Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 06:59, реферат
Содержание перспективного, текущего и оперативного планирования учебного процесса по физической культуре в школе определяется базовым компонентом государственной учебной программы. Непосредственное планирование учебного процесса по физической культуре осуществляется посредством целого ряда документов:
1. годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году;
2. поурочные рабочие планы на каждую четверть;
3. план-конспект на каждый урок физической культуры.
1. Планирование как основа организации учебной работы
2. Программа по физическому воспитанию
3. Годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году
4. Четвертной рабочий план
5. План-конспект урока
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
Тема:
«Планирование процесса физического воспитания»
Донецк 2008
Содержание
1. Планирование как основа организации учебной работы
2. Программа по физическому воспитанию
3. Годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году
4. Четвертной рабочий план
5. План-конспект урока
1. Планирование как основа организации учебной работы
Планирование является важной функцией управления учебным процессом в школе. Под планированием понимается определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала в системе уроков физической культуры.
Планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее рациональные пути их достижения в соответствии с частными задачами каждого из этапов обучения.
Хорошо продуманные реальные планы обеспечивают четкую программу действий учителя и учащихся, обеспечивают наибольшую продуктивность их совместной деятельности.
Таким образом, систематическое и обязательное ведение учителем документов планирования необходимо и обязательно:
- для упорядоченной,
- для объективного текущего,
итогового анализа и контроля
своей деятельности, правильность
которой затрагивает не только
медицинский и педагогический, но
гуманистический аспект в
- для накопления и сохранения
ценного методического и
- для предоставления
Документы планирования должны удовлетворять ряду требований:
1. быть конкретными по
постановке цели и задач в
планируемом периоде, четко
2. соответствовать содержанию
государственных программно-
3. по выбору и
4. иметь преемственность
с содержанием предыдущего и
каждого последующего плана, а
так же преемственность
5. быть реальным для выполнения запланированного;
6. иметь четкость и
конкретность формирования
7. быть легко воспринимаемыми и удобными в работе: наглядно, просто и понятно оформленными документами.
Содержание перспективного,
текущего и оперативного планирования
учебного процесса по физической культуре
в школе определяется базовым
компонентом государственной
1. годовой план-график
очередности прохождения
2. поурочные рабочие планы на каждую четверть;
3. план-конспект на каждый урок физической культуры.
2. Программа по физическому воспитанию
Программа по физическому воспитанию - это документ планирования, в котором определяются: а)целевые установки и задачи курса физического воспитания; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень освоенных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженной в зачетных требованиях и учебных нормативах, которых должны достигнуть занимающиеся на каждом году обучения.
Программа по физическому
воспитанию состоит в основном из
4 разделов: 1) уроки физической культуры;
2) физкультурно-оздоровительные
Учебные программы имеют следующую типовую структуру: 1) пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи курса физического воспитания, указываются особенности контингента занимающихся, характеризуется структура программы, рекомендуются методы и формы занятий и т.д.; 2) учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), а так же зачетные требования по освоению двигательных действий и развитию физических качеств; 3) приложение, в котором приводится список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности развития учащихся и др.
Учебная программа разрабатывается в соответствии с установленным учебным планом, содержанием и объемом часов, отведенным на каждый раздел и в целом на все разделы занятий.
3. Годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году
Годовой план-график наиболее общий документ перспективного планирования, в котором систематизируется основное содержание учебной программы по физической культуре для учащихся младшего возраста.
В период составления плана необходимо детально проанализировать работу, проделанную в минувшем учебном году, выяснить на какие разделы в текущем году следует обратить особое внимание.
Опираясь на закономерности обучения и физическое развитие учащихся, следует с учетом возможностей школы (материальная база) и сезонных условий реализации основных разделов программы, распределить программный материал на год (102 урока). Определить очередность изучения материала, правильное его сочетание, установить сроки повторения пройденного и т.п. Не менее важно при этом ясно представлять себе цели воспитания и обучения, нормативы, которые должны выполнить школьники к концу года.
Таким образом, годовой план
отражает всю «но в лаконичном,
обобщенном виде» картину организации
учебно-воспитательного
Форма 1.
Годовой план-график
распределения учебного материала по физической культуре
_____ класса ____ школы ____ учебный год
Задачи: образовательные; оздоровительные; воспитательные.
Разделы программы учебный материал |
I четверть |
IV четверть | |||||||
Номера уроков | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
… |
… |
102 | |
I. Теоретические сведения |
5 |
5 |
|||||||
II. Навыки, умения |
|||||||||
1. гимнастика |
25 |
15 |
24 |
20 |
20 |
||||
2. легкая атлетика |
15 |
10 |
14 |
10 |
10 |
||||
III. Развитие физических качеств |
10 |
10 |
|||||||
1. сила |
5 |
10 |
|||||||
2. быстрота и т.д. |
|||||||||
IV. Домашние задания |
+ |
+ |
Вне графика годового плана выносятся основные требования по выполнению программного материала, т.е. что учащиеся должны знать и уметь выполнять по окончанию данного класса.
1. Требования к знаниям (из учебной программы)
2. Основные учебные нормативы
по освоению двигательных
3. Нормативные требования к физической подготовленности (из учебной программы).
Распределение учебного
материала в годовом плане-
В первую очередь необходимо определить объем учебного материала на учебный год. С этой целью учитель может включить в план весь содержащийся в учебной программе материал. Однако содержание программы необходимо скорректировать в соответствии с частными условиями, подготовленностью класса, своим опытом работы и интересами учащихся, с возможными изменениями времени, отведенного на освоение различных разделов.
Вместе с тем, необходимо помнить, что изменения в содержании уроков не должны снижать эффект физической подготовки у учащихся, отрицательно отражаться на овладении ими жизненно важными двигательными умениями и навыками. Рекомендуется отразить в плане и домашние задания. Это позволит связать содержание домашних заданий с учебным материалом, изучаемым на уроках.
4. Четвертной рабочий план
Четвертной рабочий план (текущее планирование) составляется на основе годового плана распределения учебного материала, имеет более развернутый вид. По форме он может быть тематическим и поурочным.
При тематическом планировании содержание учебной программы делится на темы, каждая из которых расчленяется на подтемы. Затем определяются задачи подтем, подбирается комплекс средств и методов для их решения.
Поурочное планирование заключается в непосредственном определении задач и содержания каждого из уроков в порядке прохождения их в целостном курсе обучения.
Рассмотрим основные формы примерных поурочных планов.
Форма 2.
Четвертной поурочный план по «Физической культуре»
для учащихся ___класса СШ _____
на ____ четверть _________ учебный год.
Гимнастика - 12 часов, баскетбол - 10 часов
Задачи: образовательные ______________________________
оздоровительные ______________________________
воспитательные ______________________________
№ уроков |
Основные разделы программного материала и задачи |
Подготовительная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
1 урок |
1. Ознакомить учащихся с задачами и содержанием работы на I четверть; 2. Гимнастика. Повторить строевые команды; 3. Висы смешанные и простые на канате; 4. Упражнения с набивными мячами и в равновесии; 5. Подвижная игра «Борьба за мяч» |
Сообщение задач и требований в I четверти. Строевые упражнения: перестроения и т.д. Общеразвивающие упражнения без предметов. |
1. Упражнения с набивными мячами 2. Вис стоя 3. Висы на канате 4. Подвижная игра |
Упражнения на внимание. Домашние задания |
2 урок и т.д. |
Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.
В первую очередь необходимо распределить намеченный материал по урокам учебного года. Полноценно решить данную задачу можно только опираясь на закономерности обучения, развития и воспитания личности школьников, знание их возможностей и особенностей.
Планируя последовательность прохождения программного материала, педагог должен учитывать наиболее благоприятные (сенситивные) возрастные периоды для обучения двигательным действиям и развития физических качеств.
Правильнее было бы начинать учебный год с освоения материала по гимнастике, поскольку гимнастический раздел содержит большой арсенал средств, оказывающих воздействие на учащихся. Однако в сложившейся практике с учетом реальных материально-технических и климатических условий, в абсолютном большинстве школ первая четверть начинается с материала по легкой атлетике на стадионах и там, где есть возможность пробегать длинные дистанции, выполнять метания снарядов, прыжки в длину и т.д. По этим причинам, материал по легкой атлетике планируется и на весну. Гимнастический раздел и спортивные игры чаще всего планируются в межсезонье, когда состояние открытых мест и погода заставляют вести занятия в спортивном зале. Лыжная подготовка планируется на зимний период занятий при наличии снежного покрова, плавание - при возможности заниматься в плавательном бассейне.
При этом, планируя содержание учебных четвертей следует обращать внимание на рациональное соотношение в них объемов упражнений как по воздействию на основные звенья опорно-двигательного аппарата школьников, так и по направленности физических нагрузок (т.е. избегать, когда направленное развитие получают преимущественно одни звенья тела или физические качества, а другие нет).
5. План-конспект урока
План-конспект является документом оперативного планирования учебной работы по физической культуре в школе. Разрабатывается он исходя из задач и содержания четвертного плана.
План-конспект, в первую очередь, отличается детализацией задач по формированию двигательных умений и навыков, воспитанию двигательных способностей и формированию специальных знаний. Затем в него заносятся специально подобранные средства, методы и методические приемы для реализации поставленных на уроке задач; планируются параметры нагрузки и отдыха в сериях упражнений и отдельных упражнениях, а так же дополнительные, индивидуальные и домашние задания; указываются методы различных видов контроля за усвоением учебного материала и психофизическими нагрузками на уроке.
В плане-конспекте также фиксируются основные организационно-методические указания и другие примечания, ориентирующие на качественное проведение занятия.
Информация о работе Планирование процесса физического воспитания