Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:53, реферат
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника
1.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности…………………………………………………...4
1.2 Качественная характеристика социального работника…………………...11
2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……………………………………………16
2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
А в ценностях-средствах первые два места занимают ответственность, надежность, широта кругозора. Высоко ценят социальные работники и умение отстоять свою позицию, свое мнение, а также такие качества, как сдержанность, самоконтроль. Эти данные, видимо, характеризуют позицию и мотивацию современного руководителя, управленца. Поэтому, возможно, последний ранговый ряд занимают такие качества, как исполнительность, почтительность. К сожалению, респонденты не слишком высоко оценивают значение в своей жизни и деятельности интеллектуальности и независимости во взглядах и поведении. В этом плане имеется расхождение в анализе и ценностей-целей и ценностей-средств.
Наряду с такими ценностями, указанными социальными работниками, как безопасность своей семьи, близких, родных, отсутствие конфликтов, для студентов важны духовная и физическая близость с любимым человеком, счастье, преданная дружба. При этом признание в обществе, в кругу людей у студентов даже выше и по рангу, и по баллам, чем у работающих специалистов.
Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда и не в лучшую сторону).
Как свидетельствуют данные, среди инструментальных ценностей студентов первые ранговые места получили: "умение отстоять свою позицию, мнение, справедливость, искренность; стремление к успеху, признанию; широта кругозора, осведомленность; независимость во взглядах и поведении". Эта картина соответствует психологической характеристики личности юношеского возраста (И.С.Кон, В.А.Крутецкий, А.В.Мудрик, Ю.М.Орлов и др.).
В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии и возникает, а затем "вызревает" мотивационно-ценностное отношение к профессии, формируется профессионально-ценностная ориентация, которая начинает "подпитывать" ту или другую стороны личности, способствующие их дальнейшему развитию и саморазвитию.
Именно профессионально-ценностная ориентация является основанием деятельности. Но ее роль значительно шире: она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат. Позитивная ценностная ориентация на другого человека как личностно-профессиональное основание социального работника базируется и развивается в характеристике "Я - концепции", "Я - образа". Решающую роль в развитии человека имеют его представления о самом себе - "Я - концепция", центральным звеном которой является "самоценность".
По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека - конструктивна, и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Решающую роль в развитии человека имеют его представления о самом себе - "Я - концепция", центральным звеном которой является "самоценность". Принятие собственной "самости" - предпосылка к более полному и адекватному восприятию других людей, и наоборот - принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самоценности. Эта концептуальная идея отражает и методологическую позицию выше рассматриваемого качества социального работника, а также дает основание для подтверждения акмеологического подхода в личностном и профессиональном развитии, саморазвитии специалиста по социальной работе.
1.2 Качественная характеристика социального работника
Современные исследователи выделяют три группы качеств социального работника:
первая группа - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;
третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без которых вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Они входят в структуру задатков. В работе с людьми, как правило, психологические требования основываются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии характеристик психики, невозможна эффективная работа.
Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др.
Названные качества личности многие зарубежные исследователи считают наиболее важными (А.Пинкус, А.Манахан, М.Пейн и др.).
В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация). Данной проблеме посвящены различные исследования, которые опубликованы, в основном, в зарубежной литературе. Они разноречивы. Однако умением правильно (адекватно ситуации) подать себя - должен владеть специалист в любой сфере социального взаимодействия. Идеи самопредъявления себя отражены в исследованиях У.Джеймса, МАргила, Д. Мида, Э.Гоффмана и др.
В связи с качественной характеристикой "самопредъявление себя", можно выделить и такую личностную особенность социального работника, проявляющуюся в способности формировать адекватную позицию в межличностном взаимодействии (вслед за Бёрне), как позиция "Я в порядке - вы в порядке". Эта позиция соотносится с уверенностью в себе, отзывчивостью на нужды другого. Человек, придерживающийся данной позиции, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменению ситуации. Такое личностное качество социального работника свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у самого подопечного есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность социальному работнику проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство его клиента форме, не ставит последнего в зависимость от социального работника.
Другие жизненные позиции не являются адекватными для работы в системе "человек-человек".
Т.Д.Шевеленкова особую роль в личностной характеристике социального работника отводит эмоциональной стороне. К эмоциональным особенностям, определяющим профессиональную пригодность, она относит следующее:
легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота ("экстравертированность"), т.е. направленность психической деятельности вовне, на окружающий мир и других людей;
эмоциональная устойчивость, стабильность, являющаяся психической саморегуляцией и залогом устойчивости к стрессогенным факторам;
синтетический характер эмоциональных переживаний, преобладание положительных эмоций, ощущение эмоционального комфорта;
оптимальный уровень тревожности, отсутствие тревожности как личностной черты;
толерантность как способность переносить фрустрацию без деструктивных следствий для самого себя и клиента;
неагрессивное, нестабильное поведение в конфликтных ситуациях; эмпатийность - способность быть готовым к эмоциональному проникновению в мир другого, сопереживанию, оказанию эмоциональной помощи и поддержки.
В частности, социальному работнику, подчеркивает Т.Д.Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.
Другой исследователь Б.Ю.Шапиро к числу профессионально желательных личностных характеристик относит: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект-субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.
Опрос, проведенный среди социальных работников, показал, что из предлагаемого максимального набора качеств и свойств респонденты (93 человека) выделяют несколько позиций, повторяющихся в разной последовательности, но одинаково часто. Из этого мы смогли выделить группы профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, необходимых социальному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития:
интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость);
моральные (гуманность, гражданственность, доброжелательность, тактичность, терпимость, принципиальность, уважение к людям, честность, находчивость, оптимистичность);
коммуникативные (общительность, адаптивность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора);
волевые (настойчивость, выдержка, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность);
организаторские (активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, самостоятельность, предприимчивость).
Таким образом, процесс профессионального и личностного развития раскрывается как постепенное приобретение профессионально-значимых характеристик и новообразований, овладение профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями.
Отметим некоторые особенности этого процесса:
Целостность и непрерывность профессионально-личностного развития специалиста мы рассматриваем как процесс, сопровождающий человека на всем профессионально-трудовом "маршруте" его жизни. Системно-целостный подход, используемый в исследовании, объединяет все звенья профессионального образования, социального и профессионального становления специалиста в единую непрерывную "цепь" (В.А. Сластенин). Это способствует максимальному стимулированию активного состояния всех основных структурных компонентов личности социального работника в их взаимодополнении и сочетании.
2.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У
2.1. Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе.
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается прежде всего на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
Термин — «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.
Понятие
выгорания («burnout») обычно используется
для обозначения переживаемого
человеком состояния
К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию.