Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:12, реферат
Физическое и психологическое здоровье человека тесно взаимосвязаны. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека – это система составляющие которого тесно связаны и влияют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние взаимодействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.
Поэтому уровень развития психофизической культуры имеет важное значение в жизни людей.
Введение
1. Психофизическая регуляция организма
2. Критерии эффективности использования здорового образа жизни
3. Самопознание как основа саморазвития
4. Самовоспитание как культура саморазвития
5. Список литературы
В современной психологии есть много схем, используя которые можно давать развернутые характеристики другим людям, организовывать собственное самопознание и, естественно, характеризовать самого себя. В самом общем виде можно выделить следующие блоки, которые могут быть подвергнуты самоанализу и самопознанию.
Личностно-характерологические особенности: качества личности и свойства характера, в которых выражается отношение к другим людям (доброжелательность, общительность, вежливость, уступчивость); к деятельности, труду, учебе (инициативность, исполнительность, трудолюбие); к самому себе (самоуважение, уверенность—неуверенность); к вещам (бережливость, аккуратность, опрятность); к природе; искусству; науке.
Эмоционально-волевая сфера личности — познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умения мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность.
Сфера способностей и возможностей — анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов.
Познавательная сфера личности — осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач.
Сфера внешнего облика, особенностей темперамента — самоанализу подвергается собственный облик, внешний вид, походка, манера держать себя, разговаривать, а также свойства, которые в своей совокупности определяют темперамент.
Сфера отношений с другими людьми, социальным окружением — человек анализирует, как складываются его связи с другими близкими и не очень близкими людьми, как строится взаимодействие, анализирует стратегии собственного поведения, конфликты и компромиссы.
Сфера деятельности — важно знать, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности, как их у себя развивает.
Сфера собственного жизненного пути — каждый человек в той или иной степени анализирует прожитое, подводит какие-то итоги, строит планы на будущее, занимается прогнозированием и самопрогнозированием собственной личности.
Конечно, приведенная схема условна, и в ней нельзя отразить все многообразие личности и ее жизни, которое может подвергнуться самопознанию и самоанализу. Схема лишь ориентирует на то, что, в принципе, мы можем познавать в себе.
Сферы самопознания могут «находиться» как во внешнем, так и во внутреннем мире. Поэтому говорят о самопознании себя во внешнем мире и о самопознании себя во внутреннем мире, самого этого внутреннего мира. Познать себя во внешнем мире — значит оценить свое поведение, свои поступки, выявить собственные возможности и способности, необходимые для выполнения деятельности, для общения. Как и внешний мир, внутренний мир имеет свое пространство, свои характеристики. Здесь разворачивается нескончаемый диалог человека с самим собой. К внутреннему миру принадлежат наши чувства, переживания, мечты, намерения, мысли. Открытие и осознание своего внутреннего мира не менее интересное и увлекательное занятие, чем познание своего поведения в мире внешнем.
4. Самовоспитание как культура саморазвития
Средством саморазвития личности выступает самовоспитание, которое представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающими. В процессе самовоспитания человек анализирует свои поступки, выделяет положительные качества и недостатки, от которых нужно избавиться; ставит цели и разрабатывает программу деятельности по совершенствованию одних и устранению других качеств.
Как и любая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами. Мотивы самовоспитания широки и многообразны. Они возникают на основе самых различных потребностей:
• в саморазвитии, самоутверждении, самосовершенствовании, самоактуализации;
• связанных с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением;
• личностно-престижного характера.
Необходимым условием возникновения мотивов самовоспитания является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности.
К способам самовоспитания относятся:
•самостимулирование — процесс, в результате которого личность самостоятельно определяет себе мотивы для занятий самовоспитанием, взвешивает все положительные и отрицательные :тороны достигнутых результатов; самоубеждение, когда используются логические доводы, убеждающие в необходимости самоизменений;
•самопрограммирование, когда на основе создания собственной программы осуществляется акт планирования деятельности, направленной на достижение результатов;
•самонаблюдение за процессом саморазвития и осуществления задуманного;
•самоанализ и самоконтроль, которые в своей совокупности позволяют вносить необходимые коррективы как в ход самой деятельности, так и в программу саморазвития;
•самоотчет и самооценка того, что было сделано, тех качеств и особенностей поведения, которые были приобретены.
Культура самовоспитания включает в себя индивидуально подобранные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей деятельности и поведения. Другими словами, культура самовоспитания — это стремление к самоутверждению и самосовершенствованию.
Важным признаком культуры является системность самовоспитания, означающая органическую связь и взаимообусловленность самопознания, самовоспитания и саморазвития, когда каждый элемент решает свою конкретную задачу. Если самовоспитание осуществляется время от времени, решает частные задачи без определенной системы, без достаточной мотивации, такое самовоспитание не дает ожидаемого результата. Более того, если самовоспитание осуществляется под давлением других, то к нему прививается не любовь, а отвращение.
Структура культуры самовоспитания включает: культуру выбора и постановки целей самовоспитания; культуру самопознания; культуру способов и средств самовоспитания; культуру условий, в которых осуществляется самовоспитание.
Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные настоящему состоянию цели самовоспитания, обусловленные этапом развития человека.
Культура самопознания органически включается в процесс самовоспитания и обусловливает его содержание и направленность. На базе выработанных мотивов самопознания личность приобретает способность к обнаружению, фиксации, анализу и принятию себя, своих качеств, когда у нее развиты механизмы идентификации и рефлексии.
Культура способов и средств самовоспитания — это умение на основе выраженной мотивации самовоспитания выбирать те средства и способы, которые способствуют скорейшему достижению целей и получению положительных результатов.
Культура условий, в которых проходит самовоспитание, предполагает создание специальных условий, благоприятной атмосферы для его осуществления. Сложно заниматься самовоспитанием, если ограничены возможности для самообразования, нет элементарных знаний о том, как осуществляется самовоспитание, нет учителя, который мог бы помочь в этом процессе. Создание соответствующих условий для развития самовоспитания является важной предпосылкой для решения сложных задач, помогающих в формировании культуры самовоспитания личности.
Формирование культуры самовоспитания осуществляется при соблюдении общих принципов, к которым можно отнести следующие.
Принцип свободы всех участников образовательного процесса, который предполагает возможности выбора ими индивидуальных путей своего развития и личностного роста.
Принцип создания ненасильственной развивающей среды, требующей взаимодействия всех участников педагогического процесса. Это возможно только там, где сняты страх, тревожность, чувство ущербности, воспитание строится на основе доверия, самостоятельности и терпимости друг к другу.
Принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса, который признает каждого из них субъектом своей собственной деятельности. Личностный подход означает признание за каждым права быть неповторимой индивидуальностью, иметь свои взгляды, потребности, устремления и интересы.
1. М.Я. Виленскй, А.Г. Горшков Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Москва 2007
2. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта 3-е издание: Москва 2004
3. Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры, Ч. 4. Челябинск, 1997.
4. Попова Т.В. Возрастные
особенности воздействия