Подвижные игры и умственное развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 02:40, реферат

Краткое описание

Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Содержание

1.Подвижные игры в дошкольном возрасте…………………………….
1.1. Физическое развитие детей дошкольного возраста, определение подвижных игр……………………………………………………………
1.2. Понятие «подвижная игра»………………………………………….
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………...
2. Связь подвижных игр и умственного развития у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….
2.1. Понятие умственной работоспособности…………………………..
2.2. Влияние физкультурных упражнений на умственное развитие…..
Используемая литература ……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре ПДДО-21 Головковой Е.А.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Но Л.П. Вегнер (1991г), умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его психического развития, не только подготовки к школе, но и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс, формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью, "Ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

 2.2. Влияние физкультурных упражнений на умственное развитие

Как задачу первостепенной важности Н.К. Крупская рассматривала физическое воспитание детей. Первые годы детства, - писала она, - кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тут чрезвычайно важна борьба за здоровье".

Н.К. Крупская отмечала, что физическое воспитание неразрывно связано с воспитанием других сторон личности: крепкое здоровье ребенка создает возможность для все более полного восприятия явлений окружающего мира, физическая бодрость необходима для умственного развития. В настоящее время эту идею поддерживают и разрабатывают многие ученые и педагоги. Взаимосвязь физического и умственного воспитания отмечала В.И. Логинова (1999г.). Она считает, что крепкое здоровье и полноценное физическое развитие определяют общую высокую Работоспособность, быструю приспособляемость к выполнению задач различного рода. Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей, двигательная деятельность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которое играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности, движение кистей рук, пальцев, стимулируют развитие речедвигательного центра. В связи с этим раньше и полноценнее развивается речь ребенка, а, следовательно, и его мышление. Движения активизируют работу всех анализаторных систем, то, быстрее и успешнее развиваются органы чувств. Тесная взаимосвязь физического и умственного воспитания проявляется также в развитии разнообразных видов умственной деятельности, а наиболее активно развиваются пространственные, например, ориентировки в физических упражнениях, при участии не только зрительного, но также двигательного и других анализаторов.

При проведении режимных процессов, физических упражнений, закаливания расширяется кругозор детей, они приобретают некоторые элементарные специальные знания.

Крепкое здоровье является основой активной умственной деятельности. Чтобы во время проведения занятий дети не уставали от однообразных поз, Г.И. Погудина (1996 г.) советует включать разнообразные движения. Даже на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим нужно пытаться ввести элементы движений, способствующие развитию моторики, смене положения тела и перемещению его в пространстве.

Особое внимание и индивидуальной подход нужен к робким, физически ослабленным детям. Двигательная активность детей - неотъемлемая часть физического воспитания и она должна быть в центре внимания в детском саду.

По мнению Е.Ф. Кириченко (1991г.) необходимо создавать условия для правильного физического развития детей. Она указывала, что вокруг детского сада и на участках нужно большое количество деревьев и кустарников, необходим бассейн, летний душ, специальное место для физкультурных занятий, где размещена волейбольная площадка, корзины для забрасывания мяча. Правильно и со вкусом нужно подбирать мебель. Физкультурное оборудование должно быть тщательно продумано. Регулярными должны стать беседы с родителями о роли физического воспитания, его влияния на умственное развитие.

Большое внимание физическим упражнениям и их влиянию на умственную работоспособность детей уделяет Л.А. и Б.Н. Никитины (1989г), Они отмечают, что стараясь как можно лучше подготовить к школе своего ребенка, некоторые родители устраивают дома "настоящие" школьные уроки. От полученных результатов впадают в уныние. Начинать нужно со здоровья малышей, с их физического развития. Ведь резкое ограничение подвижности ребенка в то самое время, когда он особенно нуждается в интенсивном, разнообразном, радостном движении тормозит и его умственное развитие.

Э.Я. Степаненкова (1991 г.) считает, что дети недостаточно используют двигательные навыки в играх и повседневной жизни. Разработанная ею методика позволила активизировать, мыслительную и двигательную деятельность, которая заключается в использовании "метода творческих заданий", направленного на побуждение детей к придумыванию вариантов, комбинаций движений, составлению упражнений по названию.

По H.A. Амосову - "мало упражнений в детстве не только вредит здоровью, но и тормозит психическое развитие". Движение - это первичный стимул для ума.

Двигательную активность детей характеризуют показатели ее продолжительности. А.И. Нерсесян (1996 г.) констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 часов, на двигательную активность падает лишь 27,5 % времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5% или соответственно 2 ч. 15 минут и 5 часов 45 минут.

А.И. Быкова (1978 г.) считает, что дети старшей группы довольно продолжительное время проводят сидя за столами.

Систематическое проведение подвижных игр в условиях групповой комнаты и особенно на свежем воздухе является прекрасным средством по укреплению мышц и отдыхом от нагрузки.

З.В. Мануйленко говорит о том, что подвижные игры являются любимыми играми всех детей дошкольного возраста. В этих играх дети лучше всего удовлетворяют свою потребность в движении. Хотя подвижные игры и связаны преимущественно с физическим развитием детей, но они оказывают также плодотворное влияние на все стороны личности ребенка, в том числе и на его умственное развитие.

А.В. Кенеман (1991 г.) считает, что подвижная игра - средство всестороннего развития ребенка, т.е. человека творческой деятельности. Способность человека к творческой деятельности развивается в процессе всей жизни. Деятельность, результатом которой является самостоятельное создание ребенком новых вариантов, комбинации движений, основанных на использование имеющихся у него двигательного опыта, можно рассматривать как творческую. Подвижная игра с правилами - сознательная активная деятельность детей, направленная на достижение цеди посредством точного и своевременного выполнения детьми игровых заданий, связанных с правилами. Подвижная игра содержит огромные возможности. Она, по определению П.Ф. Лесгафта, является упражнением, готовящим ребенка к жизни, и оказывает сильное воздействие на его всестороннее развитие. Увлекательность игры, ее эмоциональная насыщенность требует от ребенка определенных умственных и физических усилий.

Профессор П.А. Рудин указывает, что большинство игр содержит внешние мотивы и связано с достижением внешних целей. Игра без установки на результат не может быть названа настоящей игрой. Конечно, дети получают удовольствие от игры, но это удовольствие стоит в прямой зависимости от постижения результатов, поставленного в игре как ее цель.

Наличие мотива, направленного на постижение цели, побуждает ребенка к творческой деятельности. Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивав их в деятельности. В дошкольном возрасте, по данным Д.В. Менджериуной (1991) наблюдается ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти наиболее рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она накладывает на детей определенные обязанности. Дети выполняют в игре разнообразные роли, определенные правила. Они серьезно относятся к своим игровым задачам. При умелом руководстве воспитателя игрой он успешно формирует у детей творческую деятельность. Совместно с воспитателем дети придумывают варианты игр, новые комбинации движений, более сложные задания, новые игры. Важную роль на этом этапе играет метод творческих заданий. Входя в роль, ребенок, особенно в сюжетной подвижной игре, выполняет ее с величайшей серьезностью. А.Р. Лурия отмечает, что никакой актер не может сыграть это с такой убедительностью, как это делает ребенок. Формирование самостоятельности и творчества в решении двигательных задач, поставленных в подвижных играх, обеспечит творческий подход к любой деятельности, необходимый на современном этапе для обучения в школе.

Как указывают вышеуказанные авторы, подвижные игры в определенной степени повышают умственную работоспособность. Названную проблему мы исследовали в своей работе.

 

 

Используемая литература:

  1. Быкова А.И. Методика проведения подвижных игр в детском саду. М. 1956.
  2. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях M. 1956.
  3. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. M.1989.
  4. Вавилова Е.H. Учите детей бегать, прыгать, лазить, метать.
  5. Амосов Н.М. "Здоровье и счастье ребенка" Москва 1991 г.
  6. Кильпио Н.H. Занятия гимнастикой и подвижными играми в детском саду. Учпедгиз. 1954 г.
  7. Кириченко Е.Ф. Создание условий для правильного физического развития детей. М. 1978.
  8. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. М. Педагогика, 1980 г.
  9. Макаренко Б.Г. Физическая культура
  10. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  11. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1974
  12. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 – С.23-48
  13. Абдульманова Л.В.Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. – Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2005. – 220 с.
  14. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1993, № 9, с. 23-25.
  15. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М: Педагогика, 1978.

 

 


Информация о работе Подвижные игры и умственное развитие детей дошкольного возраста