Принципы и методы обучения и воспитания в сфере физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает
достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятиефизическими
упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества,именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться вобразовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в деловоспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебныезаведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы,способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную иналаженную методику обучения и воспитания студентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I Глава: ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………………………4
II Глава:СПЕЦИФИЧИСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………………………5
IIIГлава: МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ………………………... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….... 13
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат принципы и методы обучения и воспитания в сере физкультуры.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

В процессе физического воспитания применяются общепедагогические и  специфические методы.

I. Метод регламентированного упражнения

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

  1. В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
  2. В возможно точном дозировании нагрузки, управление ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки.
  3. В создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контролю за ее воздействием).

         Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие качеств и способностей.

           Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных  вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе воспитания.

Несмотря на все достоинства  и разнообразия методов строго регламентированного  упражнения, в них, по сути, воплощается  лишь одна из главных методических линий в процессе физического  воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения.

II. Игровой метод 

Значение игры как многообразного общественного явления выходит  далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув  на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом  развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в  сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом  следующие черты.

«Сюжетная» организация. Деятельность играющих организуется в  соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается  достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно  заимствуется, либо специально создается, исходя из потребностей физического  воспитания, как условная схема взаимодействия играющих, что характерно для современных  спортивных игр.

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный  характер деятельности.

Возможность достижения игровой  цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша:

 

  1.  Широкая самостоятельность действий, высокие требования к инициативе, находчивости, ловкости.
  2. Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность.
  3. Вероятное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав, так и степень их влияния на занимающихся.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения  движениям или избирательного воздействия  на отдельные способности, сколько  для комплексного совершенствования  двигательной деятельности в усложненных  условиях.

 

 III. Соревновательный метод.

Соревнование, подобно игре, относится к числу широко, распространенных общественных явлений. Оно имеет  существенное значение как способ организации  и стимулирования деятельности в  самых различных сферах жизни  – в производственной деятельности и конечно в спорте.

Соревновательный метод  в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой  форме.

Основная определяющая черта  соревновательного метода – сопоставление  сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого  метода.

Фактор соперничества  в процессе состязаний, а также  условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и  физиологический «фон», который  усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному появлению функциональных возможностей организма.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и в общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод  характеризуется также унификацией  предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.

IV. Словесный и сенсорный методы.

Словесные и сенсорные  методы – методы использования слова  и чувственной информации.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может  быть использовано и выражено в форме:

-  рассказа, беседы, обсуждения;

-  инструктажа (разъяснения задания);

-  сопроводительного пояснения (комментарии по ходу выполнения);

-  указаний и команд (в повелительном наклонении);

-  оценки (текущая коррекция выполнения);

-  словесного отчета и взаимопояснения;

- самопроговаривания стержневых установок выполнения (например, «сильнее», «держать» и др.

   Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность: в физическом воспитании, наряду с визуальным восприятием, включает слуховые и мышечные ощущения, что позволяет создание более полной картины выполнения движений, действий, деятельности в целом.

Формы реализации сенсорных  методов:

-  показ упражнения;

-  демонстрация наглядных пособий;

-  использование моделей и макетов;

-  кино- и видео- демонстрации;

-  избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с использованием аппаратурных устройств и методик.

В состав сенсорных методов  входят:

-  метод направленного «прочувствования» движения (с акцентом на основе или каких-либо деталей техники);

-  метод ориентирования (введение в задание дополнительных ориентиров);

-  методы лидирования и текущего программирования (видео-, звуко- лидеры и пр.).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Непосредственной целью  физического воспитания является содействие гармоническому развитию растущего  организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка учащихся.

Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как  полноценная.

Каждый из принципов обучения был рассмотрен отдельно только для  удобства изложения. В реальном же процессе обучения принципы дидактики, примененные  отдельно друг от друга, своего назначения не оправдывают, так как процесс  обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Так, сознательность обучения обязательно предполагает активность занимающихся. Доступность в обучении обеспечивается наглядностью и систематичностью. Систематичность прохождения учебного материала содействует его прочному усвоению.

Метод в науке и практике - это путь к определенной цели. Методы в обучении - это способы (пути) взаимосвязанной  деятельности педагога и учащихся, направленные на решение задач обучения. Все методы обучения в физическом воспитании дополняют друг друга, иногда ими пользуются одновременно, так  как ни один из них не может быть признан универсальным.

В тех случаях, когда действия педагога еще не обеспечивают окончательного педагогического результата (например, оказание помощи подталкиванием), они  являются методическими приемами обучения.

C помощью физических упражнений  можно познать основные закономерности  движений человеческого тела  и посторонних предметов. Физические  упражнения позволяют разносторонне  овладеть всеми характеристиками  движений, научиться их оценивать  и сопоставлять; научиться выделять  отдельные движения тела и  его частей и создавать новые  двигательные акты; использовать  в жизни умения управлять амплитудами,  направлениями, скоростями и усилиями  движений. Физические упражнения  воспитывают культуру движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Вопросы физического воспитания студентов [Текст]:[сборник]/ЛГУ, Кафедра физического воспитания.-Л.:Издательство ЛГУ. Вып. 11:/[М. Е. Глыбовский, Э. Б. Петров, А. Н. Потанин и др.].-1977.-135, [1] c.:ил. .-0.71
  2. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. Ю.Д.Железняка. – М.: Издат. центр «Академия», 2002.
  3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2000.

 


Информация о работе Принципы и методы обучения и воспитания в сфере физической культуры