Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:05, контрольная работа
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает
достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятиефизическими
упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества,именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться вобразовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в деловоспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебныезаведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы,способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную иналаженную методику обучения и воспитания студентов.
ВВЕДЕНИЕ 3
I Глава: ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………………………4
II Глава:СПЕЦИФИЧИСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………5
IIIГлава: МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….... 13
Список литературы……………………
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
(РГТЭУ)
ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Физическая культура
на тему
Принципы и методы обучения и воспитания в сфере физической культуры.
Выполнена: студенткой курса I группы 1.700
Очной формы обучения
специальности 100700 «Торговое дело», профиль «Логистика в торговой деятельности
Пуряховской Яной Константиновной
Руководитель
Отметка о допуске к
защите ______________________________
« »_______________ 2012 г.
______________________________
Южно-Сахалинск
2012г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
I Глава: ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………
II Глава: СПЕЦИФИЧИСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………
III Глава: МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………... 9
ЗАКЛЮЧЕНИе……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает
достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими
упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями.
Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет.
Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.
Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высоко профессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам.
Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.
Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопос- тааления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них.
Это, отправные положения, определяющие общую методику процесса ФВ.
1. Принцип сознательности
и творческой активности раскры
- формировать осмысленное
отношение и устойчивый
- стимулировать сознательный
анализ, самоконтроль и рациональное
расходование (использование) сил
при выполнении физических
- воспитывать инициативность,
самостоятельность и
Согласно теории деятельности активность человека зависит от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий как знание, мотивация, потребность, интересы и цели.
2. Принцип наглядности предполагает включение органов чувств в процессе познания при формировании представления о разучиваемом действии, при анализе возникающих ошибок.
а) зрительная наглядность – демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов на этапе начального разучивания и анализ в записи собственного исполнения на этапе совершенствования двигательного действия.
б) звуковая наглядность – в виде различных звуковых сигналов, команд для уточнения временных и ритмических характеристик двигательных действий.
в) двигательная наглядность – наиболее специфическая для ФВ направляющая помощь и проведение по движению.
3. Принцип доступности и индивидуализации обучения требует учета готовности занимающихся (интеллектуальной, психологической, физической) к выполнению задания. Суть этого принципа в области ФВ раскрывают следующие положения:
- определять меру допустимого (программно-нормативная и индивидуальная доступность);
- не завышать посильную меру нагрузок.
Одно из решающих методических условий доступности – это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается правилами: от известного к неизвестному; от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному; от легко к трудному.
Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются: 1) объективные показатели (показатели здоровья, функциональные пробы, кардиограммы и др. показатели тренированности; 2) субъективные показатели (сон, аппетит).
II Глава
СПЕЦИФИЧИСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Принцип систематичности (непрерывности) процесса ФВ
Предполагает непрерывность процесса ФВ и оптимального чередования нагрузок с отдыхом.
Необходимость относительной
непрерывности тренировочных
1) закономерностями адаптации
к физическим нагрузкам (
2) дидактическими соображениями,
связанными с необходимостью
повторного упражнения для «
2. Принципы системного чередования нагрузок и отдыха
Системное чередование нагрузок и отдыха является важным положением, от которого зависит суммарный эффект (кумулятивный).
Умело оперируя различными вариантами отдыха между занятиями, а также величиной и характером нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с достаточно большой напряженностью.
Различают ординарный
(полный) отдых, обеспечивающий
Учитывая гетерохронность восстановления отдельных сторон так варьировать средствами, чтобы не было ни каких отрицательных последствий, а достигался бы положительный эффект.
Для контроля величины физической нагрузки, следует учитывать следующие компоненты:
1) продолжительность упражнения (длина отрезка);
2) интенсивность упражнения (скорость передвижения);
3) продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
4) характер отдыха (другие виды деятельности);
5) число повторений упражнения (для циклических упражнений);
6) координационная сложность упражнения (для спортивных игр);
7) количество игроков (для спортивных игр);
8) размер площадки (для спортивных игр).
3. Принцип динамичности или постепенного повышения требования (постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий – ТМФВ)
Данный принцип предполагает
необходимость систематического повышения
требований к проявлению у занимающихся
двигательных и психических функций
за счет повышения сложность заданий
и увеличения нагрузок. Развитие физических
качеств возможно лишь при условии
повышения требования к функциональной
деятельности организма человека. В
основе развития тех или иных физ.
качеств лежат специфические
адаптационные перестройки
Что касается технического
совершенствования или
4. Принцип адаптированного
сбалансирования динамики
Разработаны три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов ФВ.
1. Суммарная нагрузки
должна быть такой, чтобы не
вызывала негативных состояний
и ухудшения состояния
2. По мере адаптации необходимо ввести очередное увеличение суммарной нагрузки.
3. Использование суммарных
нагрузок предполагает на
Можно выделить две формы
динамики повышения суммарной нагрузки:
ступенчато повышающуюся, волнообразно-восходящую
и возможна третья форма – линейно-повышающаяся,
но на небольшом временном
5. Принцип циклического построения занятий
Процесс ФВ предполагает повторение целей и задач на каждом этапе циклов.
Различают три вида циклов: микроцикл – приравниваются к недели - двум неделям; мезоцикл (месячно), включают в себя от 2-х до 6-ти микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; и макроциклы (годичные).
Это позволяет специалистам ставить задачи и решать их в учетом и в рамках завершенных циклов.
6. Принцип возрастной адекватности направлений ФВ
Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность ФВ в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. в соответствии со сменяющимися периодами онтогенеза и особенно периодами возрастного физ.развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). При построении дошкольного и школьного ФВ необходимо учитывать наиболее благоприятные (чувствительные) (сенситивные) периоды (временные зоны) для развития тех или иных физ.качеств.
Изложенные принципы отражают
различные закономерности и стороны
целостного процесса ФВ. Ни составляют
единство принципиальных методических
положений взаимно
Существуют другие версии
интерпретации понятий
III Глава
МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.
Физические упражнения – это двигательные действия, при выполнении которых решаются задачи физического воспитания.
Оздоровительные силы природной
среды и гигиенические факторы
(солнечная радиация, свойства воздушной
и водной среды и пр.) служат средствами
укрепления здоровья, закаливания и
повышения работоспособности
Физические упражнения в
сочетании с естественными
Информация о работе Принципы и методы обучения и воспитания в сфере физической культуры