Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 21:47, контрольная работа
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.
1.ВВЕДЕНИЕ 3-4
2.ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 5-17
3. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 18
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.
10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы). Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.
11. Позотонические рефлексы
Таким образом, лабиринтный тонический
рефлекс оказывает негативное воздействие
на развитие произвольной моторики, задерживает
формирование основных двигательных функций.
Очевидно и патогенное влияние рефлекса
на формирование психических компонентов:
пространственное восприятие, перцептивная,
познавательная активность, зрительно-двигательная
координация, предметная, игровая, учебная,
речевая деятельность и др. Асимметричный
тонический шейный рефлекс проявляется
в изменении положения конечностей при
повороте головы в сторону: в той стороне
тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается
мышечный тонус в разгибателях руки и
ноги, в противоположной стороне тела
— в сгибателях руки и ноги. Таким образом,
поворот головы в сторону вызывает изменение
в положении конечностей, и ребенок принимает
позу «фехтовальщика». Особенно Пагубно
рефлекс сказывается на зрительно-моторной
координации, зрительном восприятии и
предметной деятельности. При повороте
головы в сторону предмета рука на стороне
поворота непроизвольно разгибается и
ребенок не может взять этот предмет. Если
все же ребенок с усилием сгибает руку,
то голова автоматически отворачивается
в другую сторону и рассмотреть предмет
уже не предоставляется возможным. Данный
рефлекс влияет отрицательно как на элементарный
процесс создания целостного образа, так
и на овладение учебными и трудовыми умениями
и навыками. Симметричный тонический шейный
рефлекс проявляется в усилении разгибательного
тонуса в руках и сгибательного в ногах
при поднятии головы, а при наклоне головы
вперед усиливается тонус мышц сгибателей
рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует
патологическую схему ходьбы, нарушает
согласованную работу рук и ног при ходьбе.
Таким образом, с нарушением опорно-двигательного аппарата — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.
ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляции произвольных и непроизвольных движений. ДЦП характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер. В становлении функций нервной системы при нормальном развитии мозга наблюдается преемственность и стадийность. У здорового ребенка последовательность созревания мозговых систем, управляющих движением, определяет этапность в развитии движений, когда на смену одним элементарным двигательным формам приходят другие, более сложные и совершенные. Например, для развития функции сидения ребенок должен научиться удерживать голову, уметь выпрямлять спину, сохранять равновесие и удерживать позу.
Специфика физического развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
У ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата последовательность и темп созревания двигательных функций нарушены. Специфика двигательного развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата состоит прежде всего в наличии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка. При нормальном развитии эти рефлексы проявляются не резко в первые месяцы жизни. В норме к 3 мес. жизни они практически уже не проявляются. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений. Например, цеплятельный (хватательный) рефлекс вызывается прикосновением к ладони, что приводит к реакции схватывания. Рефлекс отталкивания (ползания) вызывается прикосновением к подошвам ног, что влечет реакцию отталкивания. Движения, свойственные этим рефлексам, в дальнейшем угасают. Хватательные движения и перцептивное поведение развиваются не на основе рефлекса. Хватательный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание как произвольный двигательный акт. Рефлекс ползания также не является исходным для развития самостоятельного передвижения. Подлинное ползание начинается не с отталкивания ногами, а с движений рук: ребенок тянется к привлекшему его предмету, «переступает» руками и продвигается вперед. Произвольное хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденное, а значительно позже - при взаимодействии ребенка со взрослым. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики. Проявление этих и подобных этим рефлексов во втором полугодии первого года жизни является симптомом риска поражения двигательных зон коры головного мозга.
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата врожденные безусловные рефлексы не угасают, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов.
Отсюда вторая специфическая особенность
- задержка формирования основных моторных
функций. Для детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата характерно сильное отставание
в развитии двигательных функций. Например,
здоровый ребенок к 3 мес. уже уверенно
держит голову в вертикальном положении.
Дети с нарушением опорно-двигательного
аппарата овладевают этой функцией много
позже — в среднем к 3-5 годам. Существенно
задерживается становление таких двигательных
актов, как повороты со спины на бок, со
спины на живот, с живота на спину. Поза
сидения в норме формируется к 7-9 мес. У
детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата такое положение тела оказывается
освоенным примерно к 2-3 годам. Ползание,
как достаточно сложный моторный акт,
требующий координации движений рук и
ног, формируется у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата также
со значительным опозданием. Прямостояние
у здоровых детей развивается к 9-10 месяцам.
Многие из детей с с нарушением опорно-двигательного
аппарата овладевают вертикальным статическим
положением лишь в дошкольном возрасте.
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Основной задачей физического развития
и воспитания при нарушении опорно-двигательного
аппарата является укрепление общего
здоровья ребенка. Наибольшее значение
в этом имеет соблюдение режима, нормализация
жизненно важных функций организма - питания
и сна, закаливание, способствующее повышению
устойчивое к простудным заболеваниям
и нормализации в работе различных органов
и систем организма. Очень важно соблюдать
общий двигательный режим. Ребенок с нарушением
опорно-двигательного аппарата во время
бодрствования не должен более 20 мин оставаться
в одной и той же позе. Для каждого ребенка
индивидуально подбираются наиболее адекватные
позы для кормления, одевания, купания,
игры. Эти позы меняются по мере развития
двигательных возможностей ребенка.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является важной частью системы воспитания, лечения и обучения. Всем без исключения детям полезны занятия лечебной гимнастикой и массаж, так как у них мало двигательного опыта. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата они жизненно необходимы. Лечебная гимнастика и массаж нормализуют биохимические процессы в нервно мышечном аппарате, подвижность в крупных суставах, мышечный тонус и создают условия и возможность для формирования цепных рефлексов на фоне подавления врожденных. При выборе упражнений и составлении комплекса лечебной физкультуры необходимо учитывать специфику мышечного тонуса ребенка, степень (тяжесть) поражения, скрытые потенциальные возможности и выбирать биомеханически оправданные и доступные исходные положения и эффективные приемы для расслабления мышц. Дети с нарушением опроно-двигательного аппарата вследствие сочетания недостатков двигательной, познавательной и сенсорной сфер нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
5.Список литературы
1. Бирюков А. А. Массаж и самомассаж Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1999. - 576 с.
2. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии
обучения и воспитания детей
с нарушениями опорно-
3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
4. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С 71 учеб. Заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Тонконог Л.М. Коррекционно-развивающая
среда для детей дошкольного
возраста с нарушением опорно-