2.2Средства и методы
ППФП.
Средствами ППФП выступают физические упражнения, соответствующие
особенностям конкретной профессиональной
деятельности и имеющие значительные
преимущества в сравнении с трудовыми
движениями.
Подбор средств и методов ППФП практически
неограничен, что позволяет применять
оптимальные нагрузки, дозировать их с
учетом индивидуальных особенностей занимающихся
и достигать большего, чем при труде, тренировочного
эффекта.
Средства ППФП распределяются по их направленности:
- развитие профессионально важных физических
способностей;
- воспитание волевых и других психических
качеств;
- формирование и совершенствование профессионально-прикладных
умений и навыков;
- повышение устойчивости организма
к неблагоприятным воздействиям внешней
среды.
В практике ППФП широко применяются упражнения
профессионально-прикладной гимнастики
(упражнения без предметов и с предметами,
.на гимнастической стенке, скамейке, лестнице,
канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых
видов спорта, как легкая атлетика, лыжный
спорт, плавание, спортивные игры и другие;
туризм; специальные упражнения на различных
тренажерах и тренажерных устройствах,
специализированные полосы препятствий
и пр.
Формы занятий по ППФП. В средних
специальных и высших учебных заведениях
преимущественно используются следующие
формы:
- академические учебные занятия (комплексные и
специализированные);
- занятия в период учебной
практики (студентов, учащихся колледжей
профессионального образования);
- спортивно-прикладные соревнования;
- самостоятельные тренировочные
занятия по заданию преподавателя.
Дополнительно применяются: специализированная
утренняя зарядка (с включением отдельных
прикладных упражнений), туристские походы
по установленным маршрутам с выполнением
учебных заданий, лыжные переходы, массовые
заплывы, лодочные (шлюпочные) походы и
др.
2.3.Факторы, определяющие
конкретное содержание ППФП
По общему мнению физиологов,
психологов труда, педагогов все составляющие
трудового акта тренируемы (мышечная сила,
выносливость, быстрота, координация,
различные виды внимания, реакция выбора
и др. психофизические качества). Общепризнано,
что психофизиологические основы труда
и спорта едины. Поэтому можно использовать
механизмы тренировки и адаптации, разработанные
в спорте на подготовку к трудовой деятельности.
Благодаря этому именно на занятиях физической
культурой и спортом можно моделировать
трудовые процессы и элементы трудовой
деятельности, т.е. путем сочетания различных
упражнений, элементов или целостных видов
спорта направлено готовить человека
к предстоящей профессиональной деятельности.
Такое моделирование проводится на основе
изучения целого ряда факторов.
Основными являются:
-формы (виды) труда специалистов
данного профиля;
-условия и характер
их труда;
-режим труда и отдыха;
-особенности динамики
работоспособности в процессе
труда и специфика их профессионального
утомления и заболеваемости.
Формы труда. Физический и умственный труд
являются основными формами труда, имеющими
большое многообразие видов. Однако эти
формы редко проявляются в «чистом» виде.
Обычно считается, что труд специалистов
высшей квалификации является в основном
умственным, творческим, управленческим
трудом, а физическим трудом заняты подчиненные,
исполнители. Но, практически, это бывает
редко, хотя управленческий характер труда
и типичен для специалистов. И все же здесь
уместно говорить о смешанной фирме труда,
поскольку разделение труда на физический
и умственный в настоящее время имеет
достаточно условный характер даже для
специалистов высшей квалификации.
Условия труда, под которыми понимается продолжительность
рабочего времени, комфортность производственной
сферы, в том числе наличие профессиональных
вредностей и др., во многом определяют
подбор средств физической культуры и
спорта для достижения и сохранения высокой
работоспособности и трудовой активности
человека. А следовательно, влияет на конкретное
содержание ППФП специальности.
Например, многие буровые бригады
работают вахтовым способом по 12 часов
при повышенной влажности, шуме и вибрации
в условиях Севера.
А специалисты по радиоэлектронике
и автоматике, экономисты вынуждены трудиться
в условиях гипокинезии (недостатка движений)
перед экраном монитора.
Характер труда определяет содержание ППФП
будущих специалистов, так как для правильного
подбора и применения средств физической
культуры и спорта важно знать, с большой
или малой физической или эмоциональной
нагрузкой работает специалист, как велика
зона его передвижения и т.д. Следует учитывать,
что характер труда специалистов одного
и того же профиля может быть разным даже
при работе в одних и тех же условиях, но
при выполнении неодинаковых видов профессиональных
работ и служебных функций. Естественно,
что в таких случаях наблюдаются совершенно
различные психофизиологические нагрузки
у специалистов и, следовательно нужны
соответствующие разнонаправленные рекомендации
по применению средств физической культуры
и спорта в режиме труда и отдыха. Подобные
рекомендации с учетом особенностей характера
и труда специалистов на производстве
нужны студентам и для предупреждения
профессиональных заболеваний.
Режим труда и отдыха оказывает непосредственное
влияние на возможность и характер применения
средств физической культуры с целью поддержания
и повышения необходимого уровня жизнедеятельности
и работоспособности.
Например, различный режим труда
и отдыха имеют работающие вахтовым методом выпускники
факультетов разработки нефтяных и газовых
месторождений или строительства и эксплуатации
трубопроводного транспорта, и работающие
на нефтеперерабатывающем заводе выпускники
химико-технологического факультета.
Рациональным режимом труда
и отдыха на любом предприятии является
такой режим, который наилучшим образом
обеспечивает одновременное сочетание
повышения эффективности производства
и производительности труда (выработки), сохранения работоспособности
и здоровья человека.
При этом действенными мерами
улучшения такого режима являются не только
рациональное время начала и окончания
работы, строго регламентированные научно
обоснованные сменные перерывы, целесообразный
график сменности работы, обоснованный
график отпусков, но и правильная организация
внутрисменного отдыха с использованием
пассивного и активного отдыха, в том числе
и средств физической культуры.
При подготовке специалистов
надо учитывать организационную структуру
и особенности производственного процесса,
проводить совместный анализ рабочего
и нерабочего времени, поскольку между
основным трудом и деятельностью человека
в свободное время существует объективная
связь. Чаще всего это выражается в практически
различных возможностях использования
средств физической культуры в качестве
активного отдыха в свободное время у
представителей той или иной профессии.
Ведь только методически правильное их
применение может оказать благоприятное
влияние на восстановление и повышение
профессиональной работоспособности
человека.
Динамика работоспособности
в процессе труда является интегральным фактором,
также определяющим конкретное содержание
ППФП. Дело в том, что моделирование отдельных
элементов процесса труда путем подбора
физических упражнений при осуществлении
ППФП требует знаний об особенностях изменения
работоспособности специалистов при выполнении
различных видов профессиональных работ.
Дополнительными факторами
определения конкретного содержания ППФП
являются индивидуальные (в том числе
половые и возрастные) особенности будущих
специалистов, а также географические
и климатические черты региона, в который
направляются выпускники учебного заведения
и факультета.
3. Прикладная значимость
некоторых видов спорта, тренировочных
устройств для ППФП по конкретной специальности.
После определения содержания
ППФП важно подобрать адекватные средства,
т.е. прикладные физические упражнения
или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую
подготовку будущего специалиста. Физические
упражнения являются основными средствами
ППФП.
Подбор отдельных физических
прикладных упражнений или целостных
видов спорта для решения задач ППФП осуществляется
по принципу адекватности их
психофизиологического воздействия с
теми физическими, психическими и специальными
качествами, которые предъявляются профессией.
Так, если профессиональный труд требует
проявления выносливости, то при подготовке
применяются те упражнения, те виды спорта,
которые в наибольшей степени развивают
общую выносливость (бег на длинные дистанции,
лыжные гонки и т.п.).
Если характер профессионального
труда связан с необходимостью применять
разнообразные способы передвижения,
то включаются элементы или целостные
виды спорта, содержащие в себе навыки
различных способов передвижения (гребля,
конный спорт, вело и мотоспорт и т.п.).
Целостное применение
прикладных видов спорта в целях психофизической подготовки
и профессионального труда основано на
положении о том, что занятия различными
видами спорта, а также квалификация спортсменов
накладывает определенный отпечаток на
состояние их физического развития и функциональной
подготовленности.
Например, самбо, дзюдо используются
в качестве основы для подготовки работников
милиции; пожарно-прикладной спорт для
подготовки пожарных расчетов; при обучении
будущих летчиков используют множество
вращений, кувырков (т.е. гимнастику и акробатику)
и такие приспособления как качели и лопинги;
студенты-моряки обязательно учатся передвигаться
по трапам, лазанию по канатам и шесту,
передвижению по вантам, после второго
года обучения они совершают шлюпочный
переход. При поступлении в училище обязательно
проводится тестирование физических качеств,
проверка навыка плавания.
