Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 02:40, реферат
Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
1.Подвижные игры в дошкольном возрасте…………………………….
1.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста, определение подвижных игр……………………………………………………………
1.2. Понятие «подвижная игра»………………………………………….
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………...
2. Связь подвижных игр и умственного развития у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….
2.1. Понятие умственной работоспособности…………………………..
2.2. Влияние физкультурных упражнений на умственное развитие…..
Используемая литература ……………………………………………..
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое значение. Перед объявлением результатов игры руководитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий и споров игроков с судьей. Решение судьи не поддается обсуждению.
При объявлении результатов необходимо обсудить игру совместно с участниками, выявить их ошибки и указать на положительные моменты, отметить участников, хорошо исполнявших отдельные роли, а также тех, кто соблюдал правила игры и проявлял творческую инициативу.
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность должна быть не менее 6-8 мин. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.
Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе во время прогулок. В холодное время года и дождливую погоду они организуются в групповой комнате или зале.
В этом возрасте кругозор детей мал, внимание неустойчиво. Игры рекомендуется проводить простые и доступные, в которых действующие лица хорошо им знакомы: звери, птицы.
Перед тем как начать игру необходимо ознакомить занимающихся с предметами, которые будут в ней использоваться. Для того чтобы игра прошла хорошо, воспитатель должен тщательно подготовиться к её проведению: подобрать пособия и мелкие предметы, продумать, где расположить группу, и т.д.
Маленькие дети плохо усваивают правила игры, поэтому одну и туже игру можно проводить несколько раз в неделю. Целесообразно проводить игру 2-3 раза подряд, затем играть в другую, но предварительно разученную. Организуя игры с малышами целесообразно принимать во внимание степень подвижности каждого ребёнка в игре и регулировать её. Не следует проводить сразу более 2 игр. Причём одна должна быть более подвижна.
Подвижные игры во второй младшей группе в возрасте 3-4 года проводятся от 6 до 10 мин. Они зависят от содержания и характера игры, условий их проведения, количества играющих. Утром до завтрака следует использовать спокойные и радостные, малой интенсивности игры. Игры средней интенсивности следует проводить перед занятиями, требующими от детей усидчивости и концентрации внимания. Перед экскурсией и музыкальным занятием рекомендуется использовать спокойные игры. Зато после занятий, во время прогулки проводятся игры с разнообразной двигательной активностью.
Следует знать, что дети 4 лет стремятся к коллективным формам общения, любят играть одни или вдвоём со взрослым. Им нравится демонстрировать свои успехи в движениях.
В связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей игры становятся разнообразны. Основным содержанием игры остаётся воспроизведение действия животных («Кот и мыши»), птиц («Наседка и цыплята»), видов транспорта («Трамвай»), предметной деятельности людей. Большинство подвижных игр имеет развёрнутые сюжеты и обусловленные роли. В этом возрасте встречаются в играх довольно сложные движения. В играх применяются песни и рифмованные тексты.
В этом возрасте лучше воспитателю готовиться к игре используя помощь самих детей.
В средней группе (4-5 лет) продолжительность игр 8-12 мин. Игры носят коллективный характер. Усложняется взаимодействия детей в игре. Включаются игры с ловлей и увёртыванием («Гуси лебеди»). Также многие игры зависят от согласованных действий двух или нескольких детей («Найди себе пару»).
В средней группе водящего всё чаща начинают выбирать с помощью считалки.
Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил, исход игры.
В старшей группе (5-6 лет) содержание подвижных игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей. Продолжительность игр до 10 мин. В них включаются новые сюжеты и образы, которые знакомы детям из книг, рассказов воспитателей, родителей, кинофильмов. В некоторых играх отражаются действия и взаимоотношения людей разных профессий («Пожарные на учении», «Охотники и зайцы»). Правила в играх становятся сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большего внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определённом направлении). Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением.
Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры («Ловишки»), а также с элементами соревнований («Кто скорее до флажка»).
Подготовка к игре и сборы не затрудняют не воспитателей ни детей, дети достаточно самостоятельны и организованны. Они помогают создать необходимые условия для игры (подготовить инвентарь, освободить площадку). Ответственные роли выполняют сами дети.
Дети подготовительной группы 6-7 лет становятся более самостоятельными в организации подвижных игр. Им известно большое количество игр, их содержание и правила. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желанием поупражняться в том или ином виде движения. Основное время для организации подвижных игр приходится на утреннюю и вечернюю прогулки. В день проводится несколько подвижных игр. Дети 7 года проявляют высокую организованность в сборах на подвижную игру. Один из детей сообщает всем группам играющих о начале подвижной игры. Все подходят к воспитателю и игра начинается.
Воспитатель внимательно относится к творческим ролевым играм детей и старается выбрать наиболее удобный момент на переключение на коллективную подвижную игру. Игровые интересы детей в этом возрасте уже настолько устойчивы, а фабула игры обдумана, что, приняв участие в подвижной игре, ребёнок возвращается к прерванной творческой игре и с успехом развивает её дальше. Учитывая необходимость развития у детей организаторских способностей, воспитатель иногда поручает им проведение подвижной игры в начале с небольшой группой, а потом со всей группой играющих. Например («Два мороза», «Совушка», «Жмурки», «Волк во рву»).
Младший школьный возраст 7-9 лет (1-3 классы) характеризуется недостаточно развитым опорно-двигательным аппаратом в особенности мышечной системы, что не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей тяжёлых предметов. Однако в этом возрасте сердечно-сосудистая система отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создаёт благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью. Но ребёнок быстро утомляется и поэтому в ходе игры важны короткие перерывы для отдыха, так же игра не должна быть слишком продолжительной, к таким играм относятся: «День и ночь», «Вызов номеров». Так как у детей координация движений не совершенна, полезно применять игры, требующие проявления значительной точности движений «Мяч соседу», «Лиса и куры».
У детей в этом возрасте преобладает предметно-образное мышление. Подвижные игры носят, как правило сюжетный характер «Волк во рву», «Два мороза». Потребность в этом возрасте развитие речевого аппарата диктует преподавателю включение в программу игр с речитативом: «Гуси лебеди».
Объяснение игры должно быть кратким, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Сигналы в играх лучше давать не свистком, а словесными командами. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
Время игры во время урока рекомендуется распределять следующим образом. В подготовительной и заключительной части урока лучше применять игры с ритмической ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями (например, игра «Кто подходил»). В основной части урока применяются игры для развития основных физических качеств силы, выносливости, быстроты и ловкости «Два мороза», «Бой петухов» и др.
Глава 2. Связь подвижных игр и умственного развития у детей дошкольного возраста
2.1. Понятие умственной работоспособности
Умственное развитие, говорит П.Г. Саморукова 1988г.: это процесс и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и социальной среды. Успешность умственного развития при обучении определяется и тем, что оно организуется систематически по плану воспитателя и осуществляется на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения. Ведущее положение обучения среди других средств умственного воспитания определяется следующими условиями: программностью, наличием фиксированных форм обучения, охватывающих всех детей системой методов, соответствующих возрасту детей, ведущей ролью воспитателя.
Умственная работоспособность - это огромное количество разнообразных систем умственных действий, как общих, так и специальных, особенно важно формировать умственные действия широкого диапазона, применяемые при решении многих задач. К таким действиям относятся анализ, синтез, анализ через синтез, сравнение, общение, классификация. Овладение системой умственных действий как общих, так и специальных (соотнесенных с определенным содержанием знаний), обеспечивает развитие умственной активности и самостоятельности, способствует формированию гибкости и динамичности умственной деятельности (изменение способов деятельности при изменении условий задачи, поиск более рациональных способов), умение видеть явление в разнообразных связях и отношениях.
Важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма, по утверждению А.В Кенеман, является двигательная активность. От режима двигательной деятельности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешность усвоения материала по разным предметам, настроение человека. Исследования последних лет свидетельствуют о положительном влиянии повышенных двигательных нагрузок на состояние здоровья и физическое развитие дошкольников. Это влияние тем значительнее, чем младше ребенок.
Двигательная деятельность, оказывает положительное влияние на весь организм ребенка в целом: у детей повышается умственная работоспособность. И так, достаточный объем движений является важным условием нормального развития ребенка. Что же происходит в случае недостаточного двигательного режима? Врачи и гигиенисты отмечают ряд отрицательных влияний на развитие дошкольников, которые у многих проявляется в нарушениях осанки. Отметим нарушения осанки у 10,7% пятилетних детей, у 22,1% шестилетних и у 34,7% семилетних детей, эти данные приводят А.Г. Глущенко , И.И. Слепушкина, 1991г. Снижение объема движений является также причиной увеличения числа детей со значительным превышением нормального веса (от5% до 13%), отрицательно сказывается на овладение детьми двигательными умениями и навыками, полезными и доступными дошкольникам, развитии двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Нарушение двигательного режима ограничивает возможность проявления индивидуальности ребенка в играх, в быту, в учебной деятельности, в общении со сверстниками и отрицательно сказывается на его психическом развитии, усиливая, провоцируя замкнутость, застенчивость, нерешительность, неверие в свои силы и возможности. Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и, прежде всего физическая. Возрастание умственных нагрузок - фактор значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Л.А. Парамонова 1989г. считает, что шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течении всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий период жизни.
Дети, имеющие низкие объем двигательной деятельности, как показали исследования И.Г. Лебедевой (1991г.) на первоклассниках, усваивают учебный материал хуже своих возможностей и отстают от детей с нормальной двигательной активностью. Естественно, если дети активные на переменах двигаются, прыгают, бегают, это является сменой деятельности, хорошим отдыхом, повышает умственную работоспособность. Дети малоактивные не двигаются, у них ослабевает умственная работоспособность, а дальнейшая учебная деятельность еще более снижает ее и темп работы, уменьшается объем внимания, напряжение увеличивается. Все эти наблюдения могут быть отнесены и к дошкольникам особенно старшим. Достаточная физическая подготовка предполагает высокую работоспособность нервной системы, хорошая закалка помогает без особого труда, с интересом работать на занятиях, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками. Н.А. Терехова (1996г.) показала, что быстрота адаптации ребенка к школе в большей мере зависит также от степени его утомляемости на уроках. Развитие высокой умственной работоспособности детей на занятиях в детском саду облегчает их переход в школу, способствует успешному обучению. Представления о возможностях умственной работоспособности детей д/в, о целесообразной продолжительности занятий до настоящего времени не являются достаточно ясными. В литературе по данным вопросам нередко высказывается противоречивые мнения. У детей, привыкших постоянно активно работать, возрастает положительное отношение к занятиям, к их содержанию, стремление отвечать, выполнять задание самостоятельно и быстро, что убыстряет темп работы всей группы.
Наблюдения многих исследователей и педагогов (академиков И.А. Павлова и А.А. Богомольцева, педагога А.С. Макаренко и др.) дают основание утверждать, отмечает Б.Г. Макаренко, что всестороннее воспитание дошкольников содействует их полноценному развитию. Исследования подтверждают, что полноценная физическая подготовка способствует хорошей успеваемости по предметам учебного плана.
Информация о работе Подвижные игры и умственное развитие детей дошкольного возраста