Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста пи занятиями бальными танцами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – теоретическое исследование влияния специфики двигательных методов на начальном обучении бальными танцами детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить различные новейшие подходы и методы начального обучения бальными танцами детей младшего и старшего дошкольного возраста.
2. Отобразить специфику работы педагога бального танца с детьми на начальном этапе обучения.
3. Анализ новейших методов, влияющих на двигательную активность детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1.Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста на начальном этапе обучения бальными танцами ………………4
1.1 Понятие арт-терапии……………………………………………………..4
1.1.1 Функции и значение арт-терапии……………………………………...6
1.2 Понятие сказкотерапии…………………………………………………..7
1.2.1Теоретические основы сказкотерапии: фольклор в действии на двигательную активность дошкольников…………………………………………8
1.2.2 Сказкотерапия в сочетании с использованием фитбол-танцевальной гимнастики с детьми дошкольного возраста………………………………11
1.2.3 Танцевально-двигательная сказкотерапия для дошкольников……..16
1.2.4 Роль и значение сказкотерапии и фитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детей дошкольного возраста…….17
2. Понятие игротерапии……………………………………………………..19
2.1 Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического совершенствования дошкольников………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………....26
Список используемых источников…………………………………………..28
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….32
Приложение 3………………………………………………………………….33
Приложение 4………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 59.04 Кб (Скачать файл)

Перед тем как заняться игротерапией, педагог-хореограф должен обратить внимание на семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние родителей таких детей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у ребёнка.

Начинать игровые занятия  с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Эти игры помогают:

1) обеспечить эмоциональную  разрядку – снять накопившееся  нервное напряжение и зарядить  детей и взрослых очередной  порцией жизнерадостности и оптимизма;

2) уменьшить страх неожиданного  воздействия, нападения, наказания,  темноты, замкнутого пространства, одиночества;

3) улучшить гибкость в  поведении и способность быстро  принимать решения;

4) освоить групповые правила  поведения; 

5) наладить контакт между  родителями и детьми;

6) развить ловкость и  координацию движений;

7) научиться основам для  дальнейшего изучения бальной  хореографии. 

Для детей младшего дошкольного  возраста

Основной призрак сказочной игротерапии – инструкция к игре в форме сказки или притчи. Инструкция в сказочной форме создаёт условия для более глубокого проживания ребёнком всего хода игры.

Выделяют два способа  превращения обычной игротерапии в сказочную: 1) «переписывание» существующей инструкции к игре в форме сказки или притчи;

2) игра придумывается  к сказке. В зависимости от  целей работы и проблем воспитанника, подбираются сказки и на основе  их сюжета придумываются подвижные  танцевальные игры. Дети младшего  дошкольного возраста занимаются под образную музыку, которая развивает у них фантазию, дети могут мечтать, представляя себя в сказочных мирах. ( Используются более лёгкие и простые танцевальные игры. [Приложение 3]). Ролевые игры позволяют детям стать персонажами из мультфильмов, сказок и фантазий самих детей и хореографа. Такой подход на начальном этапе обучения бальным танцам позволяет детям самовыражаться в танце, развиваясь эмоционально и духовно. Благодаря интересу всех детей к играм вообще, занимающиеся легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической пользы.

Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя уверенней в коллективе бального танца, детского сада, лагеря отдыха, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации. Для детей старшего дошкольного возраста используются уже более сложные танцевальные игры. [Приложение 4]. Дети могут использовать свои новоприобретенные танцевальные навыки и дома, отмечая в кругу друзей День рождения и другие праздники, в чем им могут помочь взрослые, дав правила игры и направляя в ее рамках их энергию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического совершенствования дошкольников

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи  с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности [4].

Анализ научно-методической литературы [5,6,10,16,22], многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательно-активных способностей у детей. Игровые виды и действия требуют всего комплекса способностей от ребёнка в связи с тем, что для стимулирования развития танцевальных способностей необходимо многократно повторять движения с максимальной точностью, а также учитывать функциональные возможности ребёнка. От последних в свою очередь зависит правильное исполнение танцевальных движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время  находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в коллективах бального танца. Поэтому, проблема воспитания двигательно-активных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования [10].

Подвижные игры различной  направленности являются очень эффективным  средством комплексного совершенствования  танцевальных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания на начальном этапе изучения бальных танцев. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые танцевальные движения [3,12,18].

За последние годы подвижные  игры все решительнее завоевывает  симпатии педагогов-хореографов. Творчески  работающие педагоги бального танца  стремятся широко и разносторонне  вводить игру или ее элементы в  танцевальные занятия. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде [18].

Можно полагать, что использование  педагогами бальных танцев подвижных  игр различной направленности на занятиях спортивно-бального танца  в своём коллективе значительно повысят уровень и темп развития их учеников. Творческая деятельность детей в структуре общеразвивающего и коррекционного танца позволяет формировать качества личности, которые оптимально развиваются в игровом танце, исходящим из народной культуры. В процессе игровой образовательной танцевальной деятельности достигается высокий уровень эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного, морально-нравственного, эстетического развития. В современном общем образовании фактически отсутствует дисциплина, направленная на ознакомление, сохранение и развития многофункциональных народных танцевальных традиций отечественной культуры.

Игровой танец способен решить разные проблемы ребенка. Он может иметь  как тренирующий, так и развивающий  коррекционный характер. Систематические танцевальные занятия бальными танцами с детьми носят многофункциональный характер, они способствуют развитию и совершенствованию не только двигательно-координационные навыки, хотя телесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и задачами физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного  возраста трудно недооценить. Результатами уроков бального танца являются индивидуальное развитие каждого ученика в групповых  занятиях и способность учащихся к продуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и видов учебной деятельности.

На начальном этапе  обучения детей бальным танцам дошкольного  возраста используют (как стало известно из данной работы) общеразвивающие  игровые танцы, изучающиеся в дошкольном возрасте. Основная цель занятий бального танца на данном этапе - укрепление здоровья учащихся, их творческое развитие и социализация, а также дальнейшая заинтересованность ими изучения и занятия бальными танцами.

Но возрастные особенности  и возможности детей дошкольного  возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности физиологического и психического развития дошкольников, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам-хореографам приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация танцевального обучения (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательно-активной танцевальной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Это обязывает педагога бального танца уметь определить ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективность используемых методик. Сказко и игротерапии являются уникальными новейшими методиками, которые эффективно действуют в работе над двигательной активностью детей дошкольного возраста и помогают педагогу-хореографу реализовать свои методы обучения для эффективного конечного результата. Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными движениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у педагога-хореографа, после игры, как на занятии, так и вне коллектива бального танца, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в бальном танцевальном коллективе, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениями и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой. В этом случае полностью воплотится цель родителей и педагога бального танца заинтересовать и вовлечь ребёнка в дальнейшее изучение и занятие бальными танцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Российская педагогическая  энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В.  Давыдов. М., 1998

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии, М.,2006

3. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин тов. М.: Просвещение, 1990. 287 с.

5. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. М.: Физкультура и спорт, 1974. 208 с.

6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

7.Журнал "Няня", Лечение  Арт-игрой, 2002, № 2

8. Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников, М., 2002

9. Туфанова В. А. Арт-терапия., психология и педагогика., М.,2007 10.Эльконтьев Д.Б. Психология игры: Учебник – М., 1978г.

11. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Нар. асвета, 1978. - 88 с.

12. Конытин А. И. Основы арт-терапии, СПб, 1999

13. Коротков И.М. Подвижные  игры в занятиях спортом. М.: Физкультура и спорт, 1971. 116 с.

14. Вачков И.В. Главы из книги «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку», М.,2006

15. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», С.-П.,1998

16. Полухина О. «Сказкотерапия: Теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста», М., 2002

17. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. - Мн.: Народная асвета, 1980. - 128 с.

18. Лях В.И. Координационные  способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с. 

19. Матвеев Л.П. Теория  и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

20. Физическое воспитание  детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.

21. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.: ил.

22. А.М. Мессер “Танец. Мысль. Время.”, М., 1990

23. Фомин Н.А., Филин В.П.  Возрастные основы физического  воспитания. М.: Физкультура и спорт. 1972. 176 с.

24. Савенков А.И. Методика  исследовательского обучения младших  школьников.-Самара: Издательский дом «Федоров». – 2007.

25. Е.П. Валукин “Проблемы наследия в хореографическом искусстве”, М., 1992.

26. Сборник Танцевально-двигательная  терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.)

27. http://www.dance-code.ru/library/tancevalnye-igry-dlya-detej.htm

28. http://www.alliance.zp.ua/tantsevalnyie-igryi-dlya-detey/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сказка о Родничке

Каждому ребенку выдается карточка с ролью (одного из действующих  персонажей сказки) а также время на подготовку своего танца. После этого все дети садятся в одной части зала, а другая становится залом. Ведущий игру начинает читать сказку, вызывая к танцу тех детей, чьи роли появляется в действии. Таким образом получается общая сказка в танцах.

Пример сказки:

“Как-то рано утром вышло  солныко и осветило пустыню. В этой пустыне росло много-много цветов, кактусов и пальм. Там жила-была бабочка. Ей было очень жарко и все время хотелось пить. Тогда бабочка отправилась на поиски воды. В это время по небу летела тучка. И бабочка попросила ее, чтобы пошел дождик. Тучка согласилась и много-много капелек полетело на землю…

Но вдруг подул ветер! Он сдул дождик дальше и бабочка не смогла напиться. А впереди показалась змея! Бабочка спросила ее – куда лететь и змея указала ей путь. Через время бабочка увидела настоящие зеленые деревья и кусты ! А среди них тек звонкий и молоденький ручеек.

Бабочка напилась и все закончилось хорошо!

Карточки: Солнышко, Пустыня, Цветок, Кактус, Пальма, Бабочка, Тучка, несколько Капелек, Ветер, Змея, Дерево, Кустик, Ручеек.

 

 

 

 

Приложение 2

Мячик – невидимка

Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика.

Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы – кувшин, поднос, ткань, цветы… Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Сад

Каждому ребенку предлагается свое собственное задание – станцевать какое-то животное, растение или часть  пейзажа. Для создания некоторых  образов (скажем, ручья или облака) детки могут объединяться по несколько  человек. Карточки вы можете придумать сами, но вот несколько примеров: пчела, ромашка, яблоня, розовый куст, лилия, кузнечик, кролик, котенок, солнце, ручеек, вишня, куст сирени, воробей, ласточка, тучка и т.д. После этого танца предложить детям усложнить задание – станцевать всем вместе один общий Сад. Для этого нужно объяснить им, что такое общий, групповой танец, что общая картина сильно зависит от стараний каждого. Потом происходит постепенное встраивание образов в общую картину танца. То есть, начинает танцевать одна группа людей, скажем, деревья. Затем к ним подстраиваются животные, цветы… и так – до последнего участника.

Информация о работе Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста пи занятиями бальными танцами