Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:02, реферат

Краткое описание

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности физического  воспитания детей дошкольного возраста

Курсовая работа

Исполнитель студентка 4 курса, 042 группы Пикаревич В.В.

Белорусская государственная академия физической культуры

Факультет оздоровительной физической культуры и туризма

Кафедра теории и методики физического  воспитания

Минск 2003

Введение

Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста – наука об общих закономерностях  физического воспитания и формирования личности ребенка.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе  и к активной последующей творческой деятельности.

Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста, имея единое содержание и  предмет изучения с общей теорией  физического воспитания, вместе с  тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка  от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Познавая  и учитывая закономерности потенциальных  возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу.

Теория  физического воспитания детей непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные  стороны воспитания ребенка.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей  этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением  ее положений к физическому воспитанию дошкольников.

Однако  разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости  от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.

В то же время в недостаточной мере изучены  возрастные особенности развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.

Именно  в детском возрасте формируются  жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент  двигательного опыта, осваивается  азбука движения, из элементов которой  в последствии формируется вся  двигательная деятельность человека.

Если  учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и  других сфер, то становится очевидной  необходимость интенсивной научной  разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования

Дети 4-6 лет, посещающие дошкольные образовательные  учреждения.

Предмет исследования

Уровень и динамика развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет  с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего  совершенствования процесса физического  воспитания дошкольников.

Задачи  исследования

В соответствии с возрастными особенностями  задачи физического воспитания в  этом периоде сводятся к следующему:

1. обеспечить  нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья  ребенка;

2. постепенно  закаливать организм и повышать  его сопротивляемость влиянием  внешней среды;

3. развивать  умение выполнять основные движения, а в дальнейшем формировать  основные двигательные навыки (в  ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

4. путем  различных коллективных действий  содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Рабочая гипотеза

Предполагается, что для совершенствования процесса физического воспитания, рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях, целесообразно проводить  со строгим учетом их соматического  типа (торакальный, мышечный, астеноидный  и дигестивный) и характера двигательной деятельности.

Практическая  значимость результатов исследования состоит в возможности более  эффективно корректировать регламентированные занятия физической культурой у  дошкольников, способствовать более  целенаправленному акценту на развитие тех или иных физических качеств. Предложенные практические рекомендации по организации групп занимающихся могут быть использованы для оптимизации  занятий физической культурой в  дошкольных образовательных учреждениях.

В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа научно-методической литературы, педагогического наблюдения.

Глава 1. Теоретические основы физического  воспитания детей дошкольного возраста.

1.1 Место и роль физической  культуры в общей системе воспитания  детей дошкольного возраста.

Правильное  физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация  здравоохранения провозгласила  самый гуманный лозунг за всю историю  существования человечества: »К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она  становится основой формирования здорового  образа жизни человека закладываются  в дошкольном возрасте.

Ни в  какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно  с общим воспитанием, как в  первые шесть лет. В период дошкольного  детства у ребенка закладываются  основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у  него неустойчивое внимание, память. Эта  общая слабость вызывает и самые  различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению  способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что  от здоровья, жизнерадостности детей  зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в  знаниях, вера в свои силы. Поэтому  крайне важно организовывать занятия  физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В  настоящее время в ряде детских  учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста, имея единое содержание и  предмет изучения с общей теорией  физического воспитания, вместе с  тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в  процессе его воспитания и обучения.

Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста учитывает возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием  которой происходят главнейшие изменения  в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического  воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

Познавая  и учитывая закономерности потенциальных  возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу. (8)

Вместе  с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при  усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности  ребенка каждого периода его  жизни, состояния нервной системы  и всего организма в целом.

Превышения  требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное  напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец  предупреждает об опасной позиции  сторонников так называемой искусственной  акселерации, стремящихся неразумно  использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее  до высоких ступеней физического  и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей( занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (8)

Осуществлять  физическое воспитание детей, это значит:

1.Уметь  анализировать и оценивать степень  физического здоровья и двигательного  развития детей;

2.Формулировать  задачи физического воспитания  на определенный период (на пример, на учебный год) и определять  первостепенные из них с учетом  особенностей каждого из детей;

3.Организовать  процесс воспитания в определенной  системе, выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;

4.Проектировать  желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути  к достижению целей;

5.Сравнивать  достигнутые результаты с исходными  данными и поставленными задачами;

6.Владеть  самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя  его.(16).

Установлена прямая зависимость между уровнем  двигательной активности детей и  их словарным запасом, развитием  речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в  организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Ребенок по своей природе готов постоянно  двигаться, в движении он познает  мир (12)

1.2. Система физического воспитания  в дошкольных учреждениях 

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой  единство цели, задач, средств, форм и  методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной  системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов  включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости  от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и  общенародным интересам.

Целью физического  воспитания является формирование у  детей основ здорового образа жизни.

1.3.Цель, задачи, средства физического  воспитания в дошкольных учреждениях.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных  задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей  работоспособности.

Учитывая  специфику возраста, оздоровительные  задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной  системы.

Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста