Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 19:22, контрольная работа
Предмет коммерческого права неоднозначно понимается различными авторами. Одной из причин этого является смешение понятий коммерческой и предпринимательской деятельности. В части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция России) закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности1. Как известно, статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс Росии) подразделяет, юридические лица на коммерческие организации и некоммерческие организации2.
Понятие коммерческого права и его место в системе права…………….3
Досудебный порядок урегулирования споров в коммерческой деятельности……………………………………………………………………..11
Задача………………………………………………………………………16
Список используемых источников………………………………………18
Оглавление
Понятие коммерческого права и его место в системе права…………….3
Досудебный порядок урегулирования
споров в коммерческой деятельности………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………18
Понятие коммерческого права и его место в системе права.
Коммерческое право — это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями или с их участием при осуществлении предпринимательской деятельности.
Предмет коммерческого права неоднозначно понимается различными авторами. Одной из причин этого является смешение понятий коммерческой и предпринимательской деятельности. В части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция России) закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности1. Как известно, статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс Росии) подразделяет, юридические лица на коммерческие организации и некоммерческие организации2.
Вследствие ошибочного использования такой терминологии может сложиться впечатление, что коммерческой является любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Однако коммерческая деятельность является только одним из видов предпринимательской деятельности, поскольку получение прибыли является целью любого вида предпринимательской деятельности (строительной, аудиторской, оценочной и др.).
В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года, № 381-ФЗ, (далее – Закон о торговле) впервые на законодательном уровне определяются понятия торговли, оптовой торговли и розничной торговли. В статье 2 Закона о торговле указано, что торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; оптовой является вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности3.
Таким образом, основным критерием отграничения оптовой торговли от розничной торговли является цель использования приобретаемых товаров. Именно такой критерий применяется в Гражданском кодексе России для разграничения договоров розничной купли-продажи, согласно пункту 1 статьи 492 и поставки, в соответствии со статьёй 506 Гражданского кодекса России4.
Однако коммерческая деятельность не ограничивается актами купли-продажи товаров. С увеличением объемов производства и насыщением рынка усложняется процесс сбыта товаров. Для увеличения объема продаж требуются специальные знания и умения по осуществлению торговых операций, а также проведение маркетинговых исследований, рекламных мероприятий и т.п.
Экономическое понимание коммерческой деятельности должно быть положено в основу определения предмета коммерческого (торгового) права.
Предметом коммерческого права являются складывающиеся правоотношения в сфере оптовой торговли.
Таким образом, коммерческое право регулирует отношения по организации и осуществлению коммерческой деятельности на оптовом товарном рынке.
Торговая и торгово-посредническая деятельность хозяйствующих субъектов обособилась и выделилась в самостоятельный вид предпринимательской деятельности.
Первый и основной вид коммерческих правоотношений составляют обязательства, возникающие на основе заключенных договоров организациями-производителями с оптовыми и посредническими звеньями по закупке сырья, материалов, оборудования для нужд производства, по сбыту готовых товаров, между оптовыми и розничными торговцами по реализации товаров. К этому же виду правоотношений относятся договоры, способствующие сбыту и продвижению товаров на рынке (по доставке и транспортировке, хранению товаров, оказанию маркетинговых, информационных услуг и др.)5.
Второй вид правоотношений составляют правоотношения участников коммерческой деятельности с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации торговли, оказанию содействия торговой деятельности, которые осуществляются на договорной основе.
Функционирование российской экономики в начальный период перехода к рыночным преобразованиям показало, что устранение государства от управления экономикой чревато тяжелыми последствиями. Государственное регулирование рыночных отношений направлено на решение ряда важных задач: создание необходимых рыночных институтов, защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, поддержку и защиту отечественных товаропроизводителей, обеспечение безопасности государства и др. Государством предъявляются специальные требования к производству и обороту отдельных видов товаров (пищевым продуктам, алкогольной продукции, лекарственным средствам и др.), что вызывается необходимостью соблюдения публичных интересов. И отношения, связанные с государственным регулированием обращения товаров, которые можно обозначить как третий вид правоотношений, включаются в предмет коммерческого права.
Не менее важное значение имеют и выделяемые из разнообразных внутрихозяйственных правоотношений правоотношения по внутренней организации и управлению коммерческой деятельностью организаций.
Обособление коммерческого права от гражданского произошло уже в Средние века, когда выявилась неприспособленность гражданского права регулировать договоры купли-продажи6.
При переходе к рыночной экономике некоторыми учеными ставился вопрос о возрождении коммерческого права в качестве самостоятельной отрасли российского права, регулирующей все виды предпринимательских отношений. В учебнике по гражданскому праву коммерческое (торговое) право рассматривается как часть гражданского права, обособляемая для более глубокого изучения вопросов, относящихся к предпринимательской деятельности.
Коммерческие отношения имеют существенную специфику и большую общественную значимость. Рост торговли происходит значительно быстрее, чем рост экономики в целом, торговля дает около 20% ВВП. Не случайно около 40% иностранных инвестиций вкладываются в торговлю. Коммерческое законодательство регулирует значительный по объему массив общественных отношений.
Внутригосударственное коммерческое право тесно соприкасается с международным коммерческим правом (правом международной торговли), которое оказывает на него большое влияние.
В отличие от гражданского права коммерческое (торговое) право в качестве предмета имеет однородный и более узкий круг правоотношений, носящих возмездный характер.
Предпринимательское право изучает общие вопросы организации и осуществления предпринимательской деятельности, способы и методы государственного регулирования рыночных отношений с целью выработки рекомендаций по соблюдению баланса публично-правовых и частноправовых интересов. Между тем отношения в сфере коммерческой деятельности нуждаются в особых правилах регулирования, учитывающих функциональные особенности субъектов торговой деятельности7.
При осуществлении купли-продажи товаров производители товаров и торговцы учитывают требования финансового права о налогообложении торговых операций. В статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс России) содержится понятие реализации товаров, которая выступает в качестве объекта налогообложения, согласно статье 38 Налогового кодекса России8. Соблюдение требований законодательства о заключении и определении содержания договора является основанием для признания налоговыми органами обоснованными соответствующих расходов в целях налогообложения. Тесная связь коммерческих договоров и налоговых обязательств заключается в том, что заключение коммерческих договоров влечет возникновение не только частноправовых, но и публично-правовых обязательств по уплате налогов. При выборе заключаемого договора предпринимателю важно учесть и требования налогового законодательства9.
Достаточно тесные связи существуют у коммерческого права с административным и уголовным правом, поскольку изучение правомерной коммерческой деятельности, особенностей оборота различных видов товаров в коммерческом праве сопряжено с выявлением нарушений законодательства, влекущих административную и уголовную ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – Кодекс об административных правонарушениях) включено достаточно много составов правонарушений, влекущих административную ответственность, например, статья 14.2 - незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограниченна; статья 14.4 - продажа товаров с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил; статья 14.24 - нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле и другие10. За наиболее тяжелые правонарушения, признаваемые преступлением, установлена уголовная ответственность, например, статья 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – Уголовный кодекс России) - производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, и другие11.
Следует отметить, что коммерческое право имеет тесные связи не только с юридическими, но и с экономическими науками (менеджментом, маркетингом), прежде всего с логистикой.
Возникшие в период экономического кризиса в зарубежных странах идеи интеграции снабженческо-производственных и распределительных систем, в которых увязывались бы функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, транспортировались затем в логистический подход к управлению материальными потоками и созданию науки логистики.
Менеджмент в качестве управленческой деятельности по эффективному достижению поставленных целей организации основывается на требованиях законодательства. В свою очередь, организация производства и внутрифирменной системы снабжения и сбыта, планирование поставок являются составной частью всего управленческого процесса в организации12.
С развитием различных видов рыночных отношений наблюдается тенденция к передаче государством части своих полномочий по регулированию деятельности отдельных субъектов общественным объединениям предпринимателей. Образованные в торговом сообществе различные общественные объединения начинают оказывать заметное влияние на коммерческую деятельность и способны решать задачи по организации и контролю за деятельностью участников товарного обращения.
Так, в Законе о торговле торговли установлены формы участия некоммерческих организаций поставщиков и торговцев в формировании и реализации государственной политики в области торговли.
Так, некоммерческие организации вправе:
- принимать участие в
разработке проектов
- участвовать в анализе показателей развития торговли на территориях субъектов Федерации и муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Федерации, муниципальных образований;
- в распространении российского и иностранного опыта в области торговли;
- предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
- разрабатывать для органов
государственной власти и
Досудебный порядок урегулирования споров в коммерческой деятельности.
Досудебный порядок урегулирования спора – это процедура по ведению переговоров по тем или иным договорным отношениям или иной деятельности, направленная на разрешение возникших споров между участниками гражданских правоотношений13.
В определенных ситуациях, вытекающих из договорных правоотношений, досудебный порядок урегулирования спора является обязательной стадией разрешения спора, так как он напрямую предусмотрен законом, в частности статьями 450-453 Гражданского кодекса России14.
У граждан или организаций в ходе осуществления той или иной деятельности могут возникать ситуации, когда необходима помощь специалиста по правовому урегулированию возникшего конфликта (медиатор). Привлечение юриста в данной ситуации позволит намного ускорить процесс ведения переговоров и достижения результата, а также будет способствовать разработке схемы дальнейших действий в соответствии с требованиями законодательства15.
Подобный способ урегулирования спорной ситуации является наиболее оптимальным для сторон, поскольку не сопряжен с обращением в суды, государственные органы исполнительной власти и не связан с преждевременным и неоправданным несением больших судебных расходов по ведению судебного процесса, а также позволяет решать вопросы в более короткие сроки. Юридические и адвокатские услуги по ведению дел в суде достаточно дорогая услуга, в виду ее трудоемкости, сложности споров, а также продолжительностью занятости по делу. Привлечение специалиста для решения конфликта мирным путем до рассмотрения спора в судебном порядке, как показывает практика, позволяет снизить затраты для клиента16.
Информация о работе Понятие коммерческого права и его место в системе права