Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:53, реферат

Краткое описание

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника
1.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности…………………………………………………...4
1.2 Качественная характеристика социального работника…………………...11
2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1. Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе……………………………………………16
2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 99.93 Кб (Скачать файл)

Основными признаками синдрома сгорания являются:

- ощущение  эмоционального истощения;

- наличие  негативных чувств по отношению  к клиентам;

- негативная  самооценка.

 Эти признаки  синдрома отмечают большинство  клиницистов, изучавших и наблюдавших  его проявления.

Психологи утверждают, что к эмоциональному сгоранию быстрее всего приводит позиция профессионала, которые верят и следуют четырем мифам:

 Мне нельзя  ошибаться.

 Я должен  быть сдержанным.

 Я не  имею права быть предвзятым.

 Я обязан  быть во всем примером для  подражания.

 

2.2. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального сгорания.

Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

 Психическое  здоровье предполагает состояние  полного душевного равновесия, умение  владеть собой, способность быстро  приспосабливаться к сложным  ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать  душевное равновесие.

 Предупреждение  болезненных психических реакций  социального работника в процессе  профессионального общения —  серьезная задача психогигиены.

 Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Сле­дует подчеркнуть, что самообладание — это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.

  Важнейшим  принципом предотвращения синдрома  «сгорания» является соблюдение  требований психогигиены самим  социальным работником.

 Роль социального  работника как профессионала  более сложна, чем, например, роль  врача или психолога, поскольку  она еще не имеет такого  же профессионального статуса. Социальному  работнику в своей деятельности  часто приходится сталкиваться  с негативным «обратным трансфертом».

Профессиональный и личностный сценарии социального работника тесно взаимосвязаны. Карьера — это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. На карьеру могут влиять и внешние факторы — социально профессиональная среда, тип профессиональной организации случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры. Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-профессионалов.

 Основные  задачи психогигиены профессиональной  деятельности – разработка и  осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и  укрепление психического здоровья  профессионала.

 Для кадров  соцработы, как и для персонала  других сфер деятельности, важнейшими  «требуемыми свойствами» являются  здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

 Требование  здоровья обусловлено тем, что  социальная работа была и остается  одной из трудных в физическом  и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др.

 Следует  учесть, что большинство работников  составляют женщины, обладающие  более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по  сравнению с мужчинами.

 Поэтому  на практике для поддержания  и укрепления здоровья персонала  используются (хотя явно не в  достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты  в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная  и групповая психотерапия; периодические  медицинские осмотры и оказание  врачебной помощи; предоставление  путевок по льготным ценам  в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.

 Компетентность  специалиста, умение быстро и  эфективно решать проблемы клиента  – фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое  мастерство и квалификацию посредством  самообразования в ходе практической  деятельности, заимствования опыта  у коллег, различными формами  краткосрочной учебы — курсы, семинары, разовые программы и  др. Одним из решающих факторов  в повышении компетентности является  индивидуальная познавательная  мотивация — завтра знать и  уметь лучше, чем сегодня.

 Главными  направлениями, предотвращающими «выгорание»  специалистов по социальной работе  являются:

 – развития  знаний, навыков и умений.

 – улучшения  условий труда и отдыха.

 – развития  содержания труда.

 – развития  средств труда.

 – развития  мотивации.

 – изменения  оплаты труда.

 – социальная защиты самих «защищающих».

 – система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.

 – система улучшения психологического климата в коллективе.

 Доминирующими  факторами сохранения психического  здоровья и профессионального  развития персонала в структурах  социальной защиты и помощи  являются первая, третья и девятая. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, в последнее время появились  большие возможности для получения  высшего образования (в том числе  и второго), повышения квалификации.

 Во-вторых, содержание труда, выполняемого  различными работниками системы  соцзащиты, более или менее отстоялось  в связи со становлением самой  системы как сферы трудовой  занятости. Однако наряду с этим  общим процессом существуют типичные  проблемы, которые требуют «развивающих  решений»: более точное распределение  должностных задач, обязанностей  и прав; исключение дублирования  при выполнении функций; усталость, наступающая от физических и  психологических нагрузок, и др.

 В-третьих, посильной оказалась проблема  улучшения психологического климата  в коллективе. В значительной  мере это происходит благодаря  «нарыванию» ситуации «Если не  мы, то кто? » Постоянно работать  в психологическом дискомфорте  оказывается  довольно тяжело  и люди стремятся привести  в действие неформальные рычаги  влияния на отношения между  собой, чтобы вывести их на  более высокий или, по крайней  мере, «компромиссный» уровень.

 Для системы  социальной защиты, помощи весьма  значимой была названа проблема  «защиты самих защищающих». Специалисты  и руководители в качестве  примеров приводили ситуации, в  которых «полевые» социальные  работники, специалисты по социальной  работе и руководители подразделений  оказывались «в зоне повышенного  риска» из-за непредсказуемого  поведения защищаемых. Это приводило  не только к психологическим расстройствам и травмам защищающих, но представляло опасность для жизни.

 То есть  необходимо прежде всего соответствующее законодательство, которое бы обеспечивало правовую защиту работников системы социальной работы от различных посягательств.

  Психологический  профессиональный отбор имеет  большое психогигиеническое значение  в работах связанных со сложными  условиями (риск, длительная изоляция, замкнутость пространства, тяжёлые  климатические условия). Но психотравмирующие  факторы, которые могут привести  к невротизации, имеются и в  обычных широко распространённых  профессиях, где отбор практически  не проводится – это специалисты  по социальной работе и психологи, чей труд требует профессионально  значимые качества. Немногие люди  испытывают желание лицом к  лицу сталкиваться с несчастьем  других.

 Желание  помогать не следствие стремления  к власти. Социальный работник  идёт на огромный риск, на него  воздействует вся гамма общественных  явлений: от нищеты до благополучия, от власти до анархии. Важно  обладать профессионально значимыми  качествами, чтобы в процессе  помощи другим предотвратить  собственное «самоистребление».

В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями данной деятельности.

 Существует  также немало конкретных способов  преградить путь ”синдрому  сгорания”:

 — культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы  состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных  статей,

 — внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их  реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

 — поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение  техникой медитации;

 — удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно  других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,

 — стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех  случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,

 

 — способность к самооценке без упования только на уважение окружающих,

 — открытость новому опыту,

 — умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения  позитивных результатов в работе и жизни,

 — обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую  ответственность за клиента, чем делает он сам);

 — чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто  для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

 — участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность  встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

 — периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися  профессионально и личностно;

 — участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить  возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,

 — хобби, доставляющее удовольствие

 Профессионализация - целостный непрерывный процесс  становления личности специалиста, который начинается с момента  выбора и принятия будущей  профессии и заканчивается, когда  человек прекращает активную  трудовую деятельность. В литературе  рассматриваются различные аспекты  профессионального становления  личности. Особое внимание уделяется  также разработке методов и  приемов преодоления профессиональных  деструкции и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном  становлении.

 Обязательным  условием профессионального развития  личности является осознание  ею приемов профессионального  самосохранения, которое рассматривается как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально обусловленным  кризисам,  стагнации,  деформациям,  а также  готовность  к профессиональному самоизменению.

  Главной  профилактической мерой профессиональных  деформаций личности должны быть  постоянный творческий момент  в деятельности, расширение вариантов  профессиональных задач, разнообразие  круга общения. Во время профессионального  обучения необходимо создавать  как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая  ее эффективность. Основными способами  защиты от деформации являются.

 а) рост  осознания - через увеличение информации  о собственной личности и стоящих  перед ней профессиональных проблемах;

 б) переоценка  собственной личности и своего  профессионального статуса - через  оценку того, что социальный работник  думает о себе и своей профессии  применительно к данной проблемной  ситуации;

 в) трансформация  когнитивных компонентов коммуникативных  установок - через информационно-мотивационное  осмысление значимости - коммуникаций  в системе повышения квалификации  и переподготовки кадров в  социальной работе;

 г) самоосвобождение  от когнитивных  стереотипов - через  презентацию смысла коммуникативной  активности;

 д) освоение  новых навыков коммуникативного  действия в роли обучающегося  через специальный коммуникативно-игровой  тренинг[50];

 Целесообразность  работ этого направления очевидна  в связи с важной ролью личности  в профессиональной деятельности. Особого внимания требуют молодые  работники, у которых наряду с  высоким уровнем профессиональных  способностей не сформированы  некоторые важные для деятельности  личностные черты.

 Формирование  личности — длительный процесс. Поэтому на начальных этапах  деятельности, а лучше — профессионального  обучения, целесообразно учитывать  индивидуальные особенности личности  при построении учебно-тренировочного  процесса и постановке профессиональных  задач. Например, для лиц с тенденцией  к слабости нервной системы, с  повышенной тревожностью и неадекватно  сниженной самооценкой рекомендуется  соблюдение следующих правил:

1) короче  задания, чаще перерывы;

2) построение  учебно-тренировочного процесса  от простого к сложному, только закрепив успех переходить к более сложным задачам;

3) усиление  обратной связи — после каждого  задания сообщать о результатах  его выполнения;

Информация о работе Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социального работника