Каждая спортивная деятельность
(вид спорта) совершенствует преимущественно
специфические для нее психофизиологические
функции, поэтому примеров может быть
еще много.
Именно разнохарактерность
различных видов спорта, так же как и разнохарактерность трудовых
процессов, позволяет моделировать в спортивной
подготовке многие параметры психофизической
нагрузки на человека в процессе труда.
Кроме прикладной направленности
отдельных видов спорта следует еще раз
подчеркнуть значение занятий спортом
вообще. Элемент состязания, сопряженный
с повышенными физическими нагрузками,
позволяет использовать спорт для совершенствования
и воспитания наиболее важных в современном
производстве психических качеств
и свойств личности (воля, самодисциплина,
уверенность в себе, коллективизм и т.д.).
Современный специалист должен
обладать самыми разнообразными умениями
и навыками.
Труд геологов часто связан
с экспедиционными условиями, умением
передвигаться по пересеченной местности
. Помимо повышенной выносливости, силовой
подготовленности им необходимо владеть
навыками туризма, умение ориентироваться
на местности. Они должны уметь водить
автомобиль и мотоцикл, владеть верховой
ездой и ездой на велосипеде, передвигаться
на лыжах, управлять моторной лодкой, уметь
грести и обязательно плавать.
К дополнительным средствам
ППФП относятся оздоравливающие природные
факторы, а также условия, в которых осуществляется
ППФП:
- температура окружающей
среды;
- парциальное давление
кислорода в воздухе;
- солнце;
- вода и т.д.
С помощью дополнительных средств
можно развивать механизмы неспецифической
адаптации и подготовиться к работе с неблагоприятным
метеорологическими условиями (жаркий
или холодный климат, быстрая смена температур),
к работе с повышенной загазованностью,
радиацией, вибрацией, шумом.
Например, будущим инженерам-сталеплавильщикам
в процессе физического воспитания рекомендуется
строить занятия по системе улица - зал,
зал - улица. Это по мнению Варварина В.А.,
1970 позволяет развивать адаптацию на неблагоприятные
производственные условия.
Будущим инженерам-химикам рекомендуется
включать в подготовку альпинизм или подводное
плавание. Такие занятия будут развивать
у них адаптацию к недостатку кислорода,
навык задержки дыхания, способствовать
повышению резервных возможностей организма.
4. Контроль за эффективностью
ППФП с помощью специальных тестов.
Осуществляется с использованием
педагогических и медико-биологических тестов
и имеет основные задачи:
1. Оценить степень владения
прикладными навыками и умениями.
2. Оценить степень развития
ПВК.
3. Оценить уровень знаний в области
ППФП по избранной профессии.
Рабочие и служащие ежегодно
должны выполнять профессионально-прикладные
тесты. Эти тесты являются профессионально-значимыми
и позволяют оценить уровень физических,
психофизических качеств и свойств личности.
Ниже в таблице 2 приведены несколько описаний
тестов для конкретных специальностей.
Таблица 2. Примеры тестов для конкретных
специальностей.
специальность |
Описание теста |
Тестируемое качество |
Экономисты, инженеры-химики |
Бег 4х10 м, с
(старт из-за набивного
мяча
с обязательным обеганием
предмета и касанием н. мяча
|
Ловкость,
Быстрота
|
Инженеры-механики, инженеры-
теплотехники |
Тест Яроцкого., с
(круговые движения головой
в
темпе 2 движения в 1 секунду
в
обе стороны.
|
Вестибулярная
устойчивость
|
Геологи, геофизики |
12-ти минутный тест Купера |
Общая
выносливость
|
Инженеры-химики |
Проба Штанге, с
(сделать глубокий вдох
и задер-
жать воздух на максимально
длительное время), измерить
ЧСС до и после тестирования
|
устойчивость к
гипоксии,
функциональное состояние
ССС, воля
|
Экономисты,
разработчики,
трубопроводчики,
механики,
|
Движение по гимнастической
скамейка с б/б мячом
|
Распределение и
переключение
внимания
|
Все специальности |
10 рядов по 5 цифр.
Вам будут зачитываться ряды
из 5
однозначных чисел. Ваша задача
запомнить эти числа в том порядке,
в котором их зачитывают. После
в
уме сложить первое со вторым
и
записать сумму, второе с третьим
и записать сумму и т.д.
|
Оперативная
память
|
Все специальности |
Последовательное выполнения
сложных по координации физичес-
ких упражнений на низком и
высо-
ком гимнастическом бревне.
|
Эмоциональная
устойчивость
|