Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:38, реферат
В дальнейшем развитии лечебной физической культуры большую роль сыграл выдающийся таджикский ученый Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна). Он теоретически обосновал применение физических упражнений с лечебной и профилактической целью, использование солнечных и воздушных ванн и подробно описал ряд гимнастических и прикладных упражнений. В эпоху Возрождения ряд видных ученых (А. Коменский и И. Меркуриалис) в своих трудах пропагандировали значение физического воспитания. В XVIII в. и особенно в XIX в. вновь появились работы о лечебном значении физических упражнений. Большое влияние на развитие врачебной гимнастики в Европе оказала шведская система физического воспитания Линга.
Понятие о лечебной физической культуре краткие сведения о ее развитии
Особенности метода лечебной физкультуры
Двигательные режимы
Задачи двигательных режимов
Периоды ЛФК
Задачи периодов
Высшего профессионального образования
«Московский Государственный университет» путей сообщения
Московский колледж железнодорожного транспорта
Реферат
Тема:
«Периоды ЛФК. Двигательные режимы, их задачи и особенности применения в реабилитации больных.»
Выполнил студент гр. МООП-253 Быкова Татьяна
Проверил
Москва
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Понятие
о лечебной физической культуре краткие
сведения о ее развитии:
Лечебная физическая культура — самостоятельная медицинская дисциплина,
использующая средства физической культуры
для профилактики обострений и лечения
многих заболеваний и повреждений и восстановления
трудоспособности. Специфика лечебной
физической культуры по сравнению с другими
методами лечения заключается в том, что
она использует в качестве основного лечебного
средства физическое упражнение, являющееся существенным
стимулятором жизненных функций человеческого
организма.
Лечебную физическую культуру следует
рассматривать как один из элементов современного
комплексного лечения. Под комплексным
лечением понимаются индивидуально подбираемые
лечебные методы и средства, обеспечивающие
изменение реактивности организма в положительную
сторону, улучшение и восстановление функций
пораженных болезнью органа или системы.
Комплексное лечение воздейству
Лечебная физическая культура предусматривает
сознательное и активное выполнение больными
соответствующих физических упражнений.
В процессе занятий ими больной приобретает
навык в использовании естественных факторов
природы с целью закаливания, приучается
к соблюдению режима движений, использованию
физических упражнений с лечебными и профилактическими
целями. Это позволяет считать применение
физических упражнений с лечебной целью
лечебно-педагогическим процессом.
Лечебная физическая культура использует
те же средства и принципы применения,
что и физкультура для здорового человека.
Б ее основе лежат принципы советской
системы физического воспитания, а именно
принципы всестороннего воздействия,
прикладности и оздоровительной направленности.
Таким образом, по своему содержанию лечебная
физическая культура является составной частью советской
системы физического воспитания.
Применение физических упражнений с лечебной
целью известно давно.
В Китае письменные источники, свидетельствующие
о появлении лечебной гимнастики и массажа,
относятся к третьему тысячелетию до нашей
эры. Появившиеся через тысячу лет в Индии
священные книги Веды содержат подробное
описание лечебного действия дыхательных
упражнений, специальных пассивных движений,
купания и растирания тела. В Древней Греции
лечебную гимнастику изучал и разрабатывал
Гиппократ, что нашло отражение в его трудах.
Лечебная гимнастика, массаж и водные
процедуры у древних греков являлись обязательными
и существенными элементами лечения. Римские
врачи, прежде всего Гален, используя опыт
греков, широко применяли лечебную гимнастику
и трудотерапию.
В средние века физические упражнения
с лечебной целью использовались весьма
ограниченно.
В дальнейшем развитии лечебной физической
культуры большую роль сыграл выдающийся
таджикский ученый Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна).
Он теоретически обосновал применение
физических упражнений с лечебной и профилактической
целью, использование солнечных и воздушных
ванн и подробно описал ряд гимнастических
и прикладных упражнений. В эпоху Возрождения
ряд видных ученых (А. Коменский и И. Меркуриалис)
в своих трудах пропагандировали значение
физического воспитания. В XVIII в. и особенно
в XIX в. вновь появились работы о лечебном
значении физических упражнений. Большое
влияние на развитие врачебной гимнастики
в Европе оказала шведская система физического
воспитания Линга.
Особенности метода лечебной физкультуры:
Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению, гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.
Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки, классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения лечебной физкультуры, схему режимов движения( режимов активности) и др. Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач, которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций. При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.
Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать посторонних раздражителей ( например, посторонние разговоры и т.п.).
Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.
Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с первых занятий. Этот вид физических упражнений для начинающих является относительно трудным. Вначале может наблюдаться повышение тонусы мышц и скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять непосредственно после энергичного мышечного напряжения. Эффективность физических упражнений при музыкальном сопровождении усиливается.
ЛФК —метод неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения — неспецифические раздражители, которые вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы. Физические упражнения способны избирательно влиять на разные функции организма, что очень важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах.
ЛФК — метод патогенетической терапии, систематическое применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма и патогенез заболевания.
ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка физическими упражнениями стимулирует, тренирует и приспосабливает организм больного к возрастающим физическим нагрузкам и приводит к функциональной адаптации больного.
Учитывая нейрогуморальный характер регуляции функций в ответной реакции организма, ЛФК выступает как метод общего воздействия на весь организм больного. Социальное и биологическое в ЛФК рассматриваются в интегральном единстве. ЛФК расширяет непосредственную связь больного с природными факторами, способствуя его адаптации. Профилактические позиции ЛФК определяются ее оздоровительным воздействием на больных. ЛФК может быть использована как метод первичной и вторичной профилактики при различных заболеваниях.
ЛФК —
метод восстановительной
Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки физическими упражнениями, который пронизывает весь ход лечения и реабилитации, различают общую и специальную дозированную тренировку. Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития организма, при этом используются общеукрепляющие и общеразвивающие физические упражнения. Цель специальной тренировки — развитие функций и восстановление органа, вовлеченного в патологический процесс. Применяются специальные упражнения, которые непосредственно влияют на пораженную систему, больной орган, травматический очаг.
Двигательные режимы:
Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения двигательного режима, предусматривающего использование и рациональное распределение различных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии. Правильное и своевременное назначение и использование соответствующего режима движения способствуют мобилизации и стимуляции защитных и приспособительных механизмов организма больного и его реадаптации к возрастающим физическим нагрузкам.
Рациональный режим
движения основан на: а) стимуляции
иосстановительных процессов
Постельный режим.
Содержание режима. Постоянное пребывание больного в постели в положении лежа на спине, на спине с приподнятым головным концом кровати, на боку, на животе. Движения, необходимые для осуществления туалета, питания, изменения положения в кровати, проводят с помощью медицинского персонала. При удовлетворительном состоянии возможны активные повороты в кровати (в спокойном темпе), кратковременное (2— 3 раза вдень по 5—12 мин) пребывание в постели в положении сидя, вначале с опорой на подушки, овладение навыком самообслуживания. Разрешены физические упражнения, с нагрузкой на мелкие и средние мышечные группы и суставы, выполняемые в медленном темпе, с небольшим числом повторений каждого; дыхательные упражнения статического и динамического характера.
Полупостельный режим (палатный).
Содержание режима. Переход в положение сидя на кровати с опущенными ногами или на стуле (2—4 раза в день по 10— 30 мин). При удовлетворительном состоянии и при отсутствии противопоказаний больному разрешают передвигаться в пределах палаты с последующим отдыхом в положении сидя и лежа. Пребывание в положении сидя допускается до половины дня; полное самообслуживание.
Свободный режим.
Содержание режима. Свободное передвижение в пределах палаты и отделения, ходьба по лестнице, прогулки по больничной территории.
В занятиях широко используют динамические и статические упражнения, упражнения с гимнастическими предметами, упражнения в лечебном бассейне (при показаниях), упражнения на тренажерах (при показаниях).
Щадящий режим (№ 1).