Роль физической культуры в формировании личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:57, реферат

Краткое описание

Цель работы: посредством изучения аспектов физической культуры получить представление о ее роли в формировании личности человека.
Задачи:
Проследить взаимосвязь ценностей физической и общемировой культур.
Дать характеристику физической культуре личности.
Определить роль физической культуры в формировании личности.

Содержание

Введение
3
1. Физическая культура в системе формирования всеобщей культуры
Происхождение культуры 5
1.2. Физическая культура как феномен общей культуры 6
Ценности физической культуры 8
2. Человек в контексте социально-культурной парадигмы современности
2.1. Человек социальный
2.2. Девиация современного общества
2.3. Физическая культура личности


10
11
14

3. Формирование личности средствами физической культуры

17

Заключение
20

Список использованной литературы
21

Вложенные файлы: 1 файл

Физра1.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

Роль физической культуры в формировании личности

по курсу: Физическая культура

 
 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.

Введение

  3

1. Физическая культура в системе формирования всеобщей культуры                  

    1. Происхождение культуры                                                                                5

1.2. Физическая культура  как феномен общей культуры                                       6

    1. Ценности физической культуры                                                                       8

2. Человек в контексте социально-культурной  парадигмы современности

2.1. Человек социальный 

2.2. Девиация современного общества

2.3. Физическая культура  личности

 

 

10

11

  14

 

3. Формирование личности средствами физической культуры

 

17

 

Заключение

20

   

Список использованной литературы

21


 

 

 

 

 

 

 

Введение

Время приносит сюрпризы, хотя, наверное, не корректно говорить так о времени. Ведь мы сами создаем свой мир, а  время, всего лишь, увековечивает его в истории. Если заглянуть в прошлое, покопаться в старых, древних книгах, то можно проанализировать нашу культуру, а точнее сказать, наше мировоззрение, мировоззрение сегодняшнего человека.

Преодолевая препятствия, человек  получает самое большое удовольствие в мире – самоутверждение, причем это самоутверждение приобретается не в ущерб другим членам общества, борьба велась с природой, болезнями, временем года, общим врагом, размытыми дорогами, заморозками – теми повседневными вещами, которые, сейчас уже, практически не доминируют в нашей жизни. Человеку не хватает физической борьбы, противостояния для осознания себя как личности.

В двадцать первом веке доминирует психическая  напряженность, психологическая борьба между людьми. Хотя явление борьбы и осталось, но изменилась ее сущность, а от этого, как следствие, естественно и другой результат. Человеческий организм так устроен, что от физических нагрузок он становится сильнее, выносливее, оказывает жесткое сопротивление внешним воздействиям среды, что не всегда бывает в случае психологических нагрузок. Человечество еще не перешло ту эволюционную ступеньку, за которой находится человек, живущий лишь разумом и психикой, когда физиология не будет играть главенствующую роль нашего существования.

В условиях экономического раскрепощения человека, идеологий свободы совести наиболее приемлемым представляется принцип воспитания, согласно которому «человек есть то, что он сам сделал из себя».

Становление личности человека сопровождается освоением им культуры своей среды. Человек живущий, то есть, действующий и познающий, немыслим без оснащенности элементами «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Они в совокупности образуют мир его значений, целостный символический мир, непрерывно воспроизводящийся и меняющийся.

Культура как ценностно отобранный опыт жизнедеятельности множества людей обычно предстает в виде символико-знаковой системы. Этот опыт может быть накоплен, осмыслен и выражен на повседневном уровне, затем с помощью процедур науки переосмыслен и типизирован на уровне теории, причем общественные науки (в отличие от естественных) оказываются более тесно связанными со здравым смыслом людей. «Культура может передаваться (социальное наследование, традиция), она есть то, чему обучаются (а не проявление генетической природы человека), она является общепринятой в конкретной социальной среде. Следовательно, культура в аспекте социализации личности выступает, с одной стороны, продуктом, а с другой — детерминантой систем межличностного социального взаимодействия» (Парсонс Т.,1994, с.: 458).

Актуальность  работы

В настоящее время  физическая культура стала одним  из важнейших направлений государственной  политики России. Одна из причин этого  – снижение уровня здоровья населения, что неблагоприятно влияет на показатели экономики, обороноспособности государства. В связи с этим первоочередная задача спортивной науки – поиск более эффективных путей, форм, средств, методов, методик физического воспитания населения страны, и, прежде всего, подрастающего поколения.

Цель работы: посредством изучения аспектов физической культуры  получить представление о ее роли в формировании личности человека.

Задачи:

  1. Проследить взаимосвязь ценностей физической и общемировой культур.
  2. Дать характеристику физической культуре личности.
  3. Определить  роль физической культуры в формировании личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Физическая  культура в системе формирования всеобщей культуры

1.1. Происхождение культуры

Становление и формирование культуры, ее развитие можно рассмотреть через понятие культурогенеза. Это один из видов социальной и исторической динамики культуры, «заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций» (Культурология, 1997, с.: 239-241). Сущность генезиса культуры заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной формирования новых культурных систем является необходимость в адаптации человеческих  сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации).

На протяжении всего существования  человеческой цивилизации сменилось  множество поколений, которые создавали  и разрушали мировые ценности, одна культурная парадигма сменялась другой, но константы (физическая и духовная сферы) любой культуры оставались неизменными. Существенную роль в процессе формирования культуры играет индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной, физической и других сферах деятельности человека. Человека всегда интересовали свойства и способности своего тела и разума, каким образом он мог бы достичь высот за счет своего организма.  В данной работе физическая культура будет рассмотрена как основополагающий фактор развития культуры, так как на протяжении всего существования человеческой цивилизации синтез психосоматической и духовной сторон индивида определял его положение в обществе.

Сегодня нельзя найти  ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние  годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

1.2. Физическая  культура как феномен общей  культуры 

В процессе эволюции человек  преобразовывал окружающую природу, пытался  совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами, принятыми  в обществе, он занимался культивацией своего внутреннего и внешнего миров. Исходя из этого положения, можно определить физическую культуру как способ и меру преобразования человека, его собственной духовной природы и двигательных способностей, которые определяют его пространственно-временные характеристики в материальном мире.

В советское время  физическая культура приобрела специфический  функциональный оттенок, она являлась только инструментом подготовки народа к труду. Г.Д. Харабуга (1974, с.: 15) дает одностороннее понятие этому явлению, «Физическая культура – это совокупность всех достижений общества, оказывающих влияние на физическое развитие и физическое образование, а также сам процесс деятельности людей в этой области».

В.М. Выдрин (1986, с.: 5) отразил  смысл понятия более полноценно: «физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Это такая область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности и, прежде всего, к труду».

Однако, рассматривая феномен  физической культуры, следует, прежде всего, принимать во внимание, что  перед нами один из вариантов культуры, то есть многоплановый целостный элемент, имеющий нравственный, интеллектуальный, эстетический спектр культуры, связанный с человеческой телесностью и духовностью. Ближе всех к осознанию духовной компоненты в физической культуре подошел Б.А. Ашмарин (1990, с.: 9): «физическая культура – есть процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования общества».

В наше время многие исследователи  пришли к мнению, что физическая культура оказывает видимое воздействие не только на физическую компоненту человека, но и формирует его внутреннее мировоззрение – компоненту личности человека. В.К. Бальсевич (1988, с.: 23) отмечает, что физическая культура является «естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека». Более того, как доказывает Н.Н. Визитей (1989, с.: 34-45), она является «самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке». Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения  и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. Ю.М. Николаев (1997, с.: 2-6) пишет, что «становление физической культуры в обществе целесообразно рассматривать как смену качественных состояний развивающегося объекта». Под влиянием научно-технической революции в ней происходит процесс сложных изменений. Она становится объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью, важной частью культуры. Совершенствуется сущность физической культуры, связанная с предъявлением к ней требований гармоничного сочетания физических качеств с рядом способностей психического и интеллектуального порядка. Деятельность в ее сфере носит творческий характер.

Физическая культура функционально приспосабливается  к развивающимся потребностям общественно-экономической  системы, в связи с чем, в ее сфере формируются разнообразные  специфические виды человеческой деятельности. Совершенствуются отношения между компонентами физической культуры. Физическая культура становится системой, приобретает сложную структурно-функциональную организацию как закономерный итог развития системы физического воспитания (не исключающий ее).

С другой стороны, как  утверждает А.П. Матвеев (1998, с.: 22), создававшаяся десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, практически не готового к интенсивным изменениям в обществе, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. В силу этого, происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство российского общества поставило задачу не только преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, но и преобразования самого человека – его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.

Перспективные предпосылки  развития физической культуры, связанные  с ее общекультурными, мировоззренческими ценностями, в силу ряда объективных и субъективных факторов (идеологизация, дегуманизация, жесткая регламентация учебных программ, педагогический авторитаризм), в прошлом не находили должного отражения в формировании физической культуры человека как в системе образования.

Развиваясь в рамках заданности этой системы, физическая культура теряла собственно социокультурные  функции. Такая трансформация из феномена культуры в «насильственный  элемент» воспитания нашла свое воплощение, в том числе, и в особенностях развития физической культуры как социального явления, которая, развиваясь в парадигме «не физическая культура для человека, а человек для физической культуры».

Информация о работе Роль физической культуры в формировании личности