Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 04:32, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности методики развития выносливости при обучении юных пловцов на начальном этапе.
Гипотеза: можно предположить, что развитие общей выносливости при обучении плаванию на начальном этапе должно происходить с учетом возрастных особенностей юных пловцов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ 5
1.1. Этапы многолетней тренировки 5
1.2. Задачи и содержание этапов начальной подготовки 9
1.3. Возрастные особенности начальной подготовки юных пловцов (возраст 8-10) 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 15
2.1. Понятие о выносливости 15
2.2. Факторы, определяющие проявления выносливости 19
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 22
3.1. Средства и методы 22
3.2. Контроль, планирование развития общей выносливости 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов [19, c. 80].
1. Полные (ординарные)
интервалы, гарантирующие к
2. Напряженные
(неполные) интервалы, при которых
очередная нагрузка попадает
на состояние более или менее
значительного
3. Минимакс интервал.
Это наименьший интервал
Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью.
При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.
Без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Контроль за тренировкой состоит из контроля за переносимостью тренировочных нагрузок, за состоянием здоровья пловца, уровнем развития физических качеств и спортивных результатов за овладением спортивно-техническим мастерством. Переносимость нагрузок на тренировках определяется прежде всего наблюдениями за внешними признаками усталости. Сильная усталость пловца проявляется в покраснении лица или необычной бледности, в вялости выполнения движений.
Состояние здоровья контролируется по следующим признакам: желание тренироваться, переносимость нагрузок на тренировках, состояние сна, аппетит и вес спортсмена, данные медицинских наблюдений.
Контроль за уровнем физических качеств и спортивных результатов осуществляется по результатам тестов, направленных на выявление уровня развития силы, выносливости, и по постепенному, хотя и волнообразному, изменению спортивных результатов от соревнования к соревнованию.
Оценка спортивно-технического мастерства производится на всех этапах тренировки. В процессе тренировки пловцов до II спортивного разряда контроль за техникой плавания обычно проводится визуально. При этом особое внимание обращается на положение тела в воде (устойчивое ли, хорошо обтекаемое), эффективность гребков, дыхание (свободное ли, ритмичное) и на ритмичность движений.
Важной составной частью контроля за тренировкой являются учет и анализ проделанной работы. Учет .тренировки осуществляется в дневниках спортсменов и тренеров, где фиксируются данные, необходимые для контроля за тренировочным процессом. Спортсмен записывает в дневник сведения о выполнении всех упражнений, показатели пульсометрии, ЖЕЛ, веса тела, замечания врача при осмотрах, сведения о самочувствии, сне, аппетите, результаты тестирования, спортивные результаты на соревнованиях, замечания тренера и др. В дневнике тренера фиксируются более обобщенные данные: выполнение плана тренировки, спортивные результаты, основные недостатки в овладении спортивнотехническим мастерством и предложения для их устранения [8, c. 39].
Таким образом, при проведении методики по развитию общей выносливости необходимо эффективное планирование и четкий контроль выполнения упражнений. Планирование включает в себя не только подбор упражнений на развитие выносливости, но и их интенсивность, продолжительность и отдых. Контроль необходим для эффективного проведения тренировок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема рациональной многолетней подготовки пловцов интенсивно изучается уже в течение четверти века. Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов, является целостной педагогической системой, которая должна строится на основе возрастных закономерностей физического развития и формирования спортивно-технического мастерства. Проблема выделения этапов многолетней подготовки пловцов раскрыта в трудах Л.П. Матвеева, Н.Ж.Булгаковой, С.М. Вайцеховского и других ученых. В современной науке выделяются 4 основных этапа в многолетней подготовке пловцов: этап начальной спортивной подготовки, этап углубленной спортивной подготовки, этап спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства. Оптимальный возраст для этапа начальной подготовки составляет 8-10 лет.
Основными задачами в функциональной подготовке пловцов на начальном этапе являются: совершенствование выносливости в аэробной зоне и начало совершенствования выносливости в смешанной аэробно-анаэробной зоне энергетического обеспечения; начало совершенствования силовой выносливости; начало развития скоростных и скоростно-силовых качеств; становление техники спортивного плавания в соответствии с общепринятыми стандартами; совершенствование гибкости; начало психологической и тактической подготовки. На этапе начальной подготовки пловцов, который в большинстве случаев совпадает с возрастом от 8 до 10 лет, принципиальны преимущественно общефизическая направленность и «щадящие» нагрузки. Начальное обучение плаванию проводится в два этапа. В конце первого этапа дети должны приобрести навыки, которые помогут им уверенно и надежно чувствовать себя на воде. На втором этапе разучиваются техника спортивных способов плавания, старты и простые повороты. На первом и втором этапах постепенно отрабатываются двигательные навыки.
При подготовке юных пловцов надо прежде всего учитывать биологический возраст. При планировании тренировочной работы на этапе предварительной подготовки, необходимо учитывать, что дети и подростки отличаются значительно большими, по сравнению с взрослыми, энергетическими затратами при выполнении одних и тех же двигательных задач.
Выносливостью
называется способность человека выполнять
двигательную деятельность в течении
длительного времени без
Основными факторами развития выносливости являются анатомо-морфологический, метаболический и регуляторный. Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях.
Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К основным методам развития общей выносливости относятся метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод повторного интервального упражнения, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный метод.
При планировании развития общей выносливости тренер должен уделить особое внимание интенсивности упражнений, продолжительности выполнения упражнений, а также отдыху между упражнениями. Без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Контроль за тренировкой состоит из контроля за переносимостью тренировочных нагрузок, за состоянием здоровья пловца, уровнем развития физических качеств и спортивных результатов за овладением спортивно-техническим мастерством.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Во время планирования тренировок целесообразно учитывать градиент биологического развития организма.
2. Для развития
выносливости у юных пловцов
обучение рекомендуется
3. При планировании объёма тренировочных средств в многолетнем тренировочном процессе, необходимо учитывать оптимальное соотношение средств общей и специальной физической подготовленности.
4. Выбирая методы развития выносливости юных пловцов необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки, продолжительность выполнения физической нагрузки, продолжительность отдыха между нагрузками, характер выполнения упражнений, количество повторений упражнений, состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Информация о работе Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки