Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 04:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности методики развития выносливости при обучении юных пловцов на начальном этапе.
Гипотеза: можно предположить, что развитие общей выносливости при обучении плаванию на начальном этапе должно происходить с учетом возрастных особенностей юных пловцов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 4
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ 5
1.1. Этапы многолетней тренировки 5
1.2. Задачи и содержание этапов начальной подготовки 9
1.3. Возрастные особенности начальной подготовки юных пловцов (возраст 8-10) 12
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА 15
2.1. Понятие о выносливости 15
2.2. Факторы, определяющие проявления выносливости 19
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 22
3.1. Средства и методы 22
3.2. Контроль, планирование развития общей выносливости 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Вложенные файлы: 1 файл

Плавание.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует  различать три типа интервалов [19, c. 80].

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту  очередного повторения практически  такое восстановление работоспособности,  которое было до его предыдущего  выполнения, Это дает возможность  повторить работу без дополнительного  напряжения функций.

2. Напряженные  (неполные) интервалы, при которых  очередная нагрузка попадает  на состояние более или менее  значительного недовосстановления, что, однако, не обязательно будет  выражаться в течение известного  времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха  между упражнениями, после которого  наблюдается повышенная работоспособность  (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может  быть активным, пассивным. При пассивном  отдыхе занимающийся не выполняет никакой  работы, при активном - заполняет  паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к  критической, активный отдых позволяет  поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает  резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.

Без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Контроль за тренировкой состоит из контроля за переносимостью тренировочных нагрузок, за состоянием здоровья пловца, уровнем развития физических качеств и спортивных результатов за овладением спортивно-техническим мастерством. Переносимость нагрузок на тренировках определяется прежде всего наблюдениями за внешними признаками усталости. Сильная усталость пловца проявляется в покраснении лица или необычной бледности, в вялости выполнения движений.

Состояние здоровья контролируется по следующим признакам: желание тренироваться, переносимость  нагрузок на тренировках, состояние  сна, аппетит и вес спортсмена, данные медицинских наблюдений.

Контроль за уровнем физических качеств и  спортивных результатов осуществляется по результатам тестов, направленных на выявление уровня развития силы, выносливости, и по постепенному, хотя и волнообразному, изменению спортивных результатов от соревнования к соревнованию.

Оценка спортивно-технического мастерства производится на всех этапах тренировки. В процессе тренировки пловцов до II спортивного разряда  контроль за техникой плавания обычно проводится визуально. При этом особое внимание обращается на положение тела в воде (устойчивое ли, хорошо обтекаемое), эффективность гребков, дыхание (свободное ли, ритмичное) и на ритмичность движений.

Важной составной  частью контроля за тренировкой являются учет и анализ проделанной работы. Учет .тренировки осуществляется в дневниках спортсменов и тренеров, где фиксируются данные, необходимые для контроля за тренировочным процессом. Спортсмен записывает в дневник сведения о выполнении всех упражнений, показатели пульсометрии, ЖЕЛ, веса тела, замечания врача при осмотрах, сведения о самочувствии, сне, аппетите, результаты тестирования, спортивные результаты на соревнованиях, замечания тренера и др. В дневнике тренера фиксируются более обобщенные данные: выполнение плана тренировки, спортивные результаты, основные недостатки в овладении спортивнотехническим мастерством и предложения для их устранения [8, c. 39].

Таким образом, при проведении методики по развитию общей выносливости необходимо эффективное  планирование и четкий контроль выполнения упражнений. Планирование включает в себя не только подбор упражнений на развитие выносливости, но и их интенсивность, продолжительность и отдых. Контроль необходим для эффективного проведения тренировок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема рациональной многолетней подготовки пловцов интенсивно изучается уже в течение четверти века. Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов, является целостной педагогической системой, которая должна строится на основе возрастных закономерностей физического развития и формирования спортивно-технического мастерства. Проблема выделения этапов многолетней подготовки пловцов раскрыта в трудах Л.П. Матвеева,  Н.Ж.Булгаковой, С.М. Вайцеховского и других ученых. В современной науке выделяются 4 основных этапа в многолетней подготовке пловцов: этап начальной спортивной подготовки, этап углубленной спортивной подготовки, этап спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства. Оптимальный возраст для этапа начальной подготовки составляет 8-10 лет.

Основными задачами в функциональной подготовке пловцов на начальном этапе являются: совершенствование выносливости в аэробной зоне и начало совершенствования выносливости в смешанной аэробно-анаэробной зоне энергетического обеспечения; начало совершенствования силовой выносливости;  начало развития скоростных и скоростно-силовых качеств; становление техники спортивного плавания в соответствии с общепринятыми стандартами; совершенствование гибкости; начало психологической и тактической подготовки. На этапе начальной подготовки пловцов, который в большинстве случаев совпадает с возрастом от 8 до 10 лет, принципиальны преимущественно общефизическая направленность и «щадящие» нагрузки. Начальное обучение плаванию проводится в два этапа. В конце первого этапа дети должны приобрести навыки, которые помогут им уверенно и надежно чувствовать себя на воде. На втором этапе разучиваются техника спортивных способов плавания, старты и простые повороты. На первом и втором этапах постепенно отрабатываются двигательные навыки.

При подготовке юных пловцов надо прежде всего учитывать биологический возраст. При  планировании  тренировочной  работы  на  этапе  предварительной  подготовки, необходимо  учитывать, что  дети  и  подростки  отличаются  значительно  большими, по  сравнению  с  взрослыми,  энергетическими  затратами  при  выполнении  одних  и  тех  же  двигательных  задач.

Выносливостью называется способность человека выполнять  двигательную деятельность в течении  длительного времени без снижения заданной интенсивности под влиянием утомления. Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. Специальная выносливость - это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку за время, обусловленное требованиями его специализации.

Основными факторами  развития выносливости являются анатомо-морфологический, метаболический и регуляторный. Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях.

Средствами  развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К основным методам развития общей выносливости относятся метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод повторного интервального упражнения, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный метод.

При планировании развития общей выносливости тренер должен уделить особое внимание интенсивности упражнений, продолжительности выполнения упражнений, а также отдыху между упражнениями. Без контроля за тренировочным процессом, за состоянием здоровья спортсмена невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья. Контроль за тренировкой состоит из контроля за переносимостью тренировочных нагрузок, за состоянием здоровья пловца, уровнем развития физических качеств и спортивных результатов за овладением спортивно-техническим мастерством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Во время планирования тренировок целесообразно учитывать градиент биологического развития организма.

2. Для развития  выносливости у юных пловцов  обучение рекомендуется проводить  на разной скорости.

3. При планировании объёма тренировочных средств в многолетнем тренировочном процессе, необходимо учитывать оптимальное соотношение средств общей и специальной физической подготовленности.

4. Выбирая методы развития выносливости юных пловцов необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки, продолжительность выполнения физической нагрузки, продолжительность отдыха между нагрузками, характер выполнения упражнений, количество повторений упражнений, состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 371 с.
  2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986. - 190 с.
  3. Булгакова Н.Ж., Платонов В.Н. Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки // Плавание. - Киев, 2000. - 275 с.
  4. Вайцеховский С.М. Советские пловцы в 1973-1974 годах // Научно-спортивный вестник. 1974, № 3, с. 18-21.
  5. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 2, с. 21-26.
  6. Волков Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке// Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 5, с. 21-49.
  7. Ганчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. - Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. - 352 с.
  8. Градополов К. В. Бокс. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 340 с.
  9. Егер К., Оельшлегель Г. “Юным спортсменам о тренировке”. - М: Физкультура и спорт, 1995. - 483 с.
  10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1986. -  200 с.
  11. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: ФиС, 1956, 205 с.
  12. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания. – Л., 1979. – 83 с.
  13. Каунсилмен Дж. Спортивное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 208 с.
  14. Коц Я.М. Физиологические основы выносливости. Спортивная физиология: Учебн. для ИФК, 1986. - 482 с.
  15. Кунат П. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта// Психология и современный спорт. – М., 1973. – с. 224-319.
  16. Макаренко Л.П. Юный пловец.- М.: ФиС, 1983. - 526 с.
  17. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК: Учебн. для ИФК. - М.: ФиС, 1991, 542с.
  18. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн: пос. для ИФК. - М.: ФиС. 1997. -  271 с.
  19. Набатникова М.Я. Плавание: Учебник для тренеров. - М.: Академия, 1999. - 193 с.
  20. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. - М.:Просвещение, 2003. -  128 с.
  21. Платонов В.Н., Фесенко С.Л. Сильнейшие пловцы мира. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304 с.
  22. Плавание/ Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 495 с.
  23. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 152 с.
  24. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 2002. - 514 с.
  25. Смирнов М.Р. Закономерности биоэнергетического обеспечения циклической нагрузки. Новосибирск, 1994. -  216 с.
  26. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. М.: СААМ, 1995. - 445с.
  27. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и её индивидуализация. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 147 с.
  28. Тер-Ованесян А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка). - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
  29. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. - М.: ФиС, 1976. - 239 с.
  30. Чернышев Б.М. Все о плавании: Ежегодник-88 / Сост. Б.М. Чернышев. - М.: Сов. спорт, 1988. - 94 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие выносливости у пловцов на первом этапе подготовки