Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое исследование влияния специфики двигательных методов на начальном обучении бальными танцами детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
1. Выявить различные новейшие подходы и методы начального обучения бальными танцами детей младшего и старшего дошкольного возраста.
2. Отобразить специфику работы педагога бального танца с детьми на начальном этапе обучения.
3. Анализ новейших методов, влияющих на двигательную активность детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………2
1.Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста на начальном этапе обучения бальными танцами ………………4
1.1 Понятие арт-терапии……………………………………………………..4
1.1.1 Функции и значение арт-терапии……………………………………...6
1.2 Понятие сказкотерапии…………………………………………………..7
1.2.1Теоретические основы сказкотерапии: фольклор в действии на двигательную активность дошкольников…………………………………………8
1.2.2 Сказкотерапия в сочетании с использованием фитбол-танцевальной гимнастики с детьми дошкольного возраста………………………………11
1.2.3 Танцевально-двигательная сказкотерапия для дошкольников……..16
1.2.4 Роль и значение сказкотерапии и фитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детей дошкольного возраста…….17
2. Понятие игротерапии……………………………………………………..19
2.1 Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического совершенствования дошкольников………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………....26
Список используемых источников…………………………………………..28
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….32
Приложение 3………………………………………………………………….33
Приложение 4………………………………………………………………….34
Перед тем как заняться игротерапией, педагог-хореограф должен обратить внимание на семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние родителей таких детей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у ребёнка.
Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.
Эти игры помогают:
1) обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
2) уменьшить страх неожиданного
воздействия, нападения,
3) улучшить гибкость в
поведении и способность
4) освоить групповые правила поведения;
5) наладить контакт между родителями и детьми;
6) развить ловкость и координацию движений;
7) научиться основам для дальнейшего изучения бальной хореографии.
Для детей младшего дошкольного возраста
Основной призрак сказочной игротерапии – инструкция к игре в форме сказки или притчи. Инструкция в сказочной форме создаёт условия для более глубокого проживания ребёнком всего хода игры.
Выделяют два способа
превращения обычной
2) игра придумывается
к сказке. В зависимости от
целей работы и проблем
Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя уверенней в коллективе бального танца, детского сада, лагеря отдыха, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации. Для детей старшего дошкольного возраста используются уже более сложные танцевальные игры. [Приложение 4]. Дети могут использовать свои новоприобретенные танцевальные навыки и дома, отмечая в кругу друзей День рождения и другие праздники, в чем им могут помочь взрослые, дав правила игры и направляя в ее рамках их энергию.
2.1 Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического совершенствования дошкольников
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности [4].
Анализ научно-методической литературы [5,6,10,16,22], многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательно-активных способностей у детей. Игровые виды и действия требуют всего комплекса способностей от ребёнка в связи с тем, что для стимулирования развития танцевальных способностей необходимо многократно повторять движения с максимальной точностью, а также учитывать функциональные возможности ребёнка. От последних в свою очередь зависит правильное исполнение танцевальных движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в коллективах бального танца. Поэтому, проблема воспитания двигательно-активных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования [10].
Подвижные игры различной
направленности являются очень эффективным
средством комплексного совершенствования
танцевальных качеств. Они же в наибольшей
степени позволяют
За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов-хореографов. Творчески работающие педагоги бального танца стремятся широко и разносторонне вводить игру или ее элементы в танцевальные занятия. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде [18].
Можно полагать, что использование педагогами бальных танцев подвижных игр различной направленности на занятиях спортивно-бального танца в своём коллективе значительно повысят уровень и темп развития их учеников. Творческая деятельность детей в структуре общеразвивающего и коррекционного танца позволяет формировать качества личности, которые оптимально развиваются в игровом танце, исходящим из народной культуры. В процессе игровой образовательной танцевальной деятельности достигается высокий уровень эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного, морально-нравственного, эстетического развития. В современном общем образовании фактически отсутствует дисциплина, направленная на ознакомление, сохранение и развития многофункциональных народных танцевальных традиций отечественной культуры.
