Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:11, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является изучение влияния занятий ритмической гимнастикой на физическое развитие девочек в пятом классе.
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:
-выявить сущность физической работоспособности и методы ее определения;
-дать характеристику особенностям организма ребенка подросткового
возраста;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие и сущность физической работоспособности и
методы ее определения…………………………………………………………...6
1.2. Особенности организма ребенка подросткового
возраста: физиологические, морфологические …………………………………9
1.3. Влияние занятий ритмической гимнастикой на физическую
работоспособность учащихся 5-х классов……………………………………..12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.1.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы………………16
2.1.2. Педагогический эксперимент……………………………………………16
2.1.3.Контрольные испытания (тестирование)……………………………….16
2.1.4. Методы математической статистики…………………………………….18
2.2. Организация исследования…………………………………………………19
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………..21
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...25
Практические рекомендации……………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29
W =
2.2 Организация и проведение исследования
Проводились исследования в СШ №18 г. Гродно на уроках физической культуры с девочками 5 класса.
Педагогический эксперимент представлял собой разработку комплекса средств ритмической гимнастики и внедрение его в уроки физической культуры в СШ №18 г. Гродно в виде подготовительной и основной части занятия. Был исследован начальный уровень физического развитияу девочек 5 классов. Группа из 20человек (девочки) была разделена на контрольную и экспериментальную. Экспериментальные занятия по ритмической гимнастике проводились 2 раза в неделю по 25-30 мин. В контрольной группе 2 раза в неделю проводились уроки в обычном режиме согласно программе. Эксперимент длился 6 недель. В итоге с помощью тестов были выявлены изменения уровня физического развития у детей контрольной и экспериментальной групп.
Экспериментальные занятия по ритмической гимнастике проводились 2 раза в неделю по 25-30 мин. В контрольной группе 2 раза в неделю проводились уроки в обычном режиме согласно программе. Эксперимент длился 6 недель. В итоге с помощью тестов были выявлены изменения уровня развития координационных способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
Проводилась визуальная
оценка проводимых занятий с детьми,
результатов овладения
С помощью методов математической статистики обрабатывались результаты эксперимента, подводились итоги.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенное тестирование учащихся показало следующие результаты.
На начальном этапе измерения уровня физического развития было выявлено, что высокий уровень развития имеют 5,5%, средний – 58,3%, низкий уровень – 36,2%. Средний балл выполнения тестов составил 3,9 балла(табл.№1). При выполнении заданий, отмечалось особое затруднение в тестах на определение уровня ловкости (3,7б.), внутренней ритмичности (3,7б., 3,6б.) и ориентации в пространстве (3,7б, 3,4б.).
Таблица №1 - Начальное тестирование
тесты |
Экспериментальная Группа(Х) n=10 |
Ст.ошибка Средней величины(±S) |
Контрольная Группа(X) n=10 |
Ст.ошибка средней величины(±S) |
Т1 |
3,7 |
±0,3 |
3,7 |
±0,7 |
Т2 |
4,3 |
±0,3 |
4,2 |
±0,7 |
Т3 |
3,7 |
±0,3 |
3,9 |
±0,3 |
Т4 |
3,8 |
±0,3 |
3,7 |
±0,3 |
Т5 |
4,1 |
±0,3 |
3,6 |
±0,3 |
Т6 |
3,6 |
±0,3 |
3,7 |
±0,3 |
Т7 |
4,2 |
±0,3 |
4,3 |
±0,3 |
Т8 |
4,6 |
±0,3 |
4,0 |
±0,7 |
Т9 |
3,4 |
±0,3 |
3,7 |
±0,3 |
Средний балл |
3,9 |
3,9 |
На заключительном этапе исследования повторное тестирование (табл.№2) контрольной и экспериментальной групп показало, что в экспериментальной группе высокий уровень физического развития у 61,2% (прирост составил 55,7%), средний уровень физического развития показали 38, 8%, что меньше, чем в начальной группе на 19,5%. Это объясняется тем, что занимающиеся со средним уровнем физического развития перешли на более высокий уровень.
Низкого уровня развития координационных способностей в экспериментальной группе выявлено не было.
В контрольной группе высокий уровень физического развития – 11,1%, на этом уровне увеличилось количество занимающихся на 5,6%. Следовательно, можно подтвердить то, что 5 класс достаточно благоприятен для физического развития. У девочек в этом возрасте высокая пластичность нервной системы и, в этом возрасте дети быстро овладевают новыми двигательными действиями даже без специального воздействия на них. Средний уровень выявлен у 72,2% (прирост на 13,9 %), низкий уровень физического развития показали 16,7% детей, количество занимающихся с низким уровнем физического развития уменьшилось на 19,5% .
Таблица№2
Повторное тестирование
тесты |
Экспериментальная Группа(Х) n=10 |
Ст.ошибка средней величины(±S) |
Контрольная Группа(X) n=10 |
Ст.ошибка средней величины(±S) |
Т1 |
4,5 |
±0,3 |
4,0 |
±0,7 |
Т2 |
4,8 |
±0,3 |
4,6 |
±0,3 |
Т3 |
4,6 |
±0,3 |
4.2 |
±0.7 |
Т4 |
4,4 |
±0,3 |
3,8 |
±0,3 |
Т5 |
4,5 |
±0,3 |
4,0 |
±0,7 |
Т6 |
4,6 |
±0,3 |
3,8 |
±0,3 |
Т7 |
4,6 |
±0.3 |
4,3 |
±0,7 |
Т8 |
4.7 |
±0.3 |
4,0 |
±0,7 |
Т9 |
4,4 |
±0.3 |
3,7 |
±0,3 |
Средний балл |
4,6 |
4,0 |
В результате проведенных тестов видно, что в контрольной группе средний балл выполнения увеличился на 0,1б.(табл.№4), а в экспериментальной на 0,7б (табл. 3).В контрольной группе, как и в экспериментальной, замечен прирост показателей, но в экспериментальной группе прирост показателей значительно больше.
Таблица№3
Экспериментальная группа | |||||||
тесты |
Начальные показатели (X1) |
Ст.ошибка средней величины (±S) |
Конечные показатели (Х2) |
Ст.ошибка средней величины (±S) |
Процентный приростW(%) |
t-критерий Стьюдента |
tкр (p<0,05) |
Т1 |
3,7 |
±0,3 |
4,5 |
±0,3 |
19,5 |
1,90 |
< p |
Т2 |
4,3 |
±0,3 |
4,8 |
±0,3 |
10,7 |
1,90 |
< p |
Т3 |
3,7 |
±0,3 |
4,6 |
±0,3 |
21,7 |
2,14 |
> p |
Т4 |
3,8 |
±0,3 |
4,4 |
±0,3 |
14,6 |
1,42 |
< p |
Т5 |
4,1 |
±0,3 |
4,5 |
±0,3 |
9,3 |
0,95 |
< p |
Т6 |
3,6 |
±0,3 |
4,6 |
±0,3 |
24,3 |
2,38 |
> p |
Т7 |
4,2 |
±0,3 |
4.6 |
±0,3 |
9,0 |
0,95 |
< p |
Т8 |
4,6 |
±0,3 |
4,7 |
±0,3 |
2,2 |
0,23 |
< p |
Т9 |
3,4 |
±0,3 |
4,4 |
±0,3 |
25,6 |
2,38 |
> p |
Ср.р.зн |
3,9 |
4,6 |
Таблица№4
Контрольная группа | |||||||
тесты |
Начальные показатели (X1) |
Ст.ошибка средней величины (±S) |
Конечные показатели (Х2) |
Ст.ошибка средней величины (±S) |
Процентный приростW(%) |
t-критерий Стьюдента |
tкр (p<0,05) |
Т1 |
3,7 |
±0,7 |
4,0 |
±0,7 |
7,8 |
0,30 |
< p |
Т2 |
4,2 |
±0,7 |
4,6 |
±0,3 |
9,1 |
0,52 |
< p |
Т3 |
3,9 |
±0,3 |
4,2 |
±0,7 |
7,4 |
0,39 |
< p |
Т4 |
3,7 |
±0,3 |
3,8 |
±0,3 |
2,6 |
0,23 |
< p |
Т5 |
3,6 |
±0,3 |
4,0 |
±0,7 |
10,5 |
0,52 |
< p |
Т6 |
3,7 |
±0,3 |
3,8 |
±0,3 |
2,6 |
0,23 |
< p |
Т7 |
4,3 |
±0,3 |
4.3 |
±0,7 |
0 |
0 |
< p |
Т8 |
4,0 |
±0,7 |
4,0 |
±0,7 |
0 |
0 |
< p |
Т9 |
3,7 |
±0,3 |
3,7 |
±0,3 |
0 |
0 |
< p |
Ср.зн |
3,9 |
4.0 |
В тестах на физическое развитие лучшие результаты в экспериментальной группе показаны в определении уровня развития внутренней ритмичности (прирост на 1б. – 24,3%) и коллективной (прирост на 0,4б. – 9%), равновесия (+0,9б. – 21,7%), ловкости (прирост на 0,8б. – 19,5%) и ориентации в пространстве (+1б. – 25,6%)( табл. 3). Для достижения этого уровня развития на занятиях использовались специальные ритмические упражнения на согласование движений с музыкой (разновидности ходьбы с хлопками и движениями рук), подобранные комплексы ритмической гимнастики.
Меньший прирост наблюдается в заданиях на определение уровня точности (+0,5б. – 10.7%), пластичности (+0,1б. – 2,2%).
В контрольной группе наибольший прирост показателей был получен в тестах на определение точности (+0,3б. – 9,1%), ловкости (+0,3б. – 7,8%), равновесия (+0,4 б. – 10,5%), что не превышает показатели в экспериментальной группе. Остальные результаты показали прирост в 0,1б. Данные результаты показывают, что физическое развитие девочек 5 класса развиваются, но при отсутствии способствующих развитию средств дают малый прирос.
Сравнение исходных и конечных данных показало, что были получены достоверные(для 5% уровня значимости) различия в тестах на определение равновесия(Т3), где t(2,14) ≥ tкр (2,10), ритмичности (Т6), где t(2,38)≥tкр(2.10) и ориентации в пространстве (Т9), где t(2.38)≥tкр(2,10) на 5% уровне значимости (р<0,05). Таким образом, улучшение результатов в экспериментальной группе свидетельствует об эффективности данной методики при построении урока физической культуры, причем заслуживает внимания тот факт, что эксперимент длился всего на протяжении 6 недель.
Заключение
Данная тема широко рассмотрена в научно-методической литературе.
Установлено, что:
Определен уровень физического развития у девочек 5 класса занимающихся ритмической гимнастикой и посещающих уроки физической культуры. На начальном этапе измерения уровня физического развития способностей было выявлено, что высокий уровень развития имеют 5,5%, средний – 58,3%, низкий уровень – 36,2%. Средний балл выполнения тестов составил 3,9 балла. При выполнении заданий, отмечалось особое затруднение в тестах на определение уровня ловкости (3,7б.), внутренней ритмичности (3,7б., 3,6б.) и ориентации в пространстве (3,7б, 3,4б.).
В результате итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень физического развития у 61,2% (прирост составил 55,7%), средний уровень развития КС показали 38, 8%, что меньше, чем в начальной группе на 19,5%. Это объясняется тем, что занимающиеся со средним уровнем перешли на более высокий уровень развития физического развития. Низкого уровня физического развития развития в экспериментальной группе выявлено не было.
В контрольной группе высокий уровень физического развития– 11,1%, на этом уровне увеличилось количество занимающихся на 5,6%. Следовательно, можно подтвердить то, что 5 класслет достаточно благоприятен для развития физического развития. У девочек в этом возрасте высокая пластичность нервной системы и, в этом возрасте дети быстро овладевают новыми двигательными действиями даже без специального воздействия на них. Средний уровень выявлен у 72,2% (прирост на 13,9 %), низкий уровень развития физического развития показали 16,7% детей, количество занимающихся с низким уровнем развития КС уменьшилось на 19,5% .
Средний балл выполнения тестов в экспериментальной группе увеличился на 0,7 балла, а в контрольной на 0,1 балла.
С помощью средств ритмической гимнастики удалось повысить результаты в тестах на определение ритмичности, как внутренней, так и коллективной, ориентации в пространстве и видах равновесия.
В результате исследования можно сделать вывод что, для физического развития девочек 5 класса наиболее эффективной оказалась программа, включающая ритмическую гимнастику, элементы танцев, различные дыхательные упражнения, способствующие развитию физических качеств, дифференцировке мышечных усилий, развивающие пространственный анализ и повышающие запас разнообразных двигательных умений и навыков занимающихся.
Практические рекомендации
Данная методика предусматривает постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа, как необходимые условия для физического развития. Методика разработана для девочек 5 класса учетом анатомо-физиологических и психических особенностей данного возраста.