Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

ктуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития.
Физическое воспитание дошкольников является одним из основных критериев развития ребенка.
Цель исследования – определить педагогические условия использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование использования оздоровительных технологий в физическом воспитании детей в семье…………………………………...4
1.1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………………………………………...4
Рекомендации………………………………………………………………………….…..5
1.2. Значение и виды приемов массажа для детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..6

Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников……………………..10
Глава 2. Экспериментальное исследование физического воспитания детей дошкольного возраста в семье………………………………………………………...12
2.1. Организация исследования………………………………………………….……12
2.2. Результаты исследования и их обсуждение …………………………………..16
2.3. Рекомендации для родителей по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста……………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….……….22
Список литературы………………………………………………………………………24
Приложение…………………………………………………………………………….....25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСНОВА.docx

— 80.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование  использования оздоровительных  технологий в физическом воспитании детей в семье…………………………………...4

1.1. Цели и задачи физического  воспитания детей дошкольного  возраста в семье………………………………………………………………………………………...4

Рекомендации………………………………………………………………………….…..5

1.2. Значение и виды  приемов массажа для детей  среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..6

 

Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников……………………..10

Глава 2. Экспериментальное  исследование физического воспитания детей дошкольного возраста в  семье………………………………………………………...12

2.1. Организация исследования………………………………………………….……12

2.2. Результаты исследования и  их обсуждение …………………………………..16

2.3. Рекомендации для родителей  по проведению физкультурных  занятий с детьми дошкольного  возраста……………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….……….22

Список литературы………………………………………………………………………24

Приложение…………………………………………………………………………….....25

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития.

Физическое воспитание дошкольников является одним из основных критериев  развития ребенка. Внедрение оздоровительных  технологий в семейное воспитание детей дошкольного возраста приводит к существенным изменениям (укреплению здоровья, повышению работоспособности, улучшению показателей психического и физического развития) и, очевидно, они могут быть рекомендованы для широкого использования в физическом воспитании детей в семье как средство улучшения показателей соматического здоровья детей.

 

Цель исследования – определить педагогические условия использования родителями средств физической культуры в физическом воспитании детей трех-пяти лет.

 

Объект исследования. Формы и методы использования физического воспитания детей трех-пяти лет в семье.

 

Предмет исследования. Педагогические условия физического воспитания средствами физической культуры детей 3-5 лет в семье.

 

Задачи исследования:

1.Обосновать цели и  задачи физического воспитания  детей трех-пяти лет в семье.

2.Изучить состояние физического воспитания детей в семье.

3. Определить педагогические условия  физического воспитания дошкольников в семье.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование использования оздоровительных  технологий в физическом воспитании детей в семье.

 

1.1. Цели и  задачи физического воспитания  детей дошкольного возраста в семье.

Основные задачи физического воспитания в семье совпадают с задачами физической культуры дошкольников. К ним относятся воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития 1:

  • укрепление здоровья, закаливание организма;
  • обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;
  • развитие физических способностей;
  • формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их;
  • воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.

 

К специальным задачам относятся 2:

 

1. Становление основных движений  в ходьбе, беге, плавании, метании,  прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:

  • согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
  • согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
  • согласованности движений и дыхания;
  • ориентировки в пространстве;
  • дифференцировки усилий, времени и пространства;
  • расслабления;
  • быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
  • статического и динамического равновесия;
  • ритмичности движений;
  • точности мелких движений кисти и пальцев.

В основном эти задачи решаются в  детских садах, но например ориентировка в пространстве, расслабления и ритмичность  движений можно и нужно делать в семье.

 

 

 

 

2. Развитие физической подготовленности 3:

  • целенаправленное подтягивание отстающих в развитии физических качеств;
  • развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

3. Развитие соматических функций 4:

  • формирование осанки;
  • профилактика плоскостопия;
  • формирование массы тела;
  • становление речевого дыхания;
  • укрепление сердечно- сосудистой и дыхательной систем.

Средствами физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.

Рекомендации.

В практике в физическом воспитании детей 3-5 лет родителям следует  рекомендовать конкретные упражнения целевого назначения 5:

  • для пальцев рук: разгибание и сгибание пальцев;
  • для запястья: массаж, сгибание, разгибание, вращение;
  • для плечевых суставов: вращения, маховые упражнения в разных направлениях и плоскостях, висы, наклоны вперед хватом за рейку гимнастической стенки; отведения рук, выкруты гимнастической палки;
  • для туловища: прогибание назад в мост со страховкой, наклоны назад, стоя на коленях, наклоны вперед прогнувшись, волнообразные движения вперед, назад, в стороны, наклоны повороты, вращения туловища;
  • для голеностопных суставов: оттягивание носков, подошвенное сгибание разгибание, сед на пятках с оттянутыми расслабленными носками, ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде;
  • для тазобедренных суставов: глубокие приседания на полной ступне в положении ноги врозь, выпады вперед и в стороны; наклоны вперед из положения ноги врозь, вместе; взмахи ногами вперед, назад, в сторону стоя у опоры; стоя у опоры поднимание ноги вперед, в сторону, назад с помощью родителя и самостоятельно.

 

Каждое упражнение следует выполнять  по 4 – 5 раз в одном подходе.

В физическом воспитании детей в  семье необходимо использовать естественно-средовые факторы. К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма 6.

 

Естественно-средовой арсенал - это купание, плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, траве, песку, прогулки на лыжах, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках.

В физическом воспитании детей в  семье необходимо использовать гигиенические факторы 7. Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены режим дня, соотношение бодрствования и сна, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста важно их приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку. Детям необходимо закаливание, сначала местное – обтирание рук, ног, а затем общее - обливание теплой водой с постепенным снижением температуры. Родителям, проводящим закаливание, следует внимательно наблюдать за реакцией детей на эти процедуры – поведением, сном, аппетитом.

 

1.2. Значение  и виды приемов массажа для  детей среднего дошкольного возраста.

 

Необходимость использования видов  массажа с ребенком 3-5 летнего  возраста в домашних условиях рекомендовано родителям в целях лучшего обмена веществ, усиления кровотока и венозного оттока крови, повышения работоспособности 8.

Специалисты в области лечебного  массажа рекомендуют родителям  использовать все известные виды массажа: поглаживание, выжимание, разминание, потряхивание, растирание, активные и пассивные движения, движения с сопротивлением, ударные приемы, встряхивание, предлагая четко соблюдать их последовательность при проведении сеанса массажа 9.

Массажные приемы делят по их физиологическому действию: на кожу (поглаживание, растирание, ударные приемы), на мышцы (выжимание, разминание, валяние, потряхивание, встряхивание, ударные приемы, движения), на суставы, связки, сухожилия (движения, растирание) 10.

Рассмотрим виды приемов массажа, которые возьмут на вооружение молодые  родители, и воздействие массажа  на кожу и внутренние органы ребенка.

 

Поглаживание - это манипуляция, при которой массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания. Выделяют следующие разновидности приема «поглаживание». Основные: плоскостное обхватывающее прерывистое непрерывистое. Вспомогательные: щипцеобразное, глажение, гребнеобразное, граблеобразное.

При поглаживании кожа очищается от роговых чешуек, остатков секрета  потовых и сальных желез, улучшается кожное дыхание, активизируется секреторная функция кожи. Трофика кожи значительно изменяется - усиливаются обменные процессы, повышается кожно-мышечный тонус, кожа становится гладкой, эластичной, упругой, усиливается микроциркуляция за счет раскрытия резервных капилляров (гиперемия). Поглаживание оказывает значительное действие и на сосуды, тонизируя и тренируя их. При поглаживании облегчается отток крови и лимфы, что способствует уменьшению отека. Данный прием помогает также и быстрому удалению продуктов обмена и распада.

В зависимости от методики использования  приема и его дозировки поглаживание может оказывать успокаивающее или возбуждающее действие на нервную систему. Например, поверхностное плоскостное поглаживание успокаивает, глубокое и прерывистое - возбуждает.

Выполняя поглаживание в области  рефлексогенных зон (шейно-затылочная, верхнегрудая, надчревная), можно оказывать рефлекторное терапевтическое действие на деятельность различных тканей и внутренних органов. Поглаживание действует обезболивающе и рассасывающее.

 

Методические указания 11.

1. Поглаживание выполняют при  хорошо расслабленных мышцах, удобной позе массируемого.

2. Прием осуществляют как самостоятельно, так и в сочетании с другими  приемами.

3. С поглаживания чаще всего  начинают процедуру массажа, затем используют его в процессе массажа и им заканчивают.

4. Вначале применяют поверхностное  поглаживание, затем более глубокое.

5. Плоскостное поверхностное поглаживание  можно проводить как по ходу  лимфотока, так и против него, а все остальные виды поглаживания — только по ходу лимфотока до ближайших лимфатических узлов.

6. Поглаживание делают медленно (24-26 движений в 1 мин), плавно, ритмично, с разной степенью надавливания на массируемую поверхность.

7. При нарушении кровообращения (припухлости, отеке) все поглаживания следует проводить по отсасывающей методике, т. е. начинать с находящихся выше участков, например, при патологическом процессе в голеностопном суставе — с бедра, затем массировать голень и только потом голеностопный сустав, все движения — по направлению к паховому лимфатическому узлу.

8. При сеансе массажа не обязательно  применять все разновидности  основных и вспомогательных приемов поглаживания; следует выбирать наиболее эффективные для данной области.

9. На сгибательной поверхности конечностей массаж делают более глубокий.

Растирание - это манипуляция, при которой массирующая рука никогда не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях. Выделяют следующие разновидности приема «растирание».

Основные: прямолинейное круговое спиралевидное. Вспомогательные: щипцеобразное, пиление, пересекание, штрихование, строгание.

Растирание действует значительно энергичнее поглаживания, способствует увеличению подвижности массируемых тканей по отношению к подлежащим слоям 12. При этом усиливается приток лимфы и крови к массируемым тканям, что значительно улучшает их питание и обменные процессы, появляется гиперемия. Прием способствует разрыхлению, размельчению патологических образований в различных слоях тканей, повышает сократительную функцию мышц, улучшаются их эластичность, подвижность, и поэтому растирание часто проводят на суставах. Энергичное растирание по ходу важнейших нервных стволов и в месте нервных окончаний на поверхности тела вызывает понижение нервной возбудимости.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста