела осуществляется сложной системой периферических и центральных механизмов. Существует статическое равновесие тела (при стоянии) и динамическое равновесие (при движении). Динамическое равновесие осуществляется за счет рефлекторного сокращения мышц поддержания позы и тесно связано с координацией движений. Координация механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит на разных уровнях — в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре больших полушарий, куда поступает информация от зрительного анализатора, рецепторов в мышцах, связках и сухожилиях, вестибулярного аппарата. При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и координация движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. Нарушения равновесия тела и координации движений проявляются в патологической походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП. Нарушения равновесия и координации движений особенно ярко проявляются при атонически - астатической форме ДЦП, когда имеет место поражение мозжечка и мозжечковая атаксия.
7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).
Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется с помощью рецепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях (проприоцептивная чувствительность). Именно эти рецепторы передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях. При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувствительность, что ведет к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении равновесия и удержании позы, к нарушениям координации движений и пр. У многих детей искажено восприятие направления движения. Например, движение руки вперед по прямой ощущается ими как движение в сторону. Такое искаженное представление о собственных движениях приводит к неадекватности во взаимодействии ребенка с окружающей средой, к нарушениям в формировании различных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения в ощущении артикуляционных движений).
Особенно выражены нарушения ощущений движений при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.
8.Насильственные движения.