Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:21, реферат
Труд, познание, общение. Важнейшие области человеческой
жизнедеятельности. Мы часто говорим о них, анализируем. Но если задуматься, то обнаружится одно любопытное явление. Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способом познания мира мы также овладеваем длительное время, а вот общению человек не учится целенаправленно никогда и нигде. Нет у нас такой школы, в который учили бы словесному искусству общения. Конечно, опыт общения приобретается человеком и в ходе труда, и в познавательной деятельности. Но, увы, этого мало. Многие серьезные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.
1. Введение
2. Взаимодействие «учитель-ученик» в образовательном процессе
2.1. Сущность педагогического взаимодействия
2.2. Стили педагогического взаимодействия
3. Стили педагогического общения
4. Отношение педагога к своим учащимся
5. Проблема дистанции
6. Вывод
7. Список литературы
Высшего профессионального образования
«Орловский государственный
Проблема дистанции общении педагога и учащегося.
Студентки 15гр. ЗО
Богатченко Екатерины Владимировны
План:
Введение
Труд, познание, общение. Важнейшие области человеческой
жизнедеятельности. Мы часто говорим о них, анализируем. Но если задуматься, то обнаружится одно любопытное явление. Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способом познания мира мы также овладеваем длительное время, а вот общению человек не учится целенаправленно никогда и нигде. Нет у нас такой школы, в который учили бы словесному искусству общения. Конечно, опыт общения приобретается человеком и в ходе труда, и в познавательной деятельности. Но, увы, этого мало. Многие серьезные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом –
профессиональная
Содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение с учащимися. Каждые день он решает комплекс коммуникативных задач. В центре внимания – основополагающее общение «учитель-учащийся», задающее тон всей системе педагогического взаимодействия. Эффективность любой деятельности, организуемой учителем на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональным контактом с учащимися, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений.
Общение выступает важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Ведь воспитывать человека – значит не только воздействовать не его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми.
Общение в школе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакт между людьми. Любой вид общения в паре «учитель-учащийся», независимо от ситуации, является воспитывающим.
2. Взаимодействие «учитель-ученик» в образовательном процессе
Современная педагогика меняет свои
ведущие принципы. Активное одностороннее
воздействие, принятое в авторитарной
педагогике, замещается взаимодействием,
в основе которого лежит совместная
деятельность педагогов и учащихся.
Его основными параметрами
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь [7].
Важнейшей характеристикой личностной
стороны педагогического
Под прямым воздействием понимается
непосредственное обращение к ученику,
предъявление ему определенных требований
или предложений. Специфика деятельности
педагога обусловливает необходимость
использования именно этого вида
взаимодействия. Однако постоянное вмешательство
в мир ученика может создавать
конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения
педагога и учащихся. Поэтому в
некоторых случаях более
При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками.
Как отмечает В.А. Сластёнин, педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества [6; с. 206].
Личностные и ролевые
Функционально-ролевая сторона
взаимодействия педагога с учащимся
обусловлена объективными условиями
педагогического процесса, например
контролем результатов
Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.
Воздействие педагога на ученика может
быть преднамеренным и непреднамеренным.
В первом случае оно осуществляется
по целевой программе, когда педагог
заранее моделирует и планирует
ожидаемые изменения. Педагог, намеренно
или ненамеренно предлагая
Механизмами преднамеренного влияния
являются убеждение и внушение. Убеждение
выступает как метод
Убеждение - это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации.
Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования учителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той или иной информации.
Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.
С внушением тесно связано
Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение. Именно обобщенное подражание не является полным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие. При таком подражании заимствуются лишь общие идеи. Оно требует значительно большей сообразительности и находчивости, зачастую связано с самостоятельной и творческой деятельностью, представляя его первую ступень. В ходе развития личности возрастает самостоятельность и уменьшается подражание.
Следует обратить внимание на то, что
категория педагогического
Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися.
line-height: 18pt;">
Наиболее общая задача педагогической
деятельности в образовательном
процессе состоит в создании условий
для гармоничного развития личности,
в подготовке подрастающего поколения
к труду и иным формам участия
в жизни общества. Она решается
организацией личностно развивающей
среды, управлением разнообразными
видами деятельности воспитанников
и построением правильного
В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное [5; с. 19-21].
1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ребенок).
Педагога как субъекта педагогической
деятельности характеризуют целеполагание,
активность, педагогическое самосознание,
адекватность самооценки и уровня притязаний
и т. д. В этой ситуации ребенок
выступает как исполнитель
2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.
Куркина Е.В. выделяет следующие модели общения педагога [4]:
Информация о работе Проблема дистанции общении педагога и учащегося