Ритмические занятия у пятиклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния занятий ритмической гимнастикой на физическое развитие девочек в пятом классе.
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:
-выявить сущность физической работоспособности и методы ее определения;
-дать характеристику особенностям организма ребенка подросткового
возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие и сущность физической работоспособности и
методы ее определения…………………………………………………………...6
1.2. Особенности организма ребенка подросткового
возраста: физиологические, морфологические …………………………………9
1.3. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическую
работоспособность учащихся 5-х классов……………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.1.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы………………16
2.1.2. Педагогический эксперимент……………………………………………16
2.1.3.Контрольные испытания (тестирование)……………………………….16
2.1.4. Методы математической статистики…………………………………….18
2.2. Организация исследования…………………………………………………19
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………..21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...25
Практические рекомендации……………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура курсовая готова.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Разносторонняя  тренировка приводит к лучшим результатам в развитии скорости, силы и выносливости, чем односторонняя тренировка, направленная, например, на достижение выносливости.

В занятиях с  подростками следует очень осторожно  применять упражнения, требующие  высоких физических нагрузок (особенно упражнения для развития выносливости). Необходимо постепенно увеличивать нагрузки и строго последовательно располагать учебный материал по его трудности. В упражнения самбистов-подростков обязательно надо включать элементы игры.

Координация движений у подростков часто бывает несовершенной. Важная задача обучения и тренировки юных самбистов – развить их двигательные способности, улучшить координацию движений. Подготовительная часть занятия должна содержать большое количество упражнений (на ходу и на месте), развивающих координацию специальных движений.

В нервной системе  юного спортсмена происходят значительные сдвиги. Усложняется внутреннее строение мозга. Происходит энергичное структурное  формирование нервных клеток коры, развитие ассоциативных волокон, осуществляющих связь отдельных областей коры между собой. Все более совершенствуется протекание основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, контроль над эмоциями, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным  видам труда [5, с.66].

 

1.3. Влияние занятий  ритмической гимнастикой на физическую  работоспособность учащихся 5-х классов

Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

Воздействие ритмической  гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества [11, с.140].

Само словосочетание «ритмическая гимнастика» указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка.

При организации физического  воспитания у пятиклассников нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек  условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе также компоненты, которые  как нельзя лучше отвечают и другим особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность траты накопившихся сил и энергии. Поэтому включение игровых элементов делает занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей [30].

Под влиянием ритмической  гимнастики у детей развивается  внимание, они учатся сосредоточиваться  в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной [5, с.47].

Содержание ритмической  гимнастики составляют:

  • движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;
  • разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
  • элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
  • танцевально-хореографические элементы.

Выполнение  их в ритмической гимнастики имеет  свои особенности:

    • каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;
    • многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке — определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата;
    • большинство упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны — что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности;
    • ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивая и точная демонстрация движений преподавателем (или демонстратором) создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению и вкусу занимающегося;
    • отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия;
    • отсутствие жестких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки и смены ее в соответствии с изменениями моды, общая «веселая» обстановка делают ритмическую гимнастику популярной и массовой.

Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность  и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий  ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие, в общем [20, с.54].

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Методы  исследования

2.1.1 Анализ  и обобщение научно-методической  литературы

Для получения  объективных сведений по изучаемым  вопросам, уточнения методики исследования изучалась литература о ритмической гимнастике, её видах, особенностях использования в среднем школьном возрасте. Была изучена характеристика средств и методов ритмической гимнастики. Анализировалась литература по физического развитию. Также были использованы рекомендации руководителей секций по ритмической гимнастике.

 

2.1.2 Педагогический  эксперимент

Педагогический  эксперимент проводился на уроках физической культуры в СШ № 18 г. Гродно в 5 классах (девочки 10 - 11 летнего возраста). Непосредственное исследование проводилось на протяжении 6 недель, которое заключалось во внедрении разработанного комплекса ритмической гимнастики в подготовительную и основную часть урока, оценки результатов овладения занимающимися новых двигательных действий, отношения детей к занятиям.

 

2.1.3 Контрольные  испытания (тестирование)

Важным организующим и направляющим фактором в процессе физической подготовки является контроль над развитием качеств. Одним  из показателей, характеризующих уровень  развития физического развития, является успешная сдача ими тестов. Использовались тесты, при помощи которых определялись следующие виды физического развития:

  • определение уровня ловкости;
  • определение уровня точности;
  • способность к сохранению равновесия;
  • способность к согласованию движений;
  • координационные способности, относящиеся к целостным двигательным действиям (способность к ориентированию в пространстве).
  • способность к воспроизведению ритма по рисунку.

Тест определения ловкости (Т 1). Перепрыгивание через скакалку на полу по кругу в заданной последовательности. 1 – на правой ноге; 2 – на левой; 3 – на двух; 4 – ноги врозь; 5- ноги скрестно.

5 баллов –  упр. выполнено без ошибок; 4 балла  – при одном нарушении последовательности, нарушении ритма; 3 балла – заступ  на скакалку, нарушения ритма.

Тест для определения точности (Т 2). При вращении скакалки учителем школьник перепрыгивает ее 10 раз на обеих ногах.

5 баллов –  задание выполнено; 4 балла – один  сбой; 3 балла – два сбоя в  темпе движений.

Тесты для определения равновесия (Т 3, Т 4, Т 5).

1. Толчком двумя  прыжок вперед через полосу  шириной 0,5 м в стойку на  одной ноге, руки на пояс. Оценивается  степень сохранения равновесия  после прыжка.

5 баллов –  сохранение вертикального положения; 4 балла - незначительное покачивание верхнего плечевого пояса; 3 балла – переступания с фиксацией положения.

2. Из стойки  на лопатках перекат вперед  в стойку на одной ноге, другую  назад, руки на пояс.

5 баллов –  уверенное выполнение, хорошая фиксация  тела; 4 балла – наличие покачиваний  не сходя с места; 3 балла – нарушение слитности, переступания.

3. Передвижение  в приседе по наклонной скамейке, прикрепленной к гимнастической  стенке. 5 баллов – движения слитны, уверенны, в среднем темпе; 4 балла  – замедленный темп с покачиваниями; 3 балла – излишняя скованность, напряжение.

Тесты для определения ритмичности (Т 6, Т 7).

1.Выпадами нога опускается на пол акцентировано с носка на всю ступню. Оценивается ритмичность движений. 5 баллов – нога неслышно ставится на большой палец, затем акцентировано на ступню через одинаковые промежутки; 4 бала – явная напряженность и скованность; 3 бала – 1-2 нарушения в равномерности шагов.

2. Занимающиеся  повторяют за учителем показанное  упражнение: ходьбу с подниманием  прямой ноги вперед с отведением  рук в стороны, сохраняя рисунок движения, ритм, амплитуду, темп, динамику.

5 баллов –  полное соответствие с образцом; 4 балла – нога поднята до  горизонтали, носок не оттянут,  голова опущена; 3 балла – нога  недоведена до горизонтали, движения  скованны, руки не всегда разводятся в стороны.

Тест для определения уровня пластичности (Т 8). Приставной шаг в сторону с небольшим приседанием (4 шага влево, 4 шага вправо) выполняется с вращением кистей наружу и внутрь (2 движения).

5 баллов –  полное соответствие амплитуды,  направления, темпа, слитность  выполнения; 4 балла – недостаточная  слитность, выразительность; 3 балла  – слабая слитность и отсутствие  выразительности.

Способность к ориентированию в  пространстве (Т 9) оценивалось выполнение 3 кувырков вперед последовательно по прямой линии с фиксацией в положении стойка руки в стороны

5 баллов –  уверенное выполнение, хорошая фиксация  тела; 4 балла – наличие покачиваний  не сходя с места; 3 балла –  нарушение слитности переступания.

 

2.1.4 Методы математической статистики

Все результаты исследований были обработаны с помощью  статистического пакета Microsoft excel- 2003, путем вычисления формул:

средней арифметической (X):

X=

;

cреднего квадратического отклонения(S):

S =

;

cтандартной ошибки средней арифметической(m):

m =

;

t-критерия Стьюдента(t):t = ;

процентного прироста показателей(W):

Информация о работе Ритмические занятия у пятиклассников