Ритмические занятия у пятиклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния занятий ритмической гимнастикой на физическое развитие девочек в пятом классе.
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:
-выявить сущность физической работоспособности и методы ее определения;
-дать характеристику особенностям организма ребенка подросткового
возраста;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие и сущность физической работоспособности и
методы ее определения…………………………………………………………...6
1.2. Особенности организма ребенка подросткового
возраста: физиологические, морфологические …………………………………9
1.3. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическую
работоспособность учащихся 5-х классов……………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.1.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы………………16
2.1.2. Педагогический эксперимент……………………………………………16
2.1.3.Контрольные испытания (тестирование)……………………………….16
2.1.4. Методы математической статистики…………………………………….18
2.2. Организация исследования…………………………………………………19
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………..21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...25
Практические рекомендации……………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура курсовая готова.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

W =

;

 

2.2 Организация  и проведение исследования

Проводились исследования в СШ №18 г. Гродно на уроках физической культуры с девочками 5 класса.

Педагогический  эксперимент представлял собой  разработку комплекса средств ритмической  гимнастики и внедрение его в  уроки физической культуры в СШ №18 г. Гродно в виде подготовительной и основной части занятия. Был исследован начальный уровень физического развитияу девочек 5 классов. Группа из 20человек (девочки) была разделена на контрольную и экспериментальную. Экспериментальные занятия по ритмической гимнастике проводились 2 раза в неделю по 25-30 мин. В контрольной группе 2 раза в неделю проводились уроки в обычном режиме согласно программе. Эксперимент длился 6 недель. В итоге с помощью тестов были выявлены изменения уровня физического развития у детей контрольной и экспериментальной групп.

Экспериментальные занятия по ритмической гимнастике проводились 2 раза в неделю по 25-30 мин. В контрольной группе 2 раза в  неделю проводились уроки в обычном  режиме согласно программе. Эксперимент  длился 6 недель. В итоге с помощью  тестов были выявлены изменения уровня развития координационных способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.

Проводилась визуальная оценка проводимых занятий с детьми, результатов овладения занимающимися  новых двигательных действий, а так  же отношения детей к занятиям на протяжении 6 недель(12 занятий).

С помощью методов  математической статистики обрабатывались результаты эксперимента, подводились  итоги.

 

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Проведенное тестирование учащихся показало следующие результаты.

На начальном этапе измерения уровня физического развития было выявлено, что высокий уровень развития имеют 5,5%, средний – 58,3%, низкий уровень – 36,2%. Средний балл выполнения тестов составил 3,9 балла(табл.№1). При выполнении заданий, отмечалось особое затруднение в тестах на определение уровня ловкости (3,7б.), внутренней ритмичности (3,7б., 3,6б.) и ориентации в пространстве (3,7б, 3,4б.).

 

Таблица №1 - Начальное тестирование

тесты

Экспериментальная

Группа(Х)

n=10

Ст.ошибка

Средней

 величины(±S)

Контрольная

Группа(X)

n=10

Ст.ошибка

средней

величины(±S)

Т1

3,7

±0,3

3,7

±0,7

Т2

4,3

±0,3

4,2

±0,7

Т3

3,7

±0,3

3,9

±0,3

Т4

3,8

±0,3

3,7

±0,3

Т5

4,1

±0,3

3,6

±0,3

Т6

3,6

±0,3

3,7

±0,3

Т7

4,2

±0,3

4,3

±0,3

Т8

4,6

±0,3

4,0

±0,7

Т9

3,4

±0,3

3,7

±0,3

Средний балл

3,9

3,9


 

На заключительном этапе исследования повторное тестирование (табл.№2) контрольной и экспериментальной групп показало, что в экспериментальной группе высокий уровень физического развития у 61,2% (прирост составил 55,7%), средний уровень физического развития показали 38, 8%, что меньше, чем в начальной группе на 19,5%. Это объясняется тем, что занимающиеся со средним уровнем физического развития перешли на более высокий уровень.

Низкого уровня развития координационных способностей в экспериментальной группе выявлено не было.

В контрольной группе высокий уровень физического развития – 11,1%, на этом уровне увеличилось количество занимающихся на 5,6%. Следовательно, можно подтвердить то, что 5 класс достаточно благоприятен для физического развития. У девочек в этом возрасте высокая пластичность нервной системы и, в этом возрасте дети быстро овладевают новыми двигательными действиями даже без специального воздействия на них. Средний уровень выявлен у 72,2% (прирост на 13,9 %), низкий уровень физического развития показали 16,7% детей, количество занимающихся с низким уровнем физического развития уменьшилось на 19,5% .

 

Таблица№2

Повторное тестирование

тесты

Экспериментальная

Группа(Х)

n=10

Ст.ошибка

средней

величины(±S)

Контрольная

Группа(X)

n=10

Ст.ошибка средней

 величины(±S)

Т1

4,5

±0,3

4,0

±0,7

Т2

4,8

±0,3

4,6

±0,3

Т3

4,6

±0,3

4.2

±0.7

Т4

4,4

±0,3

3,8

±0,3

Т5

4,5

±0,3

4,0

±0,7

Т6

4,6

±0,3

3,8

±0,3

Т7

4,6

±0.3

4,3

±0,7

Т8

4.7

±0.3

4,0

±0,7

Т9

4,4

±0.3

3,7

±0,3

Средний балл

4,6

4,0


 

В результате проведенных тестов видно, что в контрольной группе средний балл выполнения увеличился на 0,1б.(табл.№4), а в экспериментальной на 0,7б (табл. 3).В контрольной группе, как и в экспериментальной, замечен прирост показателей, но в экспериментальной группе прирост показателей значительно больше.

Таблица№3

Экспериментальная группа

тесты

Начальные показатели (X1)

Ст.ошибка

средней

величины (±S)

Конечные показатели (Х2)

Ст.ошибка

средней

величины (±S)

Процентный  приростW(%)

t-критерий Стьюдента

tкр (p<0,05)

Т1

3,7

±0,3

4,5

±0,3

19,5

1,90

< p

Т2

4,3

±0,3

4,8

±0,3

10,7

1,90

< p

Т3

3,7

±0,3

4,6

±0,3

21,7

2,14

> p

Т4

3,8

±0,3

4,4

±0,3

14,6

1,42

< p

Т5

4,1

±0,3

4,5

±0,3

9,3

0,95

< p

Т6

3,6

±0,3

4,6

±0,3

24,3

2,38

> p

Т7

4,2

±0,3

4.6

±0,3

9,0

0,95

< p

Т8

4,6

±0,3

4,7

±0,3

2,2

0,23

< p

Т9

3,4

±0,3

4,4

±0,3

25,6

2,38

> p

Ср.р.зн

3,9

4,6


 

Таблица№4

Контрольная группа

тесты

Начальные показатели (X1)

Ст.ошибка средней  величины (±S)

Конечные показатели (Х2)

Ст.ошибка средней  величины (±S)

Процентный  приростW(%)

t-критерий Стьюдента

tкр (p<0,05)

Т1

3,7

±0,7

4,0

±0,7

7,8

0,30

< p

Т2

4,2

±0,7

4,6

±0,3

9,1

0,52

< p

Т3

3,9

±0,3

4,2

±0,7

7,4

0,39

< p

Т4

3,7

±0,3

3,8

±0,3

2,6

0,23

< p

Т5

3,6

±0,3

4,0

±0,7

10,5

0,52

< p

Т6

3,7

±0,3

3,8

±0,3

2,6

0,23

< p

Т7

4,3

±0,3

4.3

±0,7

0

0

< p

Т8

4,0

±0,7

4,0

±0,7

0

0

< p

Т9

3,7

±0,3

3,7

±0,3

0

0

< p

Ср.зн

3,9

4.0


В тестах на физическое развитие лучшие результаты в экспериментальной группе показаны в определении уровня развития внутренней ритмичности (прирост на 1б. – 24,3%) и коллективной (прирост на 0,4б. – 9%), равновесия (+0,9б. – 21,7%), ловкости (прирост на 0,8б. – 19,5%) и ориентации в пространстве (+1б. – 25,6%)( табл. 3). Для достижения этого уровня развития на занятиях использовались специальные ритмические упражнения на согласование движений с музыкой (разновидности ходьбы с хлопками и движениями рук), подобранные комплексы ритмической гимнастики.

Меньший прирост  наблюдается в заданиях на определение  уровня точности (+0,5б. – 10.7%), пластичности (+0,1б. – 2,2%).

В контрольной  группе наибольший прирост показателей  был получен в тестах на определение  точности (+0,3б. – 9,1%), ловкости (+0,3б. – 7,8%), равновесия (+0,4 б. – 10,5%), что не превышает  показатели в экспериментальной  группе. Остальные результаты показали прирост в 0,1б. Данные результаты показывают, что физическое развитие девочек 5 класса развиваются, но при отсутствии способствующих развитию средств дают малый прирос.

Сравнение исходных и конечных данных показало, что  были получены достоверные(для 5% уровня значимости) различия в тестах на определение равновесия(Т3), где t(2,14) ≥ tкр (2,10), ритмичности (Т6), где t(2,38)≥tкр(2.10) и ориентации в пространстве (Т9), где t(2.38)≥tкр(2,10) на 5% уровне значимости (р<0,05). Таким образом, улучшение результатов в экспериментальной группе свидетельствует об эффективности данной методики при построении урока физической культуры, причем заслуживает внимания тот факт, что эксперимент длился всего на протяжении 6 недель.

Заключение

 

Данная тема широко рассмотрена в научно-методической литературе.

Установлено, что:

  • при организации физического воспитания в среднем школьном возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой;
  • необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания, учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа;
  • нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.
  • чем разнообразнее средства, используемые для развития и совершенствования ведущих двигательно-координационных качеств, тем более высокого уровня проявления можно достичь;

Определен уровень физического развития у девочек 5 класса занимающихся ритмической гимнастикой и посещающих уроки физической культуры. На начальном этапе измерения уровня физического развития способностей было выявлено, что высокий уровень развития имеют 5,5%, средний – 58,3%, низкий уровень – 36,2%. Средний балл выполнения тестов составил 3,9 балла. При выполнении заданий, отмечалось особое затруднение в тестах на определение уровня ловкости (3,7б.), внутренней ритмичности (3,7б., 3,6б.) и ориентации в пространстве (3,7б, 3,4б.).

В результате итогового  тестирования контрольной и экспериментальной групп выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень физического развития у 61,2% (прирост составил 55,7%), средний уровень развития КС показали 38, 8%, что меньше, чем в начальной группе на 19,5%. Это объясняется тем, что занимающиеся со средним уровнем перешли на более высокий уровень развития физического развития. Низкого уровня физического развития развития в экспериментальной группе выявлено не было.

В контрольной группе высокий уровень физического развития– 11,1%, на этом уровне увеличилось количество занимающихся на 5,6%. Следовательно, можно подтвердить то, что 5 класслет достаточно благоприятен для развития физического развития. У девочек в этом возрасте высокая пластичность нервной системы и, в этом возрасте дети быстро овладевают новыми двигательными действиями даже без специального воздействия на них. Средний уровень выявлен у 72,2% (прирост на 13,9 %), низкий уровень развития физического развития показали 16,7% детей, количество занимающихся с низким уровнем развития КС уменьшилось на 19,5% .

Средний балл выполнения тестов в экспериментальной группе увеличился на 0,7 балла, а в контрольной  на 0,1 балла.

С помощью средств  ритмической гимнастики удалось  повысить результаты в тестах на определение ритмичности, как внутренней, так и коллективной, ориентации в пространстве и видах равновесия.

В результате исследования можно сделать вывод что, для физического развития девочек 5 класса наиболее эффективной оказалась программа, включающая ритмическую гимнастику, элементы танцев, различные дыхательные упражнения, способствующие развитию физических качеств, дифференцировке мышечных усилий, развивающие пространственный анализ и повышающие запас разнообразных двигательных умений и навыков занимающихся.

 

Практические  рекомендации

 

Данная методика предусматривает постепенность  в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа, как необходимые  условия для физического развития. Методика разработана для девочек 5 класса учетом анатомо-физиологических и психических особенностей данного возраста.

Информация о работе Ритмические занятия у пятиклассников