Игровой танец способен решить разные проблемы ребенка. Он может иметь как тренирующий, так и развивающий коррекционный характер. Систематические танцевальные занятия бальными танцами с детьми носят многофункциональный характер, они способствуют развитию и совершенствованию не только двигательно-координационные навыки, хотя телесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и задачами физической культуры.
Заключение
Влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста трудно недооценить. Результатами уроков бального танца являются индивидуальное развитие каждого ученика в групповых занятиях и способность учащихся к продуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и видов учебной деятельности.
На начальном этапе обучения детей бальным танцам дошкольного возраста используют (как стало известно из данной работы) общеразвивающие игровые танцы, изучающиеся в дошкольном возрасте. Основная цель занятий бального танца на данном этапе - укрепление здоровья учащихся, их творческое развитие и социализация, а также дальнейшая заинтересованность ими изучения и занятия бальными танцами.
Но возрастные особенности
и возможности детей
Список используемых источников
1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1998
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии, М.,2006
3. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин тов. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
5. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. М.: Физкультура и спорт, 1974. 208 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
7.Журнал "Няня", Лечение Арт-игрой, 2002, № 2
8. Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников, М., 2002
9. Туфанова В. А. Арт-терапия., психология и педагогика., М.,2007 10.Эльконтьев Д.Б. Психология игры: Учебник – М., 1978г.
11. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Нар. асвета, 1978. - 88 с.
12. Конытин А. И. Основы арт-терапии, СПб, 1999
13. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: Физкультура и спорт, 1971. 116 с.
14. Вачков И.В. Главы из книги «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку», М.,2006
15. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», С.-П.,1998
16. Полухина О. «Сказкотерапия: Теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста», М., 2002
17. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. - Мн.: Народная асвета, 1980. - 128 с.
18. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с.
19. Матвеев Л.П. Теория
и методика физической
20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.
21. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.: ил.
22. А.М. Мессер “Танец. Мысль. Время.”, М., 1990
23. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт. 1972. 176 с.
24. Савенков А.И. Методика
исследовательского обучения
25. Е.П. Валукин “Проблемы наследия в хореографическом искусстве”, М., 1992.
26. Сборник Танцевально-
27. http://www.dance-code.ru/
28. http://www.alliance.zp.ua/
Приложение 1
Сказка о Родничке
Каждому ребенку выдается карточка с ролью (одного из действующих персонажей сказки) а также время на подготовку своего танца. После этого все дети садятся в одной части зала, а другая становится залом. Ведущий игру начинает читать сказку, вызывая к танцу тех детей, чьи роли появляется в действии. Таким образом получается общая сказка в танцах.
Пример сказки:
“Как-то рано утром вышло солныко и осветило пустыню. В этой пустыне росло много-много цветов, кактусов и пальм. Там жила-была бабочка. Ей было очень жарко и все время хотелось пить. Тогда бабочка отправилась на поиски воды. В это время по небу летела тучка. И бабочка попросила ее, чтобы пошел дождик. Тучка согласилась и много-много капелек полетело на землю…
Но вдруг подул ветер! Он сдул дождик дальше и бабочка не смогла напиться. А впереди показалась змея! Бабочка спросила ее – куда лететь и змея указала ей путь. Через время бабочка увидела настоящие зеленые деревья и кусты ! А среди них тек звонкий и молоденький ручеек.
Бабочка напилась и все закончилось хорошо!
Карточки: Солнышко, Пустыня, Цветок, Кактус, Пальма, Бабочка, Тучка, несколько Капелек, Ветер, Змея, Дерево, Кустик, Ручеек.
Приложение 2
Мячик – невидимка
Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика.
Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы – кувшин, поднос, ткань, цветы… Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.
Приложение 3
Сад
Каждому ребенку предлагается
свое собственное задание –