Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились.

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

      Например, в бадминтоне: ударом ракетки послать волан  в направлении к партнеру, а при возвращении волана – отбить; в волейболе: броском от груди послать мяч тем же приемом на  другую сторону сетки; получая мяч от партнера, не отбивать его, а лишь ловить, снова повторить такой же прием броска.

     Большое значение  имеет использование в режиме  дня различных спортивных игр  и упражнений в комплексе. В  комплекс включают упражнения, разные по двигательному содержанию, уровню усвоения и технической сложности. Разнообразие движений в них способствует улучшению общей физической подготовки детей. Использование упражнений с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом. В таких условиях педагог может уделить больше внимания контролю за более сложными упражнениями в то время как другие дети будут самостоятельнее в простых.

   При комплексном использовании  легче удовлетворить индивидуальные  склонности детей и сделать  их интересы более разнообразными.

     Спортивные игры и  упражнения преимущественно проводятся  на свежем воздухе. Поэтому,  подбирая их, следует учитывать  сезонные, погодные условия. Так,  в теплое время года отдается  предпочтение спортивным упражнениям  и играм с мячом, бегу ( умеренному, быстрому, на выносливость), играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой_ катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Подбирая развлечения к тому или иному периоду дня, следует помнить о педагогических задачах, которые надлежит решить в предстоящем периоде, а также о физических нагрузках предыдущего.

Место спортивных игр и упражнений в режиме дошкольного учреждения.

Спортивные игры и упражнения в  дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня.

      Утром, принимая  малышей, можно привлечь к развлечениям  небольшие группы детей в зависимости  от их состояния. Дети, которые  рано встают и пешком идут  в детский сад, достаточно бодры,  с удовольствием выполняют определенные  движения. А те , которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно.

     Утром нецелесообразно  использовать спортивные игры  и упражнения, вызывающие сильное  эмоциональное возбуждение или  требующие больших затрат физической  энергии. Это будет истощать  детей, снизит их возможности  в овладениями знаниями, навыками и умениями на занятиях.

       Это нужно учитывать  и при подборе упражнений для  вечернего времени, ведь вечером,  через 2-3 часа после дневного  отдыха, работоспособность детей  начинает снижаться. Но и не  сразу после сна, так как   дети ещё вялые, поэтому нагрузку  следует повышать постепенно, используя  например, комплексы коррегирующей гимнастики.      На дневной прогулке  можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр.

       В начале прогулки  спортивные игры и упражнения  проводить не желательно. Тут  целесообразно отдать предпочтение  наблюдениям, чтобы сосредоточить  внимание детей, которые ещё  не увлеклись играми.

       В дни когда нет физкультурных занятий на воздухе, можно использовать пешие переходы, создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям.

Общие положения руководства спортивными  играми и упражнениями.

Решающая роль в руководстве  спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники  не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные  программой. Им нужна помощь воспитателя  в освоении техники и элементов  тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно  должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр.

   Насыщение режима дня  детей разнообразными средствами  физического воспитания при широком  использовании подвижных игр,  спортивных упражнений, развлечений  – неотъемлемая часть повседневной  воспитательно-образовательной работы. Нужно на практике реализовать требования программы по обучению детей спортивным упражнениям, элементам спортивных игр.

    Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой,  искреннее  стремление привить ребятам любовь  к физической культуре благотворно  влияют на них. Очень важно  создать для развлечений условия,  отвечающие гигиеническим и педагогическим  требованиям: наличие свободного  места, свежего воздуха, нужного  оборудования и свободный доступ  к нему, удобной одежды и обуви.

      Для некоторых  развлечений (например, бросание  палки-биты в «городках») выбирают  отдельное место на площадке, так как движения детей могут  быть опасны для окружающих.

   Утром, на прогулках воспитатель  организовывает ребят для участия  в спортивных играх и упражнениях  так, чтобы не препятствовать  их личным замыслам в игровой  деятельности. Поэтому не рекомендуется  громко звать детей для участия  в развлечениях. Повинуясь оклику  воспитателя, они оставляют свои  дела, что разрушает их творческие  замыслы.

 Если же сюжет творческих  игр детей начинает угасать,  а действия становятся бесцельными,  можно с большой настойчивостью  привлечь всех к развлечениям.

     Руководя играми и  упражнениями, воспитатель использует  общеметодические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка.

   При этом следует все  время поддерживать эмоциональный  подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут  задержать начало развлечения,  которое дети с нетерпением  ждут, и, таким образом, охладить  их желание. Всяческая поддержка  эмоционального настроя ребят  побуждает их к более энергичному  выполнению движений, действий.

     Из этих соображений  объяснение и показ уместны  до начала деятельности лишь  в той мере, от которой зависят  начальные действия участников, а затем в процессе деятельности  можно дополнительно давать советы  или указания.

   С детьми 4-5 лет воспитатель  – непременный участник развлечений,  особенно в том случае, если  действия незнакомы малышам. Старшим  дошкольникам педагог помогает  начать развлечение, распределить  роли,  договориться о действиях,  о порядке их выполнения, а  потом уже наблюдает за ходом  развлечения и вмешивается только  при необходимости. Проводя спортивные  упражнения с техническими усложнениями, воспитатель должен все время  принимать участие в них.

    Организовывая игры и  упражнения с детьми младшего  дошкольного возраста, воспитатель  побуждает их лучше выполнять  действия. Воспитанников этой возрастной  группы привлекает не роль  победителя, а само действие. Воспитатель  в каждом случае словесно поощряет  всех, кто правильно выполнил  действия.  Педагог следит , чтобы дети не переутомлялись. Необходимо учитывать, что физическая нагрузка действует на весь организм и вызывает изменение как в физиологическом, так и в психическом состоянии.

Руководя педагогическим процессом, воспитатель не может применять  точных методов контроля за физическим и психическим состоянием детей. Однако он довольно оперативно может  подсчитать частоту пульса и дыхания, что ориентировочно просигнализирует о приближении усталости или  недостаточности нагрузки. Пульс  подсчитывается за 10 с и множится на шесть, а дыхание – за 30 с и множится на два.

    Внимательно наблюдая  за внешними признаками физиологического  состояния, замечаем отрицательные  изменения его от переутомления.  Об этом, например, свидетельствует  покраснение или побледнение  кожи лица, появление на лице  и на волосах ребенка пота, заметная отдышка. Проникая в  психику, переутомление приводит  к тому, что исчезает интерес,  ослабляются выдержка и внимание.

   Вследствие переутомления  детей ухудшается регулирующая  роль высшей нервной системы.  Внешне это выражается в утрате  точности движений, деавтоматизации уже сформированных навыков, ухудшении пространственной ориентировки. В жаркую погоду тренировочный процесс должен быть короче , чем в прохладную, поскольку организм из-за большой теплоотдачи быстрее теряет влагу.

   В начале обучения определенному  виду спорта, когда у детей  совсем ещё нет необходимых  умений , длительность процесса должна быть ограниченной, так как при освоении нового дети затрачивают много лишних усилий, и это быстро истощает их. Тут следует ограничиться упражнениями в пределах 10 минут с накоплением умений затраты энергии можно регулировать за счет знакомого: упражняясь, дети повторяют один-два знакомых элемента спорта, а новый, например, один элемент техники. Благодаря этому можно повысить нагрузки, увеличивая продолжительность упражнений. Постепенно она увеличивается до 20 минут для детей шестого года жизни с короткими паузами на отдых .

                Планирование спортивных игр и развлечений.

Обучение детей спортивным упражнениям  и элементам спортивных игр в  основном проводится на физкультурных  занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились  играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок .

В каждом плане на неделю для закрепления  необходимо планировать несколько  видов спортивных игр и упражнений. В зависимости от погодных условий, наличия спортивного инвентаря, степени овладения детьми той  или  иной спортивной игрой и упражнениями воспитатель распределяет на все  прогулки недели (утренние и вечерние). В одних случаях дети могут  упражняться в нескольких видах  игр, например: одни катаются на самокатах, другие играют в настольный теннис и бадминтон, а затем они меняются местами. В других случаях на прогулке планируется только один вид спортивных игр, например игра в городки. При  этом дети должны играть только в присутствии  воспитателя.

   К участию в спортивных  играх и упражнениях воспитатель  вначале  привлекает тех детей,  которые недостаточно освоили  упражнения на физкультурных  занятиях. В дальнейшем нужно  стремиться к тому, чтобы активно  действовали все. Дети должны  не только овладеть элементами  спортивных игр, но и знать  их основные правила, название  частей используемого спортивного  инвентаря, уметь ухаживать за  ним. 

  Стоит так планировать игры  на каждый день, чтобы в комплексе  они составляли разнообразную  по двигательному содержанию деятельность.

Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений- от выбора до её окончания- зависит от психологической готовности взрослого к этой  деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Но одна из главных задач руководителя – суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт  или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие  к педагогу, который может войти  в детский мир игры, оставаясь  справедливым и авторитетным судьей.

   Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те  качества, которые притягивают детей,  вызывают их симпатию и уважение  к взрослому, а иногда являются  главным мотивом участия в игре.

Езда на самокате.

Езда на самокате – упражнение, привлекательное для дошкольников. Ребенок осваивает движения также  под руководством и контролем  взрослого. Ребята должны отталкиваться  попеременно как правой, так и  левой ногой; катиться, поставив обе  ноги на платформу. Важно, чтобы самокат  был по росту ребенка, чтобы не создавались неблагоприятные условия  для нарушения осанки, искривления  позвоночника.

Катание на велосипеде.

Катанию на двухколесном велосипеде можно обучать детей с 3-4 лет, научив прежде кататься на трехколесном велосипеде. Эта работа проводится на асфальтовом  покрытии в теплое время года. Катание  на велосипеде оказывает сильное  воздействие на сердечно-сосудистую , дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

                             Подготовительные упражнения:

1.Учить детей  водить  трехколесный велосипед, держа  его за руль двумя руками.

Информация о работе Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста