Понятие, цели и задачи спортивной подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 12:13, реферат

Краткое описание

Здоровье населения России – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые можно охарактеризовать рядом неблагоприятных факторов. Неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек, изменение направления социально – экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Понятие, цели и задачи спортивной подготовки…………………….…..4
Спортивная подготовка в системе физического воспитания и его структура…………………………………………………………………....5
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 30.23 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………….......3

  1. Понятие, цели и задачи спортивной подготовки…………………….…..4
  2. Спортивная подготовка в системе физического воспитания и его структура…………………………………………………………………....5

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

 

Введение

 

Здоровье населения России –  высшая национальная ценность, и возрождение  наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Современное  состояние общества, темпы его  развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Человек  вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые  можно охарактеризовать рядом неблагоприятных  факторов. Неудовлетворительное состояние  окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение  вредных привычек, изменение направления  социально – экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности.

Осознавая всю важность физического  воспитания подрастающего поколения, в настоящее время одним из стратегических направлений образования  в России является проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации  в целом.

Процесс физического воспитания, как  любой целенаправленный и организованный процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при  обучении и воспитании. Вместе с  тем в нем действуют специфические  закономерности, присущие, в частности, процессу формирования двигательных умений и навыков и связанных с  ними знаний или воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Эти закономерности находят свое отражение в принципах  методики  физического воспитания.

 

 

 

 

 

1. Понятие, цели и задачи спортивной физической подготовки

Спортивная подготовка представляет собой процесс физического воспитания и образования во многих областях и формах общественной жизни. Спортивная подготовка, в рамках которой сложились  разнообразные формы осуществления  и организации, начинается с дошкольного  физического воспитания в яслях  и детских садах; прежде этот процесс  было принято делить по принципу возрастных групп (детский и юношеский спорт, спорт взрослых), теперь же в большинстве случаев деление осуществляется в зависимости от целей спортивной деятельности. При этом следует особо отметить три различные и вместе с тем тесно взаимосвязанные области спортивной подготовки:

1. Спортивная подготовка как  составная часть общеобразовательной  подготовки.

2. Спортивная подготовка как  активный отдых и форма организации  досуга в соответствии с принципами  физической культуры (рекреация).

3. Спортивная подготовка как  процесс систематических упражнений  и тренировки в целях достижения  максимального спортивного результата (соревновательный спорт).

Функция общей цели спортивной подготовки состоит в том, чтобы свести воедино  основные социальные требования к спортивной подготовке как фактору физического  развития и совершенствования. В  результате этого спортивная подготовка в целом получает общую ориентацию, которой подчиняются все частные  цели.1

Спортивная подготовка — это  целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее  направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую  степень его готовности к спортивным достижениям.

Целью спортивной подготовки – является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психологической подготовленности, обусловленных спецификой избранного вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов соревновательной деятельности.

Основные задачи, решаемые в процессе спортивной подготовки:

1) освоение техники и тактики  избранного вида спорта;

2) обеспечение необходимого уровня  развития двигательных качеств,  возможностей функциональных систем  организма, несущих основную нагрузку  в избранном виде спорта;

3) обеспечение необходимого уровня  специальной психической подготовленности;

4) приобретение теоретических знаний  и практического опыта, необходимых  в успешной тренировочной и  соревновательной деятельности;

5) комплексное совершенствование  и проявление в соревновательной  деятельности различных сторон  подготовленности спортсмена (интегральная  подготовка).2

Указанные задачи в наиболее общем  виде определяют основные направления  спортивной подготовки, имеющие самостоятельные  признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую и интегральную. Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные задачи подготовки, которые будут рассмотрены далее.

 

2. Спортивная подготовка в системе физического воспитания и его структура

Система физического воспитания включает в себя общую и специальную  физическую подготовку, которые, будучи включены в целостную систему  физического воспитания, взаимно  дополняют друг друга, но отличаются рядом признаков.

Общая физическая подготовка это неспециализированный или мало специализированный процесс  физического воспитания, содержание которого нацелено на то, чтобы создать широкие общие предпосылки физического развития.

Специальная физическая подготовка это  уже углубленная часть физического  воспитания, специализированного применительно  к особенностям деятельности человека, ею занимающегося – то есть профессиональной, спортивной, избранной в качестве объекта углубленной физической специализации. Поэтому результат  физической подготовки обозначают термином «общая физическая подготовленность», а результат специальной –  «специальная физическая подготовленность». Оба эти термина подчеркивают конкретно-прикладную роль физического  воспитания, практическое значение в  подготовке человека к выполнению определенных социально предусмотренных функций.

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование  знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается  по двум направлениям, имеющим различную  целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между  ними не существует из-за естественного  перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой»  и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере  массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и  активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально  высоких результатов в соревновательной деятельности. 3

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей  является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический, психический, интеллектуальный и интегральный элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта. Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости. Также она необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика - это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика - это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный «бросок» из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

Активная тактика - это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве - в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте, плавании и др.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.4

Под психической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психическая подготовленность по своей  структуре неоднородна. В ней  можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую  и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана  с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной  цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску  в сочетании с обдуманностью  решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность  управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической  подготовленности спортсмена следует  выделить те стороны, которые можно  совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

- устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

- кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

- способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

- способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

- способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Интеллектуальная подготовка направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов.

Интеллектуальные способности - это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения  и спортивной деятельности, но и  способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

Информация о работе Понятие, цели и задачи спортивной подготовки