Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества.
Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой дея¬тельности спонтанно происходило совершенствование их физи¬ческих способностей - силы, выносливости, быстроты.
1. Введение…………………………………………………………………………2
2. Цель физического воспитания………………………………………………….4
3. Задачи физического воспитания………………………………………………..5
3.1. Анализ литературы по физическому воспитанию………………………..8
3.2. Основные понятия по физическому воспитанию………………………...8 Мировые тенденции развития физической культуры и спорта………….10
4. Роль физического воспитания в современном обществе……………………..12
5. Раскрытие основных понятий физического воспитания……………………...15
5.1. Физическая культура
5.2. Физическое воспитание
5.3. Физическаяподготовка
5.4. Физическое развитие
5.5. Физическое совершенство
5.6. Спорт
6. Вывод……………………………………………………………………………..17
7. Список использованной литературы……………………………………………19
3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
4) постановления правительства
о состоянии и путях
5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.
Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).
К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие:
1) физическое воспитание;
2) физическая подготовка;
3) физическое развитие;
4) физическое совершенство;
5) спорт.
Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции
Мировые тенденции развития физической культуры и спорта
В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
Во многих зарубежных странах
физкультурно-оздоровительная
Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются малозатратные поведенческие программы, такие как «Джонсон и Джонсон», «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь – будь в ней», «Тримминг 130», которые направлены на формирования моральной и материальной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, что не в последнюю очередь определено происходящими негативными демографическими процессами.
Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.
За рубежом спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений. К олимпийскому спортивному сообществу принадлежат более 200 стран мира.
Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:
Ø в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
Ø в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
Ø в продлении активного творческого долголетия людей;
Ø в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
Ø в использовании физкультуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
Ø в вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;
Ø в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
Ø резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии
Ø в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни;
Ø в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
Ø в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Роль физического воспитания в современном обществе
Одним из важнейших видов деятельности человека является его самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание.
Целеустремленность личности, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п.
Неблагоприятное, одностороннее
воздействие таких
Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными он руководствуется.
Самовоспитание - это активная
творческая деятельность личности, имеющая
своей целью совершенствование
физических, интеллектуальных, духовных
качеств, воли, настойчивости, борьбу против
собственных отрицательных
Здесь огромную помощь может оказать педагог, который раскрывает роль в самовоспитании таких методов, как самовнушение, умение критически посмотреть на себя как бы со стороны, самообязательство, самоконтроль и т.п. Очень важно сформировать у занимающихся представление об идеалах.
Большое значение приобретают самообразование, поиски литературных советов и рекомендаций для осуществления желаний и достижения цели.
Многочисленные стороны
воспитания должны формироваться одновременно,
в тесной взаимосвязи и
Воспитание - это комплексный
процесс одновременного развития интеллектуальных,
эстетических начал в человеке, формирования
его мировоззрения и идейно-
Физическая культура, решая свои специфические задачи, одновременно в той или иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями - это нравственный долг человека.
Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Все это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека.
Каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет идейно-политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками.
Нравственное воспитание
в области физической культуры направленно
на формирование таких качеств как
патриотизм, коллективизм, чувство
ответственности за своё поведение,
умение подчинить личные интересы интересам
коллектива и др. Задачей нравственного
воспитания является воспитание волевых
качеств личности. Целеустремленность,
настойчивость и упорство, выдержка
и самообладание, самостоятельность
и инициативность, смелость и решительность,
дисциплинированность, способность
преодолевать трудности, и другие черты
характера успешно
Интеллектуальное воспитание и развитие в области физической культуры характеризуется двумя особенностями. Во-первых, способствуют активизации интеллектуальной деятельности. Во-вторых, деятельность, требует определенных знаний, как общего, так и конкретного характера.
Спортивная деятельность требует конструкторских, технических и некоторых других умений и навыков, связанных с умственной деятельностью.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлении высоких образцов воли, характера, упорства, мужества и смелости.
Умение понимать прекрасное, желание и умение создавать это прекрасное. В разработке и создании эстетически безупречного инвентаря и оборудования, спортивной обуви и одежды, в красочных сценариях спортивных праздников и соревнований.
Физическая культура предоставляет
богатейший материал для творчества
во всех видах искусства, которое
является главной формой отражения
прекрасного в природе и
Раскрытие основных понятий физического воспитания
Физическая культура – вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический прогресс, а с другой, – результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства
Физическое воспитание – вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоничному развитию человека.
Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности.
Физическая подготовка – специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку человека к труду и общественно полезной деятельности.
Физическое развитие – процесс генетически обусловленных и объективно детерминированных факторами жизни количественных и качественных природных (морфологических и функциональных) изменений в организме человека в течение его индивидуальной жизни. Физическое развитие характеризуют: рост, масса тела, длина окружности грудной клетки, жизненная емкость легких и прочее. Уровень физического развития и функциональных способностей конкретного человека оценивают путем сравнения фактических соматометричних или физиометричних показателей ее развития с соответствующими нормативами.
Физическое совершенство – процесс
физического образования и воспитания,
выражающий высокую степень развития
индивидуальных физических способностей.
Каждой исторической эпохе свойственно
свое понимание идеала физически совершенного
человека, так как в этом идеале отражаются
условия экономической и социальной жизни
людей, их мировоззрения.
К показателям физического совершенства
относятся:
Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретет лишь в органической связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам.
Спорт – организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Информация о работе Раскрытие основных понятий физического воспитания