Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 04:32, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности методики развития выносливости при обучении юных пловцов на начальном этапе.
Гипотеза: можно предположить, что развитие общей выносливости при обучении плаванию на начальном этапе должно происходить с учетом возрастных особенностей юных пловцов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ 5
1.1. Этапы многолетней тренировки 5
1.2. Задачи и содержание этапов начальной подготовки 9
1.3. Возрастные особенности начальной подготовки юных пловцов (возраст 8-10) 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 15
2.1. Понятие о выносливости 15
2.2. Факторы, определяющие проявления выносливости 19
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 22
3.1. Средства и методы 22
3.2. Контроль, планирование развития общей выносливости 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети 8-10 лет. Возрастные особенности обмена веществ у детей выражаются, прежде всего, в том, что суммарные энергетические траты на выполнение равной по объёму работы с взрослыми значительно выше. Высокий уровень пластических процессов, а также более низкий коэффициент использования энергии на выполнение основной мышечной работы - главные причины повышения суммарных энергетических затрат. Особенность обмена веществ у подростков состоит в том, что значительная доля образующейся энергии идёт на процессы роста, развития организма.
Основные резервы при применении работы максимальной мощности в спортивной подготовке юных пловцов связаны с возможностью сонастройки отдельных нейронов на высокий темп активности и поддержания этого темпа во всей системе управления движениями, с особенностями обмена в мотонейронах и в мышцах, в частности, со скоростью ресинтеза АТФ за счёт КрФ-механизма и гликолиза, с возможностями максимальной мобилизации резервов кислорода (с их абсолютной величиной), со способностью мышечных волокон сокращаться и расслабляться с большой скоростью.
При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у детей больше, по сравнению с взрослыми, выражена дискоординация вегетативных функций (дыхания и кровообращения), в большей мере повышается энергетическая стоимость упражнений (В.М.Волков). Дыхание играет особую роль в тренировке пловцов. При работе с детьми 8-10 лет необходимо развивать дыхание [16, c. 38].
Таким образом, при планировании тренировочной работы на этапе предварительной подготовки, необходимо учитывать, что дети и подростки отличаются значительно большими, по сравнению с взрослыми, энергетическими затратами при выполнении одних и тех же двигательных задач. При этом большое количество поступающей в организм энергии направляется на выполнение пластических функций, связанных с возрастным развитием юного спортсмена.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА
2.1. Понятие о выносливости
Выносливостью
называется способность человека выполнять
двигательную деятельность в течении
длительного времени без
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории физвоспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению. Выносливость - многофункциональное свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма [1, c. 89].
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Структура выносливости может быть представлена в виде рис. 1 [15, c. 9].
На практике
различают несколько видов
Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. По мнению Зинкина Н.В., общая выносливость - это способность спортсмена выполнять продолжительную работу умеренной мощности.
Как указывает B.C.Фарфель (1960), чем больше выносливость, тем позже начинается утомление, тем успешнее проходит борьба с утомлением, и чем меньше снижается работоспособность по ходу работы, тем продолжительнее и сама работа. Большинство авторов относят проявление общей выносливости к работе в зоне умеренной мощности, что, по классификации B.C. Фарфеля, соответствует продолжительности двигательной деятельности свыше 30 мин. Матвеев Л.П. распространяет ее проявление на зону большой мощности, в которой двигательная деятельность происходит в пределах 5-30 мин [18, c. 40].
С точки зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:
- аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);
- степенью экономизации техники движений;
- уровнем развития волевых качеств.
Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при полнении, всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе кой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.
Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности.
Основным показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. С возрастом и повышением квалификации МПК повышается. Средствами развития общей выносливости являются упражнения, позволяющие достичь максимальных величин сердечной и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость paзличают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям [14, c. 68].
Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определённого времени. Взависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость, следует из названия, характеризуется предельным временем сохранения определённых мышечных усилий (определённая рабочая поза.) Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо упражнения. С возрастом силовая выносливость к статическим и динамическим силовым усилиям возрастает.
Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий. Эти действия специфичны для многих профессий в том числе и для спорта. Поэтому методика совершенствования скоростной выносливости все будет иметь сходные черты при профессиональной и спортивной подготовке.
Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения.
Для воспитания общей выносливости следует применять методы непрерывного экстенсивного упражнения, как в равномерном, так и в вариативном режиме, игровой метод и круговую тренировку.
Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации. Иными словами - это выносливость к определённому виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приёмы в течение схватки, игры и т.д.
Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет многокомпонентное понятие т.к. уровень её развития зависит от многих факторов [20, c. 57]:
- общей выносливости;
- скоростных возможностей спортсмена;
- силовых качеств спортсмена;
- технико-тактического мастерства и волевых качеств спортсмена.
Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости: к сложно-координированной, силовой, скоростно-силовой и гликометической анаэробной работе; статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности; к длительной работе переменной мощности; а также к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода); сенсорную выносливость – способность быстро и точно реагировать на внешнее воздействие среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового.
Можно выделить два основных методических подхода к развитию специальной выносливости [3, c. 86]:
1. аналитический, основанный на избирательно направленном воздействии на каждый из факторов, от которых зависит уровень её проявления в избранном виде спорта. Это связано с тем, что в одних видах спорта выносливость непосредственно определяет достигаемый результат (ходьба, бег на разные дистанции и т.д.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определённые тактические действия (бокс, спорт. игры и т.д.)
2. целостный подход, основанный на интегральном воздействии на различные факторы специальной выносливости.
Уровень развития выносливости зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма, особенно ЦНС, ССС, дыхательной и эндокринной систем, а также состояния обмена веществ и нервно-мышечного аппарата. Некоторые виды выносливости могут некоррелировать друг с друтом. Можно обладать высокой выносливостью в динамической работе и малой в удержании статического усилия. Это обусловлено различиями в биохимических механизмах обеспечения работ и в особенностях развития торможения в ЦНС. Чем больше интенсивность, тем меньше выносливость.
Различают также глобальную (при участии в ней более ¾ мышц тела), региональную (если задействовано от ¼ до ¾ мышечной массы) и локальную (менее ¼ ) выносливость.
Глобальная работа вызывает наибольшее усиление деятельности кардиореспираторных систем организма, в её энергетическом обеспечении больше доля аэробных процессов.
Региональная работа приводит к менее выраженным метаболическим сдвигам в организме, в её обеспечении возрастает доля анаэробных процессов.
Локальная работа не связана со значительными изменениями состояния организма в целом, но в работающих мышцах происходит существенное истощение энергетических субстратов, приводящее к локальному мышечному утомлению. Чем локальнее мышечная работа, тем больше в ней доля анаэробных процессов энергообеспечения при одинаковом объеме внешне выполненной физической работы.
Измерителем выносливости является время, в течение которого человек способен поддержать заданную интенсивность деятельности (В.С.Фарфель). При этом в одних случаях учитывается предельно возможное время выполнения какой-либо работы «до отказа», в других - время, в течение которого удается совершать деятельность в стадии оптимальной работоспособности или стадиях компенсированного и декомпенсированного утомления.
Таким образом, выносливость можно определить как способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности на необходимом уровне ее эффективности.
2.2. Факторы,
определяющие проявления
Среди факторов, обусловливающих уровень развития выносливости, выделяют:
- анатомо-морфологический (структурный);
- метаболический;
- регуляторный.
Анатомо-морфологический фактор определяется прежде всего строением мышц и композиций мышечных волокон, размерами и гипсрфункцией сердца, гемодинамикой. Мышцы человека обладают способностью как к скоростной, так и к длительной работе в условиях развивающегося утомления. Это связано прежде всего с морфофункциональными свойствами самих мышц, выражающимися в неоднородном составе мышечных волокон. Мышечные волокна используют главным образом аэробный окислительный путь ресинтеза АТФ чему способствуют богатая капиллярная сеть, повышенное содержание миоглобина, митохондрий, в которых протекают окислительные процессы, высокая активность окислительных ферментов. БГ мышечные волокна используют анаэробный гликолитический путь энергопродукции, обладают высокой активностью гликолитических ферментов, повышенным содержанием гликогена, имеют малое число капиляров, меньше митохондрий, миоглобина [4, c. 201].
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают, определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена. Метаболический фактор включает в себя объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.
Информация о работе Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки