Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

В процессе занятий физическими упражнениями необходимо соблюдать профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия.
Некоторые из них мы рассмотрим в данной работе.

Содержание

1. Введение
2. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
3. Закаливание. Суть, правила, средства. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
4. Гидропроцедуры как средство восстановления работоспособности.
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

Но после  продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться  слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно  следить за самочувствием детей  как во время приема солнечной  ванны, так и после нее.

 Место,  выбранное для приема солнечных  ванн, должно быть сухое. Ребенок  ложится на подстилку так, чтобы  тело было освещено солнцем,  а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность  процедуры вначале 4 минуты, при  этом ребенок меняет положение,  подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны  ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Обтирание —  наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять  не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим  образом. Смоченным концом полотенца  или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая  насухо до легкого покраснения. Температура  воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.

При выборе количества процедур и определении  их места в режиме дня надо учитывать, во-первых, что сильно охлаждающие  процедуры, охватывающие всю поверхность  тела ребенка, можно назначать не чаще одного раза в день. Во-вторых, допустимо проведение воздушной  и водной процедуры в один день. Это могут быть как самостоятельные  мероприятия, например обливание до обеда, воздушные ванны во второй половине дня, так и связанные  друг с другом: водная процедура  после воздушной ванны. И наконец, не следует проводить перед сном сильнодействующие водные процедуры, например холодный душ. Они оказывают  возбуждающее действие, которое очень  полезно утром или днем, но не вечером.

При разумном использовании естественных природных  факторов дети за лето закаляются, становятся здоровее. Закрепить полученные результаты, сделать их стойкими можно лишь в  том случае, если привычку к свежему  воздуху и прохладной воде поддерживать в течение всего года.

Осенью и  зимой выбор специальных мер  закаливания ограничен, и потому особенно важно проводить их последовательно  и систематически.

Основное  оздоравливающее средство в холодное время года — это свежий воздух. Дети должны проводить на улице максимально возможное время.

Приобретенную летом привычку мыться до пояса прохладной водой надо сохранить и в зимних условиях. С наступлением осени температура  водопроводной воды начинает постепенно снижаться, создавая тем самым естественные условия для привыкания к холодной воде.

Закаливание носоглотки можно проводить в  любое время года. Детям с 3 лет  следует полоскать рот кипяченой  водой комнатной температуры  с добавлением настоя ромашки  или шалфея 2 раза в день — утром  и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Постепенно увеличивается  длительность процедуры.                     Существует ещё - методика солевого закаливания. Метод такого закаливания показан всем детям дошкольного возраста. Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2-х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки. Механизм действия солевого закаливания - механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

О природных  факторах оздоровления должна помнить  каждая мама. Никто кроме нее не объяснит ребенку важность закаливания  организма — это часть культуры здоровья. И это не просто слова. Закаливание, физкультура — неотъемлемые составляющие программы профилактики простудных заболеваний, снижают их число в 2-4 раза, а в отдельных  случаях полностью исключают. Закаливание  также оказывает общеукрепляющее  действия на организм, повышает тонус  центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен  веществ.

При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка  можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

   4.     Гидропроцедуры как средство восстановления работоспособности.

   Для восстановления работоспособности человека используются следующие восстановительные средства: гидропроцедуры (теплый и контрастный душ, соляные ванны), парная баня, массаж и др..

Гидропроцедуры  являются эффективным средством  восстановления, их действие связано с тем, что возбуждение многочисленных холодовых и тепловых рецепторов, положительно влияет на нервную систему и способствует повышению эффективности окислительно-восстановительных реакций в тканях. Тепловые воздействия повышают обмен веществ, стимулируют кровообращение, улучшают трофику тканей. Так, например, при горячих ножных ваннах (до уровня коленей) кровообращение в голени увеличивается в 6-7 раз по сравнению с исходными данными, давление в артериях - в 4 раза. Тепло снижает мышечный тонус (вызывает релаксацию мышц), улучшает “растяжимость” соединительной ткани, стимулирует иммунологические процессы (повышение фагоцитоза) и деятельность эндокринных систем.

При применении холодной воды наблюдается сужение  сосудов, замедляется кровообращение, обмен веществ в тканях снижается. Из большого количества гидропроцедур в первую очередь рекомендуется использовать душ и контрастный душ, теплые и контрастные ванны.

Регулируя температуру  и давление воды, можно добиться разного эффекта.

Для понижения  возбудимости чувствительных и двигательных нервов,  повышения  интенсивности процесса обмена веществ, принимают горячий душ продолжительностью до 20 мин. при температуре воды 40-41 °С.

Теплый душ  при температуре воды 36-37 °С в течение 10-15 мин. оказывает на организм успокаивающее воздействие.

После любой  физической работы или эмоциональной  нагрузки рекомендуется применять  контрастный душ по следующей  методике: 1 мин. - горячая вода (37-41 °С); 5-10 с. - холодная вода (12-15°С); затем снова горячая вода и т.д. Смена температур происходит несколько раз. Продолжительность процедуры - 7-11 мин. Контрастный душ усиливает гимнастику сосудов кожи.

Кроме душа, для восстановления работоспособности  используются различные ванны: пресные, газовые, ароматические, минерально-хлоридные. Теплые ванны с температурой воды 36-38 °С оказывают успокаивающее и расслабляющее действие; они применяются перед сном. Прохладные непродолжительные ванны с температурой воды 21-23°С тонизируют организм и повышают обмен веществ.

Из газовых  ванн наибольшее распространение получили углекислые и жемчужные ванны. В  углекислых ванных, помимо температурного и механистического фактора, на организм действует и химический фактор - углекислота. Это способствует повышению  тонуса нервной системы, улучшению  функций сердца, сосудов, образованию  биологически активных веществ в  коже, ускорению выведения молочной кислоты.

В жемчужных  ваннах вода обогащается воздухом, нагнетаемым под давлением, что  раздражает термо- и тактильные рецепторы кожи и рефлекторно оказывает тонизирующее действие на организм.

В хлоридо-натриевых ваннах используется естественная минеральная вода (морей, источников) или приготовленная из поваренной соли. Такие ванны применяются при “забитых” (жестких) мышцах, болях в суставах и мышцах.

Хвойные ванны  вместе с термическим и механическим эффектом оказывают также своеобразное влияние на организм — они раздражают периферические окончания кожных рецепторов обонятельного анализатора. Таким  образом, ароматические вещества хвои сложным рефлекторным путем действуют  успокаивающе на центральную нервную  систему. Для приготовления хвойной  ванны в 200 л пресной воды растворяют 1—2 таблетки сухого или 100 мл жидкого  хвойного экстракта. Температура воды в ванне 35—37 °С. Продолжительность  процедуры 10—15 мин. Ванны принимаются  ежедневно или через день (15—20 ванн на курс).

Кислородные ванны получают путем насыщения  воды кислородом, поступающим через  систему трубочек на две ванны. Кислородные  ванны успокаивают нервную систему  и улучшают насыщение кислородом крови и тканей. Температура воды в ванне 34—36 °С. Длительность процедуры 10—15 мин (15—20 ванн на курс).

Полезной  оздоровительной и восстановительной  процедурой является плавание в пресной  воде. Пребывание в воде в сочетании  с мышечной активностью повышает тренированность и адаптацию  к физическим нагрузкам. Плавание — хорошая гидропроцедура, снимающая утомление, просто нахождение в воде бассейна или в открытых водоемах — реке, озере, море, если вода в них достаточно теплая (22—24°С и выше), в течение 7—10 мин дает тот же эффект. Применяя плавание с целью восстановления, важно учитывать температуру воды. Так, после купания в холодной воде (15-17 °С) тонус мышц повышается, т.е. не наступает релаксация.

В физической культуре и спорте для восстановления работоспособности широко применяется  парная баня и суховоздушная сауна. Парная (русская) и суховоздушная  (финская) бани различаются по температуре и влажности. Парная характеризуется высокой влажностью (до 80-100%) и сравнительно низкой температурой воздуха (около 50-60 °С), суховоздушная - высокой температурой (до 70-100 °С, иногда и более) и небольшой влажностью (в пределах 10-15%).

Наряду с  гидропроцедурами и парными банями   применяют и массаж.

Массаж-это  система приемов дозированного  механического воздействия на тело руками массажиста или специальными аппаратами. Трение, давление, вибрация служат поддержанию и восстановлению работоспособности и здоровья человека. Сегодня это научно обоснованная система, проверенная практикой  специалистов. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на части тела, органы, далеко расположенные от места его  применения. Секрет заключается в  том, что в результате массажа  уменьшается содержание молочной кислоты  в мышцах, лучше выводятся органические кислоты, что животворно сказывается  на утомленных мышцах. При массаже  связочно-суставного аппарата улучшаются подвижность суставов и эластичность тканей, уменьшаются околосуставные отеки. Особо надо сказать о влиянии массажа на кровеносную и лимфатическую системы. Массаж расширяет сосуды, усиливает отток венозной крови и облегчает работу сердечной мышцы, улучшает кровообращение в целом и нормализует уровень артериального давления.

   5. Заключение

   С учетом вышесказанного, следует отметить, что достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильных методах профилактики, реабилитации и восстановления организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   6    Список литературы:

 

 

1. Апарин В., Крылов В. О пользе хождения босиком / Наука и жизнь. – 2001. – №3 – с.40-43

2. Артюхов Ю.А. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999. – 224с.

3. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С.-Петербург: Медицина, 2003. – 324с.

4. Гориневский В.В. Гигиена физических упражнений и спорта. - М.: Высш., и Моск. сов. физкультуры, 1925. – 212с.

5. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды. – М., 1986. – 365с.

6. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник – М.: Медицина, 2001-384с., ил. (Учеб. лит. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов медицинских вузов).

7. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. пед. вузов. / В.В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 319 с.

8. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях. – М.,1999. – 45с.

9. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. – М.: Изд. Физкультура и спорт, 2004. – 230с.

10. Онучин Н.А. Закаливание. Массаж. Гимнастика / Н.А. Онучин. – М.: АСТ, 2005. – 158 с.

11. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф.- Дубна, 1992. – 115с.

12. Турсунов М.М. Патогенетические основы врачебной тактики при частых ОРЗ у детей: Автореферат. – М., 1987. – 28с.

 

 

 

 


 


Информация о работе Